ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» |
Экспериментальная психология |
Доклад на тему: «Методика психологического исследования.» |
Выполнил: Державин Илья Группа: зБХВ-111псп |
|
Методика психологического исследования.
Психологическое исследование — это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
-
Планирование исследованияподразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. -
Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
Методами психологииназывают основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.
Выделяют четыре группы методов исследования: Организационные, эмпирические, обработки данных и интерпретационные.
1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):
- сравнительный - сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.
- лонгитюдный - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода
- комплексный - в исследовании принимают участие представители разных наук
2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):
- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);
-эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);
-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).
Виды тестов:
1. по форме проведения - индивидуальные, групповые
2. по цели - для отбора, для распределения, для классификации
3. по изучаемому признаку - тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)
- анкетирование (личности ребенка - его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов - восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)
- анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка - его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)
биографический метод
3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):
- количественный - способы статистической обработки информации
- качественный - дифференциация материала по группам, анализ
4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):
- генетический - анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.
-структурный - установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления.
Использованная литература:
-
Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. − Самара -
См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.