Файл: Задача Гражданская война закономерность или трагическая случайность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Ниже приведены точки зрения ученых-историков по конкретным дискуссионным вопросам. Выберите и аргументируйте одну из предложенных точек зрения, наиболее близкую именно Вам. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить выбранное Вами суждение. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

1) Гражданская война «была и подвигом, и трагедией, как для победителей, так и для побежденных».

2) Гражданская война «есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей».

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:

1) Гражданская война «была и подвигом, и трагедией, как для победителей, так и для побежденных».

- в Гражданской войне победили «красные», выделились новые командующие армии: Фрунзе, Буденный, Ворошилов. Удалось отстоять независимость Советской России. Интервенты были изгнаны.

- но для «красных» цена победы была высокой: от 10 до 20 млн.чел. Из них жертвами красного и белого террора, бандитизма стало 2 млн. чел., эмигрировало 2 млн. человек. В стране была разруха. Начался голод.

-Белая гвардия проиграла войну. Погибли генералы, которые всю жизнь посвятили армии и России - Колчак, Марков, Корнилов. Каппель умер от ран. Колчак расстрелян. Каледин застрелился.

- 2 млн. сторонников монархии, в том числе белогвардейцев покинуло Россию. Эмигрировал Деникин, Врангель

2) Гражданская война «есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей».

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние

- и «красные», и «белые» принесли России в Гражданской войне горе и разруху. Они разграбили страну, обрекли ее на голод и разруху. Тысячи людей погибли с той и другой стороны. Страшная жестокость, «красный» и «белый» террор, бесконечные мобилизации, разрушенные семьи, где брат против брата, отец против сына.

- в Гражданской войне погибло от 10 до 20 млн.чел. Из жертвами красного и белого террора, бандитизма 2 млн. чел., эмигрировало 2 млн. человек

-падение промышленности до 20%, а сельского хозяйства до 50% от уровня 1913 г.

Комментарии и ответы

Задание 1

а) Территория, о которой идет речь, – Восточная Сибирь («Ледовитое море», «эвенки-тунгусы», «китайская граница»).


б) Железных дорог там быть не могло, так как:

  • наличие железных дорог не совпадает с описанной картиной безлюдности края (а даже в самом безлюдном крае вдоль железной дороги сразу появляются люди – строят станции, поселки железнодорожников, затем и предприятия, города);

  • время описания – 50-е годы XIX в. – время сухопутного путешествия писателя по Сибири после прибытия фрегата «Паллада» к японским, а затем и к сибирским берегам. А железная дорога (Транссибирская магистраль) начала строиться лишь в начале 90-х годов.


Задание 2

а) На Транссибирской магистрали к 1896 г. находились города Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Колывань, Новониколаевск (ныне Новосибирск), Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск, Мысовск, Селенгийск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Чита. Затем (к 1903 г.) магистраль пошла еще дальше – через Нерчинск, Сретенск, Алексеевск, Хабаровск, Никольск-Уссурийский и завершилась во Владивостоке.

б) В стороне от магистрали оказались Томск, Барнаул, Бийск, Павлодар, Кустанай, Минусинск, Балаганск, Верхоленск, Баргузин, Троицкосавск, Акша, Благовещенск.

в) У большинства городов были водные, прежде всего речные, транспортные возможности. У Владивостока – морские транспортные возможности. Но надо отметить, что и сами речные возможности – разные. Одно дело стоять на Иртыше (Омск), Оби (Новосибирск), Енисее (Красноярск), Амуре (Хабаровск), на слиянии рек (Бийск, Томск, Благовещенск), на слиянии реки и озера (Иркутск), другое дело – на менее значимых реках, иногда даже не подписанных на карте.
Задание 3. Строительство магистрали было выгодно:

  • угольщикам Кузбасса (облегчение транспортировки продукции – даже из районов Кузбасса, стоящих не на Транссибе, а на железнодорожных ветках, ведущих к нему);

  • золотопромышленникам Якутии (та же причина);

  • представителям черной металлургии Урала (выход на сибирский и дальневосточный рынки);

  • чиновникам переселенческого ведомства (облегчение переселения малоземельных крестьян Центральной России на свободные сибирские земли); крестьянам Центральной России (та же причина);

  • российским генералам (убыстрение переброски войск, вооружений, продовольствия, обмундирования и др.) с запада на восток, с востока на запад – особенно в связи с войнами с Японией и Германией);

  • жителям Новониколаевска (бурное развитие города, начавшегося как поселок строителей железной дороги и моста через Обь);

  • томской интеллигенции и купечеству (сохранение за Томском статуса административного, финансового и культурного центра губернии, Западной Сибири, возможность широких контактов и обменов с внешним миром).

