Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Бузулукский колледж промышленности и транспорта
Предметно-цикловая комиссия общеобразовательных,
общепрофессиональных и правовых дисциплин
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
40.02.01
Организация социально-правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненной ситуации в современной России
БКПТ ОГУ 40.02.01.1523.002ОО
Последние три цифры шифра из зачетки
Председатель
предметно-цикловой комиссии
Руководитель
Студент
Бузулук 2023
Актуальность темы. Во всех обществах поведение некоторых людей порой выходит за рамки, допустимые нормы. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко вы-ходят за рамки того, что другие люди рассматривают как допустимое пове- дение.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, социальных работников и работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это соци- альное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма — это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная нор- ма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социаль- ных организаций.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее — презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»2. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, то есть жизнь по закону, а воля — бандитам убивать, ворам — воровать, интеллигентам — свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать».
Объект исследования: подростки как группа «риска» наиболее склонная к девиации.
Предмет исследования: социальный контроль и защита подростков девиантного поведения на практике социальной работы.
Цель исследования: рассмотреть основные направления социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи исследования:
выявить особенности и факторы девиантного поведения подростков;определить роль социальных институтов в борьбе с подростковой девиацией
рассмотреть деятельность специалистов по социальной работе с подростками девиантного поведения
Практическая значимость исследования состоит в рассмотрении новых подходов к борьбе с различными формами девиантного поведения подростов и их эффективности.
Работа социальных служб по работе с подростками девиантного поведения в городе Бузулук регулируется рядом нормативно-правовых актов:
1. Конституция Российской Федерации - залог всех прав и свобод граждан, в том числе и тех, которые используют услуги социальных служб.
2. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - устанавливает порядок организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках данного закона, социальные службы должны оказывать целенаправленную помощь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе и девиантного поведения, и стимулировать их социализацию.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - устанавливает правовые основы деятельности образовательных учреждений, которые также могут принимать участие в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.
4. Постановление администрации города Бузулук "Об утверждении Положения о социальных службах города Бузулук" - определяет основные направления деятельности социальных служб, их структуру и компетенцию.
5. Закон Оренбургской области "Об основах социальной защиты населения в Оренбургской области" - устанавливает порядок оказания социальной помощи и поддержки населению в Оренбургской области, в том числе и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
6. Муниципальная программа города Бузулук "По оказанию социальных услуг населению города Бузулук на 2021-2025 годы" - определяет основные задачи и направления деятельности социальных служб по оказанию помощи населению в городе Бузулук на указанный период, в том числе и работу по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.