Файл: Методика психологического исследования. .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Экспериментальная психология

Доклад на тему: «Методика психологического исследования.»

Выполнил: Державин Илья

Группа: зБХВ-111псп





Методика психологического исследования.

Психологическое исследование — это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

  1. Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

  2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.

Методами психологииназывают основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.

Выделяют четыре группы методов исследования: Организационные, эмпирические, обработки данных и интерпретационные.

1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):

- сравнительный - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.

- лонгитюдный - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода

- комплексный - в исследовании принимают участие представители разных наук

2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):

- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);


-эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);

-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).

Виды тестов:

1. по форме проведения - индивидуальные, групповые

2. по цели - для отбора, для распределения, для классификации

3. по изучаемому признаку - тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)

- анкетирование (личности ребенка - его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов - восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)

- анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка - его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)

биографический метод

3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):

- количественный - способы статистической обработки информации

- качественный - дифференциация материала по группам, анализ

4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):

- генетический - анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

-структурный - установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления.

Использованная литература:

  1.  Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. − Самара

  2.  См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.