Файл: Роль положительных и отрицательных эмоций в жизнедеятельности.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Организующая/дезорганизующая функции помогают намеренно продолжить или нарушить деятельность по отношению эмоционального объекта.
6. Коммуникативная (экспрессивная) функция помогает человеку показать своё переживание, мнение или взгляд на сложившуюся ситуацию, облегчает взаимодействие с людьми.
7. Регулирующая (подкрепляющая) функция может влиять на общий показатель активности человека, увеличивая или уменьшая ее [26].
8. Предвосхищающая (эвристическая) функция помогает человеку прогнозировать исход событий.
9. Функция аварийного выхода, благодаря внезапному всплеску эмоций, помогают урегулировать возникшую сложность
10. Функция активации (мобилизация/демобилизация) помогают правильно распределять внутренние ресурсы и энергию человека.
11. Катарсическая функция помогает снятию гнева, раздражения.
12. Приспособительная функция помогает человеку адаптироваться в той или иной ситуации.
13. Переключательная функция помогают стимулировать личность к изменению своего взаимоотношения к ситуации.
14. Защитная функция эмоций помогает в некоторых жизненных обстоятельствах оберегать организм от всевозможного ряда угроз для его безопасности [11].
На протяжении всей жизни, в процессе взаимодействий, человек расширяет свой эмоциональный опыт, стараясь сохранить положительные эмоции. Прочное слияние с сознанием человека помогает неосознанно ими регулировать.
Благодаря эмоциям видно, на сколько сильны переживания человека, на сколько значимы события происходящие с ним. Отсюда прослеживается и его настроение.
Эмоции воздействуют и на структуру восприятия: память, мировоззрение, воображение. Отрицательные эмоции генерируют чувство тоски, грусти, смятения, зависти, ярости, а часто повторяясь, могут провоцировать различные заболевания. Длительное эмоциональное перенапряжение проявляется разнообразными мучительными ощущениями – излишней вялостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или ощущением неутолимого голода, жажды у других. Такие функциональные преобразования самочувствия и деятельности внутренних органов порождены изменениями в вегетативной нервной системе. Очень благотворно на общее самочувствие организма влияют приятные мысли, настраивающие на положительный исход возникшей непростой ситуации [27].
1.2 Особенности эмоционального развития личности
Личность проживая свою жизнь, все происходящие события с ней сопровождает эмоциями, где любое переживание непосредственно определено стимулом и дальнейшей активностью человека. Особо значимые переживания тесно пересекаются с его личной жизнью [28].
Каждому из нас свойственно пройти собственный, индивидуальный путь психического, общественного развития, который невозможен без формирования его эмоциональной сферы. Её становлению способствуют семья, различные виды деятельности, обучение, взаимоотношения, социальное окружение. Эмоционально-волевая сфера является центральным звеном психического становления личности.
До сих пор нет единого мнения ученых в вопросе появления эмоциональной сферы человека. Одни думают (П. Экман, X. Остер, К. Изард), что человек уже рождается с этой функцией, другие, что она появляется лишь с накоплением определенного опыта.
Что же является эмоциональной сферой человека:
– осознание собственных переживаний, осмысление чувств собеседника;
– упорядоченная градация эмоций, ощущений;
– накопление субъектов взаимодействия, вызывающих эмоциональный отклик;
– развитие инструментов оптимизации и координации эмоциональным тоном [23].
Уникальность эмоций состоит в том, что они являются катализатором для активации действия, а мастерство управления этими реакциями, напрямую показывают, на сколько у человека сформирована эмоциональная сфера. В процессе становления личности и ее социализации, развивается и совершенствуется ее эмоциональная сфера, которая имеет ряд своих характерных позиций:
– расширение эмоциональных восприятий благодаря появлению новых событий, объектов взаимодействия;
– оптимизация функции сознательного контроля эмоциональным фоном;
– плавное введение приоритетных показателей нравственности, правил, границ [28].
Таким образом сфера эмоций – важнейшая составляющая формирования личности, и на сколько гармонично пройдет ее становление будет зависеть дальнейшая жизнь человека. Ведь в процессе коммуникаций, именно эмоциональная окраска показывает чувства и раскрывает внутренний мир личности [4].
Продолжительные исследования в области эмоциональной сферы человека показали, что уже с момента рождения, ребенок может демонстрировать эмоциональные реакции, он способен отличать проявления счастья, грусти и изумления. Трансформация регуляторов мимики идет совместно с развитием психики младенца, а с угасанием нервно-психической восприимчивости в старческом возрасте мимика ослабевает, видоизменяются и методы реагирования на те или иные эмоции.
С возрастом повышается навык идентификации эмоций по мимике лица, углубляются знания об эмоциях. Растет количество представлений, в которых трактуются эмоции (увеличивается «словарь эмоций»). Грани эмоциональных представлений становятся более отчётливыми, возрастает количество критериев, по которым характеризуются эмоции.
Формирование эмоций имеет следующие этапы:
– простейшие восприятия, как воплощения органической аффективной восприимчивости, играющие подчиненную роль общего эмоционального контраста, фактуры, оттенка или же элемента более сложных ощущений;
– обобщенные чувства;
– всевозможные абстрактные ощущения в виде характерных эмоциональных процессов и состояний;
– мировоззренческие чувства.
Все они формируют базовые воплощения эмоциональной сферы, гармонично вплетенной в жизнь человека. Формирование эмоций взаимосвязано с развитием личности в целом. Благодаря эмоциональным выражениям, дети передают многообразие своего внутреннего мира, который словами пока еще сформулировать не могут. В периоды взросления ребенка, эмоции обозначают роль взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, с их помощью можно увидеть отношение ребенка к социальной сфере. Каждый возрастной этап обуславливается своими тонкостями воплощения эмоций и чувств [5].
