Файл: 1. Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Предмет теории методики обучения биологии. Теория и методика обучения биологии как наука.

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:
- уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;
- уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;
- уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:
- целостность человеческой личности;
- прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;
- преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения
, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:
- определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;
- разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;
- определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;
- разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;
- разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

2. Основные этапы и направления в развитии отечественной методики естествознания (дореволюционный период).

В развитии методики естествознания выделяют 3 периода:

· Первый период – до Октябрьской революции. Включает 18век, 19 век, 20 век до Октябрьской революции (до 1917 года);

· Второй период– советский период. Включает период развития с 1917 до 1991год;

· Третий период– современный период. Включает период развития с 1991 года.

Естествознание как учебный предмет впервые вошло в русскую общеобразовательную школу в XVIII в. в эпоху Екатерины II, когда правительство разворачивало программу освоения природных ресурсов отечества. В 1786 г. в народных училищах и в учительских семинариях впервые стали преподавать естествознание (естественную историю). Основы отечественной методики преподавания естествознания заложил академик, профессор учительской семинарии Василий Федорович Зуев (1754-1794). Им написан первый отечественный учебник по естествознанию «Начертание естественной истории». Материал в учебнике распределялся по частям: «Ископаемое царство» (неживая природа), «Прозябаемое царство» (растения) и «Животное царство» (животные и человек). Живым образным языком был представлен большой фактический материал. Приоритет отдавался характеристике растений и животных, имеющих практическое значение для человека. В предисловии к

учебнику определялись задачи школьного естествознания, давались указания по методике его преподавания. В.Ф. Зуев был сторонником изучения натуральных объектов природы. Рекомендовал не ограничиваться рамками учебника, а совершать экскурсии в природу, вести обучение на основе наглядности и предметности путем живого собеседования; большое значение придавал самостоятельным работам учащихся. В основу своей методики он положил идеи Я.А. Коменского о взаимосвязи обучения и воспитания и их соответствии возрастным особенностям учащихся, о принципах доступности, последовательности и наглядности обучения и др. В.Ф. Зуев приступил к решению ряда методических проблем: соотношении науки и учебного предмета; научности и доступности, последовательности и системности содержания; месте натуральной и изобразительной наглядности в обучении; практической направленности естественноисторического образования. Данный период в развитии методики преподавания естествознания получил название практического.

Со второй половины XVIII в. в науке о природе на многие годы утвердилось описательно-систематическое направление. В начале XIX в. оно проникло и в школьное естествознание. Это было связано с распространением идей К. Линнея о реальности и постоянстве видов, положенных в основу его «Системы природы». В это время учительская семинария реорганизуется в педагогический институт, где преемником идей В.Ф. Зуева стал его ученик А.М. Теряев. Учебник В.Ф. Зуева был заменен учебником А.М. Теряева «Начальные основания ботанической философии», который представлял собой компиляцию из академической науки, содержал большое количество терминов и систематических названий. Дети заучивали наизусть бесконечные описания минералов, животных, а учителя лишь следили за точностью изложения. Материал не был адаптирован к возрастным особенностям учащихся и осваивался с трудом.

С 1828 г. правительством Николая I естествознание как предмет, распространяющий опасные материалистические идеи исключается из программ учебных заведений почти на четверть века. Это было связано с наступлением реакции после восстания декабристов (1825). В этот период в России бурно развивается промышленность. Буржуазия выражает недовольство по поводу классического образования в гимназиях. В связи с развитием естественных наук возникла необходимость восстановления предмета в школах. В печати дискутируется вопрос о необходимости изучения естествознания, начиная с младшего школьного возраста. И в 1852 г. естествознание вновь вводится в гимназиях. В обучении по-прежнему преобладает описательный подход.


Вторая половина ХIХ в. ознаменовалась подъемом прогрессивных настроений в общественной жизни России, возросшим интересом к проблеме естественнонаучного образования. Против формально-словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней выступали русские просветители: Белинский, Чернышевский. Они высказывали убежденность в том, что главная задача воспитания и обучения состоит в развитии творческих сил ребенка, подчеркивали роль естествознания в воспитании мировоззрения.

