Файл: Урока физики в 7 классе по теме Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области


План-конспект

открытого урока физики

в 7 классе по теме

« Центр тяжести тела. Условия равновесия тел»
Подготовила: Ивасенко З.А.,

учитель физики


с. Крестище

2021г

Технологическая карта урока

Дата проведения: 18.05. 2021 года

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М, Физика, 7 класс

Тема урока: «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний(с элементами исследовательской работы, применением технологии проблемного обучения)

Используемое оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, школьная доска, ….

Цель урока. Ввести понятие центра тяжести тела. Выяснить нахождение центра тяжести различных твердых тел. Выяснить условия равновесия тел. Изучить виды равновесия.

Задачи.

Образовательные:

1.рассмотреть понятия: «центр тяжести тела», «равновесие тел», «устойчивое равновесие», «неустойчивое равновесие», «безразличное равновесие»;

2.выявить причины устойчивого и неустойчивого равновесия;

3.рассмотреть примеры равновесия в архитектуре, искусстве, спорте и жизни человека;

4.продолжить развитие умений объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики на основе полученных знаний.

Развивающие:

1. продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету;

2. высказывая свое мнение, решая проблему совершенствовать речевые умения;

Воспитательные:

1. в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2. работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников

Планируемые результаты обучения


Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез о нахождении центра тяжести твердого тела и их экспериментальной проверки, развивать монологическую и диалогическую речь, выделять основное содержание прочитанного текста.

Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об условиях равновесия тел, постановки целей, оценки результатов; предвидеть возможные результаты действий при рассмотрении опыта ≪Расположение центра тяжести при устойчивом равновесии≫, ≪Виды равновесия≫; овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении качественных задач на виды равновесия, развивать монологическую и диалогическую речь, выражать свои мысли; выделять основное содержание прочитанного текста.

Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о центре тяжести тела, об условии равновесия тел и видах равновесия; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; научиться использовать экспериментальный метод исследования при нахождении центра тяжести тела, при исследовании условий равновесия

тел, принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: использовать эмпирический метод познания при изучении и проведении опытов ≪Направление силы тяжести тела≫, ≪Нахождение центра тяжести тела≫; объяснять полученные результаты и делать выводы, применять полученные знания для объяснения действий приборов и явлений; докладывать о результатах исследования, кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.

Пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, обнаружи-

вать зависимость между устойчивостью тела и расположением центра тяжести, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять знания об

условиях устойчивости тела при решении задач и на практике, кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.

Частные предметные: владеть экспериментальным методом исследования места положения центра тяжести тела, использовать знания о центре тяжести в повседневной жизни. Понимать и объяснять явление устойчивости тела, использовать знания о видах равновесия в повседневной жизни, приводить



примеры различных видов равновесия в окружающем мире.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Учитель. – Здравствуйте, начинаем урок физики. У нас сегодня необычный урок, у нас урок - открытый. На уроке у нас присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнулись, пожелаем успеха друг другу, и начнём работать.

Пусть девизом нашего урока будет известная китайская мудрость

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и

Я научусь.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы научитесь получать ответы на все вопросы.

II. Актуализация опорных знаний и умений. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

1. Какую силу называют равнодействующей нескольких сил?

2. Чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону?



3. Чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны?



4. Если равнодействующая сила R = 0, то тело … .

5. Что такое сила тяжести?

6. Какие величины характеризуют эту силу?

7. Что необходимо знать для полной характеристики этой силы ?

8. Куда направлена сила тяжести?

9. Как определить числовое значение силы тяжести?

10. Где находится её точка приложения?


Определение точки приложения гораздо сложнее. И эта точка очень важная в жизни.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации. Если я скажу вам: “Сейчас вы сядете на стул так, что не сможете встать, хотя и не будете привязаны”, вы примете это, конечно, за шутку.

Хорошо. Сядьте же так, как сидит человек, изображенный на рисунке, т. е. держа туловище отвесно и не пододвигая ног под сиденье стула. А теперь попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед.