  • Строительство магистрали было невыгодно:

  • представителям черной металлургии Сибири (на сибирский рынок проникают более сильные уральские конкуренты),

  • ямщикам Томска (железнодорожные перевозки уменьшают объем почтовых и других перевозок по Московскому и Иркутскому трактам);

  • угольщикам Донбасса (магистраль усиливает позиции кузбасских конкурентов на всероссийском рынке).



Задание 4. Сибирское маслоделие дает так много золота потому, что сибирское масло из-за своего высокого качества очень ценилось за границей и хорошо шло на экспорт. Поэтому сибирские маслоделы (крестьяне, промышленники-переработчики) были заинтересованы в перевозках своей продукции по Транссибирской магистрали по России и за границу.

Задание 5

а) Таблица динамики роста бюджетов сибирских и дальневосточных городов может выглядеть так:


Город

На сколько вырос бюджет

(1894 – 1910 гг.), руб

Во сколько раз вырос бюджет (1894 – 1910 гг.)

Благовещенск

на 791400

в 4,0

Владивосток

на 772500

в 2,91

Новониколаевск

на 506932

в 7,14

Барнаул

на 487444

в 5,87

Томск

на 456449

в 1,7

Иркутск

на 438500

в 1,42

Чита

на 309300

в 3,61

Красноярск

на 293900

в 2,11

Хабаровск

на 215700

в 2,1

Бийск

на 140500

в 3,84

Мариинск

на 22999

в 1,95


б) Из таблицы следует, что Транссибирская магистраль – не единственное, но одно из важных условий роста бюджетов (и в целом – развития перечисленных городов) в указанные годы.
Задание 6. Доказательства:

1. То, что это не единственное условие развития этих городов, подтверждается высокими темпами роста бюджетов городов, стоящих вне магистрали (Благовещенск, Барнаул). Благовещенск использовал свое положение торгового центра на слиянии рек Амур и Зея, а Барнаул – город на Оби – это старый (еще с XVIII века) промышленный центр. Благовещенск к тому же соединялся с Транссибирской магистралью железнодорожной веткой, т.е. не был совсем лишен железнодорожного сообщения. У «магистрального» Иркутска прирост бюджета ниже, чем у «немагистрального» Томска. Иркутск оказался не затронутым промышленным ростом и так и остался прежде всего купеческим городом. В Томске также не было промышленности и он тоже оставался купеческим городом, но открылись университет (единственный за Уралом) и технологический институт (тоже единственный за Уралом, готовивший инженерные кадры для обслуживания Транссиба). Промышленный, хоть и «немагистральный» Бийск не уступает в приросте бюджета «магистральным» Красноярску и Хабаровску, только начинавшим развиваться как промышленные города. Ну а самый скромный рост бюджета «магистрального» Мариинска, не развившегося как промышленный город и к тому же имеющего слабые дополнительные (водные) транспортные возможности, доказывает, что железная дорога сама по себе – это все равно что бассейн без воды, в котором нельзя купаться.


2. С другой стороны, то, что строительство Транссибирской магистрали – одно из важных условий развития городов, подтверждает бурный рост бюджета Новониколаевска, стоящего в эпицентре магистрали (он и начинался как поселок строителей железной дороги и моста через Обь). Это же показывает рост бюджетов Читы и Владивостока (первоначально и впоследствии конечные, опорные пункты магистрали).
а) Общий вывод: появление Транссибирской магистрали – не единственное, но одно из важных условий развития городов (наряду с другими транспортными артериями, прежде всего водными, наряду с традиционным развитием промышленности, c развитием науки и образования, наряду с железнодорожными ветками).
Этот вывод можно подтвердить и другим способом – общими цифрами темпов роста бюджетов двух групп городов, магистральных и немагистральных (cм. нижеприведенную таблицу).


Города

Общий бюджет в 1894 г., руб.

Общий бюджет в 1910 г., руб.


На сколько вырос общий бюджет, руб.

Во сколько раз вырос общий бюджет

Магистральные города (Новониколаевск, Красноярск, Мариинск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток)

2837100

7285550


4448450


2,55

Немагистральные города (Томск, Барнаул, Бийск, Благовещенск)

242500

479193

36693

1,98


Если бы появление Транссибирской магистрали был единственным условием развития городов, то различия в темпах роста магистральных городов были бы значительно выше. Они же не столь незначительно превышают темпы роста немагистральных городов. А большие различия в натуральных размерах бюджетов не показательны, так как у нас данные по семи магистральным городам и лишь по четырем немагистральным. Все это подтверждает приведенный выше общий вывод.
б) Однако наш общий вывод еще не окончателен. Это пока лишь предварительная и частичная проверка гипотезы. Нашим предположениям, чтобы стать твердыми и окончательными, не хватает дополнительной информации:

  • о бюджетах других городов, не указанных в таблице, но перечисленных ранее (в задании 2) – магистральных и немагистральных;

  • о населении всех магистральных и немагистральных городов (рост населения – это, конечно же, показатель развития города);

  • информации о бюджетах и населении городов в последующие годы, принесшие много изменений в жизнь городов – в годы наивысшего развития царской России (1910–1913), в годы войн и революций (1914–1922), в советские годы;

  • о промышленном и другом экономическом потенциале этих городов.



