Файл: Выполнил студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий

Кафедра информационных технологий и математики

Эссе № 1

по дисциплине «Философия»

Выполнил студент:

1 курса ЗЭМИб-ПИ01-22-1

Калиниский А.Д.

Руководитель:

к. ф.-м. н., доцент

Пряхин Н.Г.

Санкт-Петербург

2023


Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?

Кризис рационализма в конце XIX — начале XX в. был настолько глубоким, что вызвал к жизни такие получившие широкое распространение философские концепции, как, например, ницшеанство, в котором обосновывается необходимость обернуть красоту против истины и добра.

Предпоследнее десятилетие прошлого века было временем оп­тимизма и прогресса. И как раз в это время Ницше обнародовал свое ужасающее откровение: «...величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени». Ницше полагал, что понадобится несколько столе­тий, чтобы это тревожное послание стало частью европейского опыта. К этому времени все традиционные ценности потеряли бы их обязывающую силу, и европейский нигилизм стал бы свер­шившимся фактом.

Для Ницше нигилизм является необходимым следствием бан­кротства ценностей и идеалов. Девальвация ценностей, их фик­тивная природа толкают человека в такую пустоту, в какой он никогда еще не находился. Наступил поворотный момент исто­рии. Люди либо погрузятся в животное варварство, либо преодо­леют нигилизм. Но нигилизм может быть преодолен только тогда, когда он достигнет своей крайней точки, а затем преобразуется в свою противоположность. Как полагал Ницше, его мысль расчи­щает место для того, что является пока еще неизвестным и от­даленным будущим.

До Ницше философы рассматривали мир и историю в качестве осмысленных, рациональных и справедливых. Существование име ло цель, смысл. Оно не было слепым и случайным. В мире царил порядок
, заложенный Богом. Мир являлся не хаосом, а упорядо­ченным космосом, в котором человек обладал полным значения местом.

Именно эту концепцию Человека и существования разрушает Ницше. Для него она не является истинным изображением реаль­ности: философские и религиозные картины мира — это только лишь выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Они являются всего-навсего слишком человеческими попытками избежать хаоса. Это представление мира как хаоса указывает на фун­даментальную особенность ницшеанской философии. Мир не имеет плана, он является игрушкой в руках судьбы. Другими словами, наше мышление всегда требует строго логической формы и струк­туры. Оно является аполлоновским. Но реальность не имеет формы и является дионисийской. Поэтому наше понимание действитель­ности оказывается непрерывным взаимодействием формообразующего мышления и импульсивных сил жизни, аполлоновского и дионисийского начал. Мы сами придаем форму существованию. Угроза хаоса вынуждает нас творить смысл. Мы добавляем «смысл» и «цель» для того, чтобы выжить. Философские системы — это только фикции, служащие для того, чтобы защитить наше суще­ствование.

Поскольку Бог утратил ценность и объяснительную силу, мы ищем другие путеводные звезды, которые могли бы заменить Его. Нигилизм в качестве способа мышления и психоло­гического состояния возник как прямое следствие подозрения, что на самом деле не существует никакого внешнего или внутрен­него морального авторитета. По-видимому, позицию Ницше можно истолковать как форму «философского отчуждения» в смысле Фейербаха и Маркса. Мета­физические системы являются выражениями философского отчуж­дения человека.

Итак, под нигилизмом Ницше понимает полностью лишенное иллюзий представление о мире. Идея «смерти Бога» пробудила в Ницше новое миропонимание, согласно которому мир не имеет начала и цели. В христианской традиции мораль и истина укорене­ны в Боге. Таким образом, если Бог мертв, то исчезает основание этики и истины. Нигилизм не был окончательным словом Ниц­ше: главный его персонаж и выразитель мыслей Заратустра (имев­ший исторического прототипа, жившего в середине VI в. до Р.Х. в древнем Иране.) преодолеет и Бога, и экзистенциальную пустоту. Условием этого является отказ от нашей «полезной» жиз­ненной лжи.