Файл: Практическое задание 1, Модуль Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте адание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 572
Скачиваний: 53
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина: Нейропсихологические симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей
Практическое задание 1, Модуль 1. Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте
адание 1. Используя материалы лекций 1 и 2, проанализируйте заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте и заполните таблицу.
Заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте
Заболевание или повреждение | Причина | Нейропсихологическая характеристика |
Умственная отсталость | Может возникнуть в следствии различных причин. Эндогенная – обусловленная генетическими факторами. Экзогенная – обусловленная внешними факторами (инфекции, травмы, отравления и тд.) | Нейропсихологическая картина несформированности ВПФ у детей с олигофренией включает в первую очередь интеллектуальные нарушения, пространственные дефекты, симптомы слабости нейродинамики протекания психических функций (недостаточность внутреннего торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения, повышенная тормозимость следов памяти и общая инертность психических процессов), а также несформированность функций программирования и контроля, и особенно вербальной регуляции психических функций. Ограничены также активный словарь и возможность грамматического оформления высказывания. |
Деменция - резидуальная органическая - прогрессирующая - Эпилептическая деменция - деменция вследствие ревматических заболеваний | (после 2,5-3 лет) патологическое воздействие на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировались, и признаки повреждения проявляются в их недостаточности. Резидуальная деменция проявляется в слабоумии, возникшем в результате остаточного поражения мозга, вследствие травмы, инфекции, интоксикации. Прогрессирующая становится следствием хронически протекающего менингита, менингоэнцефалита, опухолевого процесса, эпилепсии, склероза и тд. Наиболее тяжелые нарушения психики наблюдаются вследствие перенесенных менингитов и менингоэнцефалитов. | Могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, проявляются в нарушении гнозиса, праксиса, в регуляции поведения, расстройства в эмоциональной сфере. Проявляется в разнообразных интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных нарушениях. В нарушении межфункциональных взаимодействий при поврежденном развитии наблюдается распад иерархических связей. В растормаживании подкорковых функций, что негативно отражается на формировании регуляторных систем и на динамике психического состояния детей с поврежденным развитием. При эпилептической дименциии наблюдаются специфические особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Тугоподвижность, вязкость мышления и аффекта по полярности эмоций, по выраженной напряженности аффекта. В структуре нарушения мышления отмечается заметная тугоподвижность в сочетании со склонностью к застреванию на малосущественных деталях, трудности интеллектуальной переключаемости, выраженная замедленность речи. В структуре поврежденного развития наблюдается стойкий, часто необратимый регресс ряда психических функций. В более позднем поражении мозга наблюдается парицальность (частичность) повреждения отдельных корковых и подкорковых функций, в результате нарушались корково-подкорковые взаимодействия (нарушения умственной работоспособности, эмоционально-волевая неустойчивость). |
Задержки речевого и психического развития | Являются следствием временно и мягко действующих факторов: недостаточность стимулов, ранней депривации, плохого ухода. поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития; проблемы матери во время беременности, сложные роды; хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.; наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей; неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность. | Психофизический инфантилизм – нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности. Соматогенная форма ЗПР – снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях. Психогенная форма – возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов. ЗПР церебрально-органического генеза - нарушение динамики умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса. |
СДВГ | - раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетические факторы риска. | Расстройство внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия. В результате раннего органического поражения ЦНС нервная система запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне. Задержка темпов миелинизации приводит к генерализации импульса при возбуждении, вовлечению дополнительных структур ЦНС и формированию симптомов пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. |
Ранний детский аутизм | Объяснительная модель заболевания включает четыре уровня анализа: этиологию (генетические, средовые факторы), мозговые структуры и процессы, нейропсихологию (посредник между мозгом и поведением, связывающий эти два уровня анализа) симптомы и поведенческие особенности. | Сложное психиатрическое заболевание, развивающееся в раннем детстве, чаще всего в первые три года жизни, но симптоматика сохраняется на протяжении всей жизни. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением. Мозговые основы аутизма, по данным патоанатомии и КТ, трактуются, как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры. Электрофизиологические исследования детей с аутизмом выявляют на ЭЭГ повышение бета-активности. Такие изменения обычно отмечаются в состоянии полудремы или сонливости. |
Нарушения слуха и зрения | Врожденные повреждения зрительного или слухового анализатора, несформированность связей периферических и центральных звеньев анализатора в первые недели жизни младенца. Это может произойти из-за задержки развития одного из звеньев анализатора во внутриутробном периоде, и в результате сигналы от периферического звена анализатора не поступают в кору, не осознаются, и ребенок остается незрячим или не слышащим. | Врожденные повреждения зрительного или слухового анализатора, несформированность связей периферических и центральных звеньев анализатора в первые недели жизни младенца. Это может произойти из-за задержки развития одного из звеньев анализатора во внутриутробном периоде, и в результате сигналы от периферического звена анализатора не поступают в кору, не осознаются, и ребенок остается незрячим или не слышащим. |
Задание 2. Используя материалы лекции 3, проанализируйте основные нейропсихологические факторы, их мозговую локализацию и роль в обеспечении психической деятельности и заполните таблицу.