Имея всю эту, более представительную (более репрезентативную) информацию, мы можем дополнить свои предварительные предположения и выводы и понять роль Транссибирской магистрали в дореволюционной России и в дальнейшие периоды нашей истории. C большой долей уверенности можно предполагать, что разрыв в уровне развития между зоной Транссиба и прилегающими зонами увеличится. Но это еще надо все равно доказывать многочисленными данными.

Комментарий для учителя
Задача в качестве обучающей может быть использована при изучении раздела «Россия в конце XIX – начале XX вв. (темы «Российское общество на рубеже столетий (XIXXX вв.)», «Социально-экономическое развитие страны в 1900–1907 гг.», «Социально-экономическое развитие страны в 1907–1914 гг.» , «Серебряный век русской культуры».). По согласованию с учителем географии осуществляется связь с темами курса «География России. Население и хозяйство», 9 класс, I четверть: «Городское и сельское население. Расселение населения», «Функции поселений», «Урбанизация России», «Расселение в сельской местности», «Транспортный комплекс», «Сухопутный транспорт».


Схема оценивания


Начисляемые баллы

Основания начисления

Примеры

0 баллов

Отсутствие всякого ответа




За ответ минимального объема (в заданиях, предполагающих определенное количество позиций, по которым дается ответ)

В задании 3 – анализ-прогноз с позиций лишь одной-двух из 8 заинтересованных групп; в задании 5 – индивидуальный комментарий лишь по 1–2 городам; в задании 6 – выявление лишь одного из 4 достоинств наличия железной дороги

1 балл

За ответ частичного объема

(в заданиях, предполагающих определенное количество позиций, по которым дается ответ)

В задании 3 – за анализ-прогноз с позиций 3–5 заинтересованных групп и 1 из 3 незаинтересованных групп; в задании 5 – за индивидуальный комментарий по 3–5 городам; в задании 6 – за выявление только двух из 4 достоинств наличия железной дороги.

За частичный ответ на неодносложный вопрос

В задании 1 – за приведение только 1 доказательства; в задании 4 – за ответ только на вопрос: «Как понять?»

За простое (поверхностное) прочтение таблицы

В задании 5 – за объяснение динамики роста только через сравнение натуральных величин («больше на …»)

За нахождение объектов на карте, отдельно – за их дифференциацию (по масштабам, значению и др.)

В задании 2

2 балла

За почти полный ответ на вопрос (в заданиях, предполагающих определенное количество позиций, по которым дается ответ)

В задании 3 – за анализ-прогноз с позиций 6 заинтересованных и 2 незаинтересованных групп;); в задании – за комментарий по 6–8 городам; в задании 6 – за выявление трех из 4 достоинств наличия железной дороги

За перевод таблицы из одной в другую

В задании 5 – за перевод из таблицы сравнения натуральных величин в таблицу динамики темпов роста

За перенос информации с одной (понятной) карты на другую, непонятную .

В задании 2 – за перенос информации с современной карты на дореволюционную (или наоборот);

За полный ответ на неодносложный вопрос

В заданиях 1 и 4

3 балла

За полный ответ на вопрос (в заданиях, предполагающих определенное количество позиций, по которым дается ответ)

В заданиях 3 и 6; в задании 5 – за комментарий по 8–11 городам.

За подведение эмпирического материала под обобщающий

В задании 6 – за отнесение своего населенного пункта к тому или иному типу

За анализ и обобщение эмпирического (статистического) материала

В задании 5 – за общий аналитический вывод по бюджетам городов

За перевод таблицы в новую, усложненную

В задании 5 – за перевод таблицы сравнения натуральных величин в таблицу сравнения темпов роста бюджетов + по группам городов

За определение статуса информации и перспектив работы с ней

В задании 5 – за определение промежуточности выводов + за определение содержания требуемой для твердых выводов дополнительной информации

1 балл дополнительно

За поиск точной информации в ненаучных текстах

В заданиях 1 и 4

За аргументированные ответы в свободной форме

В заданиях 3 и 6

За обращение к другим образовательным (предметным) областям и преодоление стереотипов выполнения заданий по истории

В заданиях 2 и 5

За практическое употребление знаний, выводов, оценок, прогнозов

В задании 6 (за контуры самоопределения)

За обращение к нешкольным информационным ресурсам (энциклопедии, словари, книги, периодика, ТВ, Интернет, живые свидетельства и др.)

Во всех заданиях