Файл: Реферат по фармацевтической зоологии Млекопитающие как источники получения органопрепаратов, моральноэтические проблемы и возможные альтернативы.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очищенные активные вещества растворяют в соответствующем растворителе и подвергают биологическому и химическому анализу. В связи с тем что большинство гормонов и ферментов термолабильны и не способны выдерживать тепловую стерилизацию, их стерилизуют фильтрованием через мембранные фильтры. Поскольку водные растворы ряда гормонов и ферментов быстро инактивируются при хранении, их разливают во флаконы или ампулы и подвергают лиофильной сушке. Затем ампулы запаивают, а флаконы герметически закрывают резиновыми пробками с последующей металлической обкаткой, что позволяет проколом пробки иглой шприца ввести во флакон растворитель и отобрать нужное количество раствора, не нарушая стерильности.
5.Млекопитающие как источники получения органопрепаратов
Кашалот - самый крупный из зубатых китов. Длина самцов до 20 м, весят до 50-70 т; самки заметно мельче - до 13 м, весят до 30 т. Форма тела каплевидная.
Неестественно большая (до 1/3 длины тела у самцов), квадратная голова выделяет кашалота среди других китов. На голове находится огромная (до 6 т) подушка из спермацета. Её назначение полностью ещё не изучено; согласно одной из версий, она служит для эхолокации, согласно другой - является чем-то вроде плавательного пузыря. Левая ноздря у кашалота открывается в левом переднем углу морды, правая - скрыта под кожей. Правый носовой проход ведёт к мешковидному расширению в лобной части головы - воздушному мешку, благодаря которому кашалот может подолгу оставаться под водой. Нижняя челюсть очень узкая, короче морды, способна опускаться на 90 градусов; несёт 18-30 пар крупных конических зубов, каждый из которых весит примерно 1 кг. На верхней челюсти зубов не больше 1-3 пар, причем они нефункциональны. Строение рта позволяет кашалотам активно всасывать добычу, в зубах они по сути не нуждаются.
В отличие от большинства крупных китов, кожа на боках и спине у кашалота морщинистая. Окраска тела варьируется от серовато-бурой до чёрно-коричневой, с более светлым низом. Грудные плавники короткие и широкие, закруглённые. Спинной плавник в виде толстого и низкого горба, за ним - ещё несколько (2-6) горбов поменьше. Лопасти хвостового плавника большие, разделённые глубокой выемкой.
Кашалот обладает самым крупным мозгом среди современных животных. Его вес обычно равен 7 кг, хотя может достигать 9 кг.
Амбра - воскоподобное вещество, доставшееся нам от кашалотов. Оно образуется в пищеварительном тракте этих китов. Свежая амбра имеет черный цвет и резкий неприятный запах. Под действием солнечных лучей, кислорода и морской воды она твердеет, приобретая серый цвет и тонкий приятный запах, благодаря которому высоко ценится в парфюмерии - недаром амбру называют «легендой восточной парфюмерии».
Как благовоние и лекарство амбра известна с древних времен. Натуральная амбра - в настоящее время очень дорогостоящий продукт, так как китобойный промысел практически прекращен. В парфюмерии применяется большей частью амбра, полученная синтетическим путем. Амбра укрепляет парфюмерные композиции, придает аромату теплоту и стойкость, подчеркивая мягкие цветочные ноты. Это ценное вещество используется еще и в гомеопатии для приготовления настоек и гранул .
Амбру находят и собирают на берегу Атлантического океана; на берегах Бразилии, Мадагаскара; на берегах Африки, Индии, Китая, Японии и Молуккских островов, а также вылавливают в водах этих же водных бассейнов или из мертвых кашалотов.
Куски амбры имеют различную округлую форму, весят от 14 г до десятков кг; масса самого крупного «самородка» - 122 кг. Плотность 0.780-0.926 кг/м3. Размягчается в руках, тает при 62 °C образуя желтую вязкую жидкость и при 100 °C испаряется, образуя белый пар. Горюча. Хорошо растворима в спирте, эфире, эфирных и жирных маслах, но не растворяется в воде.
В свежем виде амбра представляет собой мягкую массу черноватого или сероватого с чёрным цвета, обладающую неприятным фекальным запахом. Под действием морской воды и света она постепенно осветляется, становясь коричневатой или светло-серой («белая амбра»), и твердеет. Одновременно её запах облагораживается и смягчается, делаясь сладковатым и мускусным, по парфюмерной оценке - «землистым», «морским» и «животным». После очистки и сушки цвет амбры - от чёрного до золотистого и белого (последние разновидности наиболее ценны.
