Файл: Влияние выбора учетной политики предприятия на результаты хозяйственной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Вариант 9

  2. Задание 1

  3. Влияние выбора учетной политики предприятия на результаты хозяйственной деятельности

Формирование учетной политики организации производится главным бухгалтером или просто бухгалтером организации и утверждается на основе настоящего Положения руководителем организации.

При этом утверждается:

1. синтетические и аналитические счета, содержащиеся в рабочем плане счетов бухгалтерского учета в соответствии полноты учета, отчетности и с требованиями своевременности;

2. первичные учетные документы, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. порядок проведения инвентаризации обязательств и активов организации;

4. методы оценки обязательств и активов;

5. технология обработки учетной информации и правила документооборота;

6. контроль и порядок за хозяйственными операциями;

При формировании учетной политики предполагается:

· обязательства и активы организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности) и обязательств и активов собственников этой организации;

· у организации будет отсутствовать намерение и необходимость ликвидации, будет продолжать свою деятельность в будущем, не будет существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

· учетная политика, принятая организацией применяется последовательно от одного отчетного периода (года) к другому;

Учетная политика должна обеспечить:

- полноту отражения всех факторов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности;

- готовность в бухгалтерском учете к признанию обязательств и расходов, возможных активов и доходов, при этом, не допуская создание скрытых резервов;

- отражение, в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- исходя, из условий хозяйственной деятельности и величины организации нужно создать рациональное ведение бухгалтерского учета.


При формировании учетной политики нужно сделать выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Можно осуществить разработку соответствующего способа в том случае если в нормативных документах не оговаривается способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу требуемый организации. Но свой способ организация должна осуществлять исходя из настоящего и иных Положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика, принятая организацией подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации (приказами, распоряжениями и т.п.).

При утверждении соответствующего организационно-распорядительного документа, при формировании учетной политики, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией применяются с первого января года следующего за годом принятия. Они применяются всеми представительствами, подразделениями и филиалами организации, независимо от их места нахождения.

Правильно подойти к обоснованию учетной политики поможет только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов. С развитием рыночных отношений, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики.

Учетная политика, в узком смысле, представляет собой согласно действующему законодательству, совокупность способов бухгалтерского учета.

Учетную политику вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления предприятием, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности.

Задачи, решаемые при формировании учетной политики.

Для чего составляется учетная политика? Для решения четырех основных задач:

ь Выбор одного из нескольких вариантов учета, прописанных в законодательстве. Налоговый учет будет вообще невозможен, если организация не внесет нужный элемент в учетную политику организации.

ь Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Есть два метода учета в расходах процентов кредитам / займам: или по расчетной ставке рефинансирования, или по реально заплаченным процентам.



ь Сближение налогового и бухгалтерского учета, а именно уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые работники часто предлагают руководителям внимательно изучать учетную политику организации, даже приводят инструкции, чтобы бухгалтерия делала как проще, а не как выгоднее, и какие именно сроки надо сравнивать. Следует отметить, что конечная стоимость больших различий в бухгалтерском и налоговом учете - это следствие повышенной вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

ь Минимизация налогов. Грамотно составленная учетная политика позволяет реально уменьшать налоговые выплаты. Можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета, например, при отнесении затрат на реализацию / производство. В таком случае списание затрат можно осуществить сразу, минимизировав таким образом налоговые выплаты, не растягивая на длительный период. Но возникает разница между налоговым и бухгалтерским учетом, и бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02.

В учетной политики организации внеочередные изменения разрешается производить в случаях:

1. смены собственников;

2. реорганизации предприятия;

3. изменений в системе нормативного регулирования либо в законодательстве бухгалтерского учета;

4. разработки новых способов бухгалтерского учета. Вопросы, регламентирующиеся в Приказе об учетной политики:

Ш методы определения выручки (прибыли), оценки готовой продукции, оценки производственных запасов, учета товаров, учета затрат на производство продукции;

Ш порядок учета расходов будущих периодов и незавершенного производства;

Ш порядок начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и начисления амортизации основных средств;

Ш лимит отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся предметам и основным средствам;

Ш перечень создаваемых резервов и фондов, порядок распределения общехозяйственных расходов;

Ш создание резерва по сомнительным долгам и способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам;

Ш нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения.