Разберем подробнее эволюцию эмоций. Первая социальная эмоция – это улыбка в ответ на нежный голос родного человека и его склонённое лицо – возникает у младенца примерно на третьей-четвертой неделе жизни. К трем-четырем месяцам жизни, счастливые эмоции формируются в «комплекс оживления», который представляет собой характерные действия по отношению ко взрослому. Так, эмоциональные реакции младенца становятся главным средством общения. Эти реакции пока примитивны и вызывают лишь удовлетворение и неудовлетворение витальных потребностей. Базовыми инструментами общения в довербальный период для ребенка являются многозначительные эмоциональные реакции. В этот период закладываются предпосылки высших чувств – любви и привязанности к близким взрослым, в структуре которых лежит подражание [16].
В ранний период жизни ребенка, его эмоции связаны исключительно с его желаниями. Приблизительно к трем годам появляются реакции на трудности, которые самостоятельно, без помощи взрослого он решить не в состоянии. Здесь на помощь приходит эмоциональный всплеск. В этот период, эмоции импульсивны, изменчивы и неустойчивы, так как являются лишь мотивом поведения ребенка. Тем не менее активно начинают формироваться этические, моральные и интеллектуальные эмоции. [13].
Базовые преобразования в эмоциональной сфере у детей дошкольного возраста порождены выстраиванием градации мотивов, возникновением новых интересов и необходимостей. Ощущения дошкольника понемногу утрачивают неуравновешенность, становятся достаточно развернутыми по семантическому наполнению. Видоизменяется функция эмоций дошкольника. Если на прошлых периодах онтогенеза основополагающим приоритетом для него рассматривалась оценка взрослого, то сейчас он может претерпевать радость, предвосхищая благоприятный итог своей активности и отличное настроение окружающих. Эмоциональности дошкольника совершенствуются в жизнедеятельности и детерминируются от ее наполнения и структуризации. Формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте закладывается через эмоциональное отношение к окружающим через организацию коллективной деятельности. На данном возрастном витке, эмоции являются параметром общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия [19].
Психоэмоциональным факторам формирования личности подростка уделено немало исследований. На данном этапе наиболее ощутимо влияние эмоциональной сферы на нравственную жизнь ребенка. В этот период для него типична лёгкая раздражительность, стремительная перемена настроений и впечатлений. В конкретных обстоятельствах он может утаивать под личиной равнодушия настороженность, беспокойство, сожаление. Но при особых условиях, подросток может проявить резкую вспыльчивость в поведении. Напряжённость появляется, как эмоциональная реакция на экстремальную ситуацию и может быть разнообразной по насыщенности и динамичной по времени. Настороженность часто обусловлена предчувствием неудач в общественном функционировании и неспособностью опознать источник угрозы. Мечтательность иногда соседствует с невероятной чёрствостью, мучительная робость – с раскованностью, стремление быть признанным и похваленным другими – с демонстративной самостоятельностью. Становление личности подростка, разрастание круга его интересов, совершенствование самопознания, новый навык взаимоотношения с ровесниками ведут к планомерному росту общественно ценных устремлений и впечатлений.
В подростковом периоде возрастает интерес к себе, к своим физиологическим тонкостям; усиливается восприимчивость на суждение окружающих, возрастает ощущение собственного достоинства и чувствительность. Физиологические недостатки порой преувеличиваются. Также появляются эмоции диаметральной ориентированности к одному и тому же объекту [25].
В работах Генри Дюпона говорится, что в подростковом возрасте происходит активный поиск себя, своих отличительных особенностей, появляются нравственные качества, ценности, формируются жизненная позиция и роль в обществе [1].
По мере взросления человека, его эмоциональная сфера становится более сформированной, устойчивой. При этом последовательная смена возрастных задач, появление проблем предполагает и смену эмоционального фона. Так, по Э. Эриксону в период ранней взрослости основными являются проблемы достижения идентичности и близости. На первый план выступает любовь, которая сопровождается разными эмоциональными красками (нежность, восторг, ревность, обида, разочарование, гнев, страсть и др.) В период средней взрослости, на пике профессионального роста, возможны подъемы и падения, которые также сопровождаются своим эмоциональным фоном, влияющим на общее самочувствие человека. Основную задачу этого возраста Э. Эриксон сформулировал как «генеративность против поглощенности собой», или «генеративность против стагнации». Для этого периода важно, чтобы у человека преобладала заинтересованность в окружающих, жертвенность, самоотдача. Без поддержки, оказанию помощи другим, появляется чувство ненужности, неудовлетворенности, что ведет к негативным эмоциональным переживаниям [11].
К заключительному этапу жизни – поздней взрослости, контроль над эмоциями значительно ослабевает, чаще проявляются грусть, беспричинная слезливость, нервозность, чувства сожаления. Погружение в себя в этом возрастном периоде является нормой, а справляться со сложными ситуациями становится крайне сложным, человек либо принимает себя, либо погружается в отчаяние.
Изучив каждый этап развития эмоциональной сферы личности, можно сделать вывод, что без нее жизнь в принципе невозможна. Именно эмоции помогают нам в понимании других и выражении себя, своего внутреннего мира. И если эмоциональная сфера нестабильна или имеет какие-либо отклонения, то это непременно приведет к негативным последствиям для жизнедеятельности человека. Крайне важно тщательно подбирать специальные методологические подходы, которые будут направлены на гармоничное развитие эмоционально-волевой сферы личности. Обязательным условием где, будут являться благоприятные условия и учет психофизиологических особенностей индивида.