Основные компоненты амбра-нелетучие политерпеновые соединения., придающие ей свойства фиксатора запаха,-амбреин ф-лы I (25-45%), эпикопростанол II (30-40%) и др. Запах амбра обусловливают летучие соединения (менее 0,3%) - амброксид III, циклич. кетоны, альдегиды, спирты и др.; все они образуются в результате окисления амбреина на воздухе (фотосенсибилизаторы процесса - содержащиеся в амбре порфирины).
Амбра извлекают из кишечника кашалотов или собирают с пов-сти морей, где они обитают. В промети из доступных растит. бициклич. лабдановых дитерпеноидов вырабатывают полноценные заменители амбра; в частности, из склареола (14-лабден-8,13-диола) получают амброксид.
Полученную от животного постаревшую амбру измельчают, размягчают в спирте и применяют в виде фильтрованного раствора. Этот чудесный продукт источает морской запах, слегка мускусный, одновременно землистый и табачный, совершенно неподражаемый. Духи, в состав которых входит амбра, обретают ауру теплую, проникновенную, сладострастную и вызывающую, в которой преобладают ароматы животного происхождения в сочетании с пряностями, смолами, древесиной или цветов. Классический пример - духи Poison от Кристиана Диора.
Наиболее ценной для парфюмерной промышленности является белая амбра, проплававшая в воде более ста лет. Стоимость ее сопоставляется со стоимостью золота того же веса. И хотя компоненты ее научились синтезировать, и в парфюмерии применяется большей частью амбра, полученная синтетическим путем, крупные фирмы продолжают выпускать дорогие духи на основе натуральной амбры.
В старые времена Амбра употреблялась в медицине, как средство, укрепляющее желудок и противосудорожное, однако в настоящее время никаких литературных данных об использовании Амбры в академической медицине нет. Только врачи гомеопаты на протяжении уже более 200 лет успешно применяют гомеопатический препарат Ambra grisea (Амбра серая) на практике для лечения целого ряда болезненных состояний. Целебные свойства амбры были открыты и изучены еще основателем гомеопатии С. Ганеманом. Затем их изучал врач-гомеопат Ф. фон Герсдорф. Подобно всем веществам, имеющим сильный запах, Ambra резко действует на нервную систему. С гомеопатической точки зрения она больше подходит при нервных заболеваниях у пожилых или ослабленных, вследствие тяжелого труда, людей, преждевременно состарившихся, истощенных. В основном, это люди истеричные, худощавые, усталые, с повышенной нервозностью, мышечными подергиваниями и запором. Препарат часто применяется при старческом слабоумии. В лекарственной характеристике Ambra есть несколько очень ярких признаков. Один из них - это громкая воздушная отрыжка, сопровождающая разные болезненные проявления: кашель, астматический приступ, гипертонический криз, аллергическое состояние, сердечную патологию и др. Второй, более необычный симптом - это ощущение “будто время тянется очень медленно”. Кроме того, пациенты имеют отвращение к обществу, особенно к присутствию посторонних людей. Дидье Гранжорж отмечает, что пациенты, которым показана Ambra, часто испытывают ощущение “будто люди их съедают”. Детишки Ambra отказываются пользоваться горшком и в играх используют слова: “Я тебя ем, я тебя съем”, покусывают того, с кем играют.
Если у пациента наблюдается только один из перечисленных симптомов, врач никогда не назначит гомеопатический препарат Ambra grisea. Только совокупность нескольких ярких, характерных именно для Ambra ощущений, отправлений и жалоб больного, позволят врачу увидеть это лекарство и назначить пациенту в подходящей дозе. Гомеопатия относится к холистической медицине, которая рассматривает человека, как единое неделимое целое, и основным способом лечения считает активизацию внутренних сил организма заболевшего человека. В отличие от других методов лечения, классическая гомеопатия лечит не болезнь, а человека, учитывая все его физические и психологические проблемы и особенности. На приеме врач-гомеопат будет подробно расспрашивать пациента не только о симптомах его болезни, но и о его пищевых пристрастиях, сне, потливости, переносимости разных погодных условий. Для точного подбора гомеопатического препарата врач расспрашивает человека о его характере, привычках, хобби, отношениях в семье и на работе и др. Врач-гомеопат в каждом случае лечит конкретного человека с его индивидуальными особенностями, а не абстрактную болезнь
6.Моральные и этические взгляды в медицине
Среди заповедей древней медицины, дошедших до наших дней и известных каждому культурному человеку, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя Гиппократа Не навреди (non nocere), обращенный к всем докторам. Аристотель считал, что сама культура дала людям уникальное оружие - интеллектуальную силу, но они часто использовали это оружие для других целей. Человек без моральных устоев - существо дикое и несчастное. Таким образом, внутренняя сущность каждого человека напрямую зависит от уровня его нравственности. Но еще большая моральная ответственность лежит на лечащем враче. Гиппократ в своей Клятве заявляет: Чисто и безупречно я буду вести свою жизнь и свое искусство. Вся история человечества убеждает нас, что Развитие медицинского искусства напрямую зависит от образования и воспитания людей, уровня общей культуры народа, нравственных принципов справедливости в обществе. А справедливость, по Цицерону, - это никому не вредить, а приносить пользу.