К.Ф. Рулье критиковал господство систематики в науке и образовании. Он рассматривал все явления природы в динамике, придавал решающее значение влиянию условий внешней среды, высказывал идею эволюции органического мира. Природу понимал как единое целое и считал, что в естествоведческом образовании необходим целостный подход. На развитие отечественного естествознания и методики его преподавания большое влияние оказали научные достижения европейских ученых: теория Ч. Дарвина об эволюции органического мира, открытия Г. Менделя в генетике, Л. Пастера в микробиологии.

А.Н. Бекетов и другие подчеркивали значение естествознания в развитии общественного сознания. Они выступали против догматического обучения, пропагандировали наблюдения, самостоятельные исследования природы и индуктивный метод преподавания естествознания. Обосновав значимость индуктивного метода, А.Н. Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в дальнейшем в исследовательском методе и впоследствии в проблемном построении уроков. Крупнейший методист и педагог в области начального обучения Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) подчеркивал значение изучения естествознания в начальных классах для развития логического мышления, воображения, речи детей. К.Д. Ушинский обосновал принцип наглядности в обучении детей, дал рекомендации по организации наблюдений. Реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка; другое – в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье – в ориентации воспитания на народные традиции и обычаи. Разрабатывая методику первоначального обучения русскому языку, К.Д. Ушинский высказал ценные замечания, касающиеся методики преподавания естествознания и географии в начальной школе. Его книги «Родное слово» и «Детский мир» включали естествоведческий материал.


3.Основные этапы и направления в развитии отечественной истории и методики обучения биологии (Советский период)

После Великой Октябрьской социалистической рево­люции для воспитания моло­дежи в коммунистическом духе необходима была идейная направленность всего обучения, для чего нужны были соответствующие подготовленные педагогические кадры. Поскольку старая школа к подготовке таких учителей была непригодна, в 1918 г. во многих городах страны срочно были организованы учитель­ские курсы.

Школьный курс биологии был построен на основе учения Ч. Дарвина. Впервые в истории русской школы дарвинизм (эволюционное учение) был введен как самостоятельный предмет в старших классах. Большое внимание уделялось эк­скурсионной работе, создавались биологические станции. В 1918 г. для учителей начинает выходить журнал «Естествозна­ние в школе» под редакцией Б. Е. Райкова. В Москве под редакцией Б. В. Всесвятского, ос­нователя первой станции юных натуралистов, начинают изда­ваться «Листки биологической станции юных натуралистов», а для школьников — журнал «Юный натуралист».

Первый проект новой программы по естествознанию был разработан в 1919 г., но он не получил должного распростра­нения, и школы работали по старым дореволюционным про­граммам.

В 1921 г. в Наркомпросе был организован руководя­щий методический центр — ГУС (государственный ученый со­вет), который в поисках новых идей строительства советской школы в 1923 г. выдвинул совершенно новый принцип обуче­ния. В основу работы школы было положено изучение трудо­вой деятельности человека.

Весь учебный материал отдельных предметов, в том числе и естествознания, был сгруппирован и распределен по трем разделам: «Природа», «Труд», «Общество». Впервые была сделана попытка связать обучение школьников с участием в производительном труде. Осуществление этого принципа было не совсем удачным, так как при этом игнорировалось систематическое изучение основ наук. Материал всех предметов искусственно подчинялся той или иной производственной теме. Программа по естествознанию отражала только тот материал, который мог быть использован при изучении источников сырья, природных условий сельского хозяйства. Учащиеся стали получать бессистемные знания, взятые из различных разделов биологии (ботаники, зоологии, анатомии, физиологии человека и общей биологии), которые не обе­спечивали той образовательной и воспитательной роли, ко­торую должно было играть естествознание в общей системе школьной работы. Однако комплексные программы заставили учителей много работать над совершенствованием методики проведения экскурсий, лабораторных работ, организации уголков живой природы, учебно-опытных участков, кружковой работы. Поэтому при всей неудовлетворительности самого принципа построения эти программы сыграли положительную роль в деле методических исканий и, несмотря на ошибки пер­вых лет, все же приближались к запросам жизни и отходили от буржуазных образцов программ.