Файл: Пакет методик нейропсихологической диагностики человека 2022г. Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пакет методик нейропсихологической диагностики человека»
Выполнила:
2022г.
Оглавление:
-
Методики исследования зрительного внимания 3с. -
Методики исследования слухового внимания 5с. -
Нейропсихологические методики исследования праксиса; 8с. -
Нейропсихологические методики исследования памяти; 11с. -
Нейропсихологические методики исследования мышления 13с. -
Нейропсихологические методики исследования речи; 16с.
Список литературы 18с.
1.Методика исследования зрительного и слухового внимания
При определении содержания методики констатирующего эксперимента мы руководствовались данными литературы, свидетельствующими о нарушениях внимания разной модальности у детей со стертой дизартрией. В связи с этим, были подобраны методики исследования зрительного и слухового внимания у детей дошкольного возраста.
Методики исследования зрительного внимания
Для исследования зрительного внимания были использованы задания методики С.Д. Забрамной (Забрамная С.Д., Боровик О.В., 2008).
Методика № 1. Исследование способности концентрации внимания «Что забыл нарисовать художник?»
Цель исследования: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность.
Описание методики: перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 1 (наглядный материал представлен в Приложении 1), и просят назвать изображенные на ней предметы, затем предъявляют картинку, расположенную в нижней части, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»
Оценка результатов:
4 балла – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)
3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно
2 балла– не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы
1 балл– не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой
0 баллов– не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки, отказался от работы
Методика № 2. Исследование устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания «Чем отличаются картинки?»
Цель исследования: изучить такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.
Описание методики: Изображенные на таблице 2 картинки (наглядный материал представлен в Приложении) предъявляют одновременно. Ребенку задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»
Оценка результатов:
Найдено отличий | Стратегия исправления ошибок | Балл |
9 | самостоятельно, по ходу работы | 4 |
8-7 | после окончания работы с подсказкой | 3 |
6-5 | после окончания работы с подсказкой | 2 |
4-3 | после окончания работы с подсказкой | 1 |
2 и менее | после окончания работы с подсказкой | 0 |
Методика № 3. Исследование способности к сосредоточению внимания «Что тут не дорисовано?»