В XIX веке русский врач и писатель В. В. Вересаев писал:... Как ни печально, но надо признать, что в нашей науке до сих пор нет этики. Под ним невозможно понять ту особо-корпаративную медицинскую этику, которая занимается только нормализацией прямых отношений между врачами и обществом и врачами между собой. Узкие вопросы медицинской практики, в первую очередь, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы можем наконец создать настоящую медицинскую этику. Сегодня моральные требования в области медицины радикально изменились. Причина этого - новые медицинские реалии, которые выражаются в развитии современных теорий, технологий и техник, таких как искусственное оплодотворение, трансплантация и т. д. В настоящее время вмешательство генной инженерии в человеческое тело, как и другие медицинские вмешательства, стали обычным явлением с целью не столько лечения, сколько качественного изменения человеческой натуры. Это обстоятельство одновременно радует и тревожит.
Многие острые моральные, философские и этические проблемы возникают в результате современных биомедицинских экспериментов, проводимых на животных. Примером может служить разведение в 1996 году в лаборатории недалеко от британского города Эдинбург овцы по имени Долли с помощью нового метода клонирования. Спустя время эта овца естественным образом родила здорового ягненка Бонни. А в 2000 году было успешно клонировано пять поросят. Таким образом, эксперименты частично развеяли сомнения ученых, врачей, философов в генетической полезности клонированных животных.
Все эти и многие другие технологии далеко опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировое сообщество вынуждено разрабатывать принципиально иные этические принципы и критерии моральных оценок в науке и медицине, создавать новые структуры морального контроля, действие которых должно быть направлено на обеспечение безопасности каждого члена общества. Нравственность всегда отражает реальный общественный интерес. В то же время он реализуется внутри человеческой личности, выражая идеалы самоотверженности и альтруизма.
Медицинская этика формирует у каждого врача, фармацевта, каждой медсестры глубокую личную ответственность за качественное выполнение своего профессионального долга перед пациентами и всем мировым сообществом.
Лечебная работа с пациентами требует исключительного такта. В результате философского воспитания и нравственного самовоспитания в медицинской среде уже установлены новые категорические моральные запреты. Так, например, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсестре, няне естественно и понятно каждому. Но в этом случае врачи занимают, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим пациентам: они решительно отказываются принимать дорогие подарки, потому что это может поставить под сомнение бескорыстие работы врача - его жизненного подвига.
Основные цели медицинской деонтологии четко характеризуют моральные качества и моральные качества всех медицинских работников.
Можно вспомнить много случаев из врачебной практики, когда неосторожное слово врача при разговоре с пациентом причиняло последнему сильную душевную боль, а иногда и физический ущерб. В медицине даже есть специальный термин для этого явления - ятрогения. Уже при первом разговоре с пациентом врач должен уловить личностные черты его характера. Следует помнить, что то, что можно сказать одному человеку, нельзя категорически сказать другому. Дело не столько в сохранении врачебной тайны, сколько в моральной и психологической ответственности.
В современных условиях, каждый медицинский работник должен постоянно осваивать психологические и философские знания, профессиональные навыки и имеет высокие моральные качества.
Эти требования закрепились в деонтологии как в учении о врачебном долге, моральном законе. Они появились в Древней Греции. Но благодаря И. Канту деонтология (греч. Deon - долг и logos - учение) стала синонимом моральной философии. Английский философ И. Бентам был первым, кто предложил обозначать медицинскую этику термином деонтология, чтобы указать на моральные обязательства врача.