Основные нейропсихологические факторы
Фактор | Мозговая локализация | Роль фактора в обеспечении психической деятельности |
Модально-неспецифический фактор | Связан с работой глубинных отделов мозга. | Выражается степенью активности мозговых структур, предполагает участие , отделов, имеющих отношение к витальным потребностям и жизнеобеспечению организма. Реализует управление биологическими ритмами, и в «сонбодровствование». |
Модально-специфический фактор | Вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми | Связан с работой зон мозга, куда транслируется информация от органов чувств и в которых обеспечивается восприятие с одновременным вводом получаемой информации в системы памяти. |
Кинестетический фактор | Передняя часть теменной области, дополнительно привлекающая функциональные возможности тактильного и зрительного анализаторов. | Обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статистическом состоянии или в режиме автоматизированного или предметного движения. |
Кинетический фактор | Премоторные отделы мозга | Возможность естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий – цепи последовательно сменяющих друг друга шагов. Разнообразные двигательные акты, осуществляемые в форме кинетических (мелодических) схем |
Пространственный фактор | Нижетеменная область мозга, занимаемая промежуточное положение между отделами мозга, обеспечивающими переработку зрительной, слуховой и тактильной информации. | Отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик, является одной из наиболее сложных форм психического отражения и адаптации |
Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности | Связан с работой лобных отделов мозга, но и с работой левого «реченесущего» полушария (у правшей), а непроизвольный, автоматизированный – с работой правого полушария. | Произвольный уровень регуляции ВПФ, регуляция поведения ребенка, контроль. |
Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний | Речевые зоны левого полушария, правое полушарие, глубинные участки мозга | Имеет два разнокачественных, но взаимосвязанных источника происхождения. С одной стороны, он ориентирован на речевую систему, с другой к работе правого полушария. Обеспечивает возможность обратного отчета о собственных психических процессах, в том числе самому себе. С другой стороны, поражение правого полушария значительно чаще, чем поражение левого, сопровождаются анозогнозией – тенденцией отрицать у себя наличие того или иного дефекта либо возникновением феномена игнорирования – неосознаваемостью половины тела (руки, ноги), части зрительного или слухового пространства. |
Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ | Обеспечивается работой структур, объединённое в левое полушарие мозга. | Обеспечивает определенные виды информации, требующие последовательные обработки. Последовательное получение информации тем или другим анализатором. |
Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ | Обеспечивается работой структур, объединённых в правом полушарии. | Позволяет осуществлять целостную и одновременную обработку поступающей информации. |
Фактор межполушарного взаимодействия | Мозолистое тело и других коммисур мозга, важнейшим из которых являются четверохолмие и зрительная и хиазма. | Обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы. |
Общемозговой фактор | Связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными влияниями, биохимическими процессами и др. | Синдромы, возникающие при поражениях данного фактора, достаточно разнообразны и часто приводят к изменению большинства психических процессов и состояний. |
Фактор работы глубоких подкорковых структур | глубокие подкорковые структуры | Изучен недостаточно, но проявляется, как составная часть ряда синдромов, возникающих при раздражении или деструкции лимбической системы, таламуса и прилежащих к нему областей. |