В таком положении невозможно подняться со стула.

Что, не удается? Никаким усилием мускулов не удастся вам встать со стула, пока вы не пододвинете ног под сиденье или не подадитесь корпусом вперед.

Чтобы понять, почему это так, нам придется побеседовать немного о равновесии тел вообще и человеческого в частности.

При создании машин, механизмов и различных конструкций важно знать, при каких условиях они будут устойчивыми, т.е. будут находиться в равновесии. Оказывается, без равновесия человек не смог бы ходить, птицы летать, а всё живое ориентироваться в окружающем их мире. Каким же образом можно добиться равновесия тела и каковы условия этого

равновесия ?

Демонстрационный эксперимент №1 «Равновесие». Линейку обвязываем ниткой, перемещаем нить по линейке, до тех пор пока не найдем положение в котором линейка будет находиться в равновесии. В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести. Центр тяжести есть у каждого тела.

«Не существует тела, у которого

бы не было этой важнейшей характеристики.

Кто-то ею доволен, кто-то не очень,

но очень хочет ее изменить»

Альберт Эйнштейн

Конечно, речь идёт о центре тяжести. В своём труде "О равновесии плоских

тел" ещё Архимед, древнегреческий математик, физик и инженер, употреблял

понятие центра тяжести. Видимо, оно впервые было введено неизвестным

предшественником Архимеда или же им самим, но в более ранней, не

дошедшей до нас работе. Прошло 17 веков, и Леонардо да Винчи сумел найти

центр тяжести тетраэдра. Он же, размышляя об устойчивости итальянских

"падающих" башен, в том числе - Пизанской, пришёл к "теореме об опорном

многоугольнике". Что же такое центр тяжести?

Тема урока
: «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел».

Цели урока. 1.Что такое центр тяжести тела?

Как можно найти центр тяжести в различных телах?


Какие цели поставим перед собой на уроке?

Поставим цели по ключевым словам:
Выяснить условия равновесия тел. Изучить виды равновесия.

  • Дать….(определение центра тяжести)

  • Выяснить….(причины равновесия)

  • Узнать…..(виды равновесия)

  • Провести…..(эксперимент)

  • Сделать……(выводы)-

  • Применить…(вредно трение или полезно?)


Любое тело можно разделить на большое число частей. На каждую часть действует сила тяжести, направленная вертикально вниз. Следовательно, на любое тело действует очень много параллельных сил (сил тяжести его отдельных частей). Как же определить равнодействующую этих сил тяжести? Опираясь на уже полученные знания, учащиеся делают вывод, что, сложив эти силы, можно получить равнодействующую силы тяжести. Учитель поясняет, что точка приложения этой равнодействующей занимает в теле вполне определенное положение и называется центром тяжести тела.

Определение. Точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела, называют центром тяжести тела.

При любом положении тела центр тяжести его находится в одной и той же точке. Древнегреческий ученый Архимед впервые ввел это понятие в физику. Архимед решил ряд задач на нахождение центров тяжести различных геометрических фигур: треугольника, параллелограмма, конуса, сегмента параболы.
Если тело однородно и имеет правильную форму, то все просто. У однородных тел правильной формы центр тяжести совпадает с его геометрическим центром. Так, например, центр тяжести шара лежит в его геометрическом центре, у прямоугольного параллелепипеда — в точке пересечения диагоналей, а у треугольника — на пересечении его медиан.

Поставим опыт. Возьмем пластину неправильной формы и, по ее периметру, проделаем несколько одинаковых отверстий. Теперь подвесим пластину за одно из них. Если качать пластину, то она, после нескольких колебаний, всегда будет останавливаться в одном и том же равновесном положении. Чтобы запомнить это положение, прикрепим к оси отвес и проведем вдоль него прямую линию. Теперь подвесим пластину за другое отверстие и повторим все действия с отвесом.