Учётная политика фактически позволяет совершенно законным способом оказывать влияние на показатели отчётности:
управлять величиной прибыли, оценкой активов и т.д.

От того, какой метод учёта фактов хозяйственной деятельности выбран, напрямую зависит картина финансового положения организации, демонстрируемая в финансовой отчётности.

Особое внимание в учётной политике уделяют оценке активов и в особенности оценке оборотных активов и связанных с ней существенных моментов:

  • признание дохода и (или) расхода;

  • оценка фактов хозяйственной жизни;

  • оценка выбытия товарно-материальных ценностей;

  • образование резервов.

От выбранной оценки зависит и финансовое положение, и финансовый результат.

Для определения финансового результата необходимо правильно сформировать доходы и расходы организации. Как правило, определить сумму дохода не составляет труда, но сумму расходов необходимо исчислять.

Формирование суммы расходов во многом зависит от учётной политики. Здесь вступает в силу принцип соответствия доходов тем расходам, благодаря которым эти расходы были получены. А именно: выбор методики амортизации, оценки запасов, резервирования потерь, начисления резервов, признания моментов возникновения расходов, порядок списания общехозяйственных расходов.

Всё перечисленное определяет сумму затрат, благодаря которым получена выручка.

  1. Задание 2

  2. Информация об участии в совместной деятельности(ПБУ 20\2003)

Совместная деятельность в рамках договора простого товарищества – это особый порядок перераспределения доходов между сторонами договора – товарищами.

ПБУ 20/03 посвящено отражению в бухгалтерской отчетности организаций - юридических лиц (за исключением кредитных организаций) информации о совместной деятельности, осуществляемой без образования юридического лица на основании договоров. Причем имеются в виду не только договоры простого товарищества (о совместной деятельности), регулируемые главой 55 ГК РФ, но и заключаемые организациями договоры о любых совместных действиях, направленных на получение доходов.

Главный критерий для отражения в отчетности информации о совместной деятельности - наличие договора между организациями, условиями которого установлено распределение между участниками обязанностей по финансовой и иной совместно осуществляемой деятельности с целью получения экономических выгод или дохода. Таким образом, при наличии таких договоров организация должна применять ПБУ 20/03, если же такие договоры не исполняются, то в отчетности соответствующая информация не отражается. Согласно ПБУ 20/03,
совместная деятельность организаций, информация о которой должна раскрываться в их бухгалтерской отчетности, выражается в трех формах:

  • совместно осуществляемые операции;

  • совместно используемые активы;

  • совместная деятельность (деятельность в рамках договора простого товарищества).

Следует оговориться, что в ПБУ 20/03 фактически присутствует два понятия совместной деятельности. В широком смысле под ней понимаются все три указанные выше формы деятельности, а в узком - совместная деятельность, осуществляемая в рамках договора простого товарищества.

Организация бухгалтерского учета совместных операций

  1. необходимо организовать отдельный учет активов, обязательств, доходов и расходов, связанных с совместно осуществляемыми операциями. Это достигается введением отдельных субсчетов к счетам бухгалтерского учета или дополнительных кодов аналитики.

  2. при необходимости нужно внести дополнения в учетную политику организации. ПБУ 20/03 предписывает вести бухгалтерский учет активов, обязательств, доходов и расходов, связанных с совместно осуществляемыми операциями, в соответствии с ПБУ 12/2010.

Отражение совместных операций в бухгалтерской отчетности

Активы, обязательства, относящиеся к совместно осуществляемым операциям, отражаются в Бухгалтерском балансе по соответствующим счетам активов и обязательств, а доходы и расходы - в аналогичном порядке в Отчете о прибылях и убытках. В то же время в бухгалтерской отчетности информация о совместно осуществляемых операциях должна отражаться в обособленном виде. В пункте 8 ПБУ 20/03 установлено, что в рамках отчетного сегмента о совместной деятельности отражаются:

  • активы, используемые для участия в договоре;

  • обязательства, возникшие непосредственно у участника в связи с участием в договоре;

  • расходы, понесенные непосредственно участником в связи с участием в договоре;

  • доходы, полученные непосредственно участником в результате участия в договоре. Эти данные приводятся в пояснительной записке организации.