Файл: Тема Государство и право в их соотношении ПравоведениеЦели изучения темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.
Государство и право в их соотношении
Правоведение
Цели изучения темы:
– Изучение соотношения государства и права.
Задачи изучения темы:
изучение единства и взаимодействия государства и права;
изучение понятия и особенностей правового государства;
рассмотрение значения законности и правопорядка в современном обществе;
изучение понятия и видов правонарушения и юридической ответственности.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
О единстве и взаимодействии государства и права.
Понятие и особенности правового государства.
Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности.
Уметь:
Понимать суть единства и взаимодействия государства и права.
Разбираться в понятии и особенностях правового государства.
Знать о значении законности и правопорядке в современном обществе.
Владеть:
знаниями о видах правонарушений и юридической ответственности.
Учебные вопросы темы:
1.
Единство и взаимодействие государства и права.
2.
Правовое государство.
3.
Значение законности и правопорядка в современном обществе.
4.
Правонарушение и юридическая ответственность: понятие и виды.
Вопрос 1. Единство и взаимодействие государства и права.
Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.
Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.
О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права, поскольку государственное и правовое развитие - единый процесс. Соответственно, его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.
Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.
Различия вытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство является особой политико-территориальной организацией публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей.
У них разное социальное назначение, различные роли.
Государство олицетворяет силу, а право - волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на
право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь.
Прирожденные, естественные права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению (ст. 2 Конституции России). Правовое государство потому и называется правовым, что оно действует на основе и в соответствии с этими правами.
Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима.
Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы
(пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты.
Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.
Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная "работа" должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.
Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере.
В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:
тоталитарная (государство выше права и им не связано);
либеральная (право выше государства);
прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства.
В юридической литературе периода СССР считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.
Теоретической предпосылкой такой точки зрения являлось
Прирожденные, естественные права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению (ст. 2 Конституции России). Правовое государство потому и называется правовым, что оно действует на основе и в соответствии с этими правами.
Правоохранительная и правообеспечительная его миссия неоспорима.
Не менее существенно и многообразно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы
(пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты.
Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.
Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная "работа" должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.
Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере.
В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:
тоталитарная (государство выше права и им не связано);
либеральная (право выше государства);
прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства.
В юридической литературе периода СССР считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.
Теоретической предпосылкой такой точки зрения являлось
формально-догматическое отношение к понятию права как к совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход не подходит.
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, из ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Либеральный подход имеет определенные преимущества: он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Однако данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство), а видится более сложной, носящей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между правом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права. В настоящее время прагматический подход преобладает в юридической науке РФ. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.
Можно остановиться на трех главных аспектах прагматической
(третьей) модели соотношения государства и права: единство, различие, взаимодействие.
Единство выражается в одновременном происхождении государства и права в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно праву, и наоборот. Государство и право остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению, государство и право ни на минуту не остаются
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, из ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Либеральный подход имеет определенные преимущества: он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Однако данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство), а видится более сложной, носящей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между правом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права. В настоящее время прагматический подход преобладает в юридической науке РФ. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.
Можно остановиться на трех главных аспектах прагматической
(третьей) модели соотношения государства и права: единство, различие, взаимодействие.
Единство выражается в одновременном происхождении государства и права в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно праву, и наоборот. Государство и право остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению, государство и право ни на минуту не остаются
наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.
Различия вытекают из определений государства и права. Если государство есть та особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества, то право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государство осуществляет силу, а право – волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; относятся к разным сферам общественной жизни. Государство и право – каждое по-своему отражают реальную действительность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. Наконец, при известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, что порождает коллизии между ними.
Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.
Воздействие государства состоит прежде всего в том, что оно создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь право. В связи с этим можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно от создания права до его реализации в общественных отношениях.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Тем самым внутреннее функционирование государства ставится на правовую основу, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется конституционный строй, положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на котором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами,
Различия вытекают из определений государства и права. Если государство есть та особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества, то право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государство осуществляет силу, а право – волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; относятся к разным сферам общественной жизни. Государство и право – каждое по-своему отражают реальную действительность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. Наконец, при известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, что порождает коллизии между ними.
Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.
Воздействие государства состоит прежде всего в том, что оно создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь право. В связи с этим можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно от создания права до его реализации в общественных отношениях.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Тем самым внутреннее функционирование государства ставится на правовую основу, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется конституционный строй, положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на котором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами,
является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.
Право "навязывается" государству в силу необходимости, поэтому последнее в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Право "облагораживает" государственность, делает ее зрелой и полноценной.
В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности.
Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе "индивид – общество – государство". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право – государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И.
Кант в свое время обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой есть право. С позиций современного анализа это означает, что только связанное правом государство может действовать "свободно".
Вопрос 2. Правовое государство.
Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права.
То есть, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов.
Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан.
Органы и институты такого государства строго исполняют законы.
Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».
Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.
Право "навязывается" государству в силу необходимости, поэтому последнее в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Право "облагораживает" государственность, делает ее зрелой и полноценной.
В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности.
Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе "индивид – общество – государство". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право – государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И.
Кант в свое время обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой есть право. С позиций современного анализа это означает, что только связанное правом государство может действовать "свободно".
Вопрос 2. Правовое государство.
Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права.
То есть, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов.
Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан.
Органы и институты такого государства строго исполняют законы.
Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».
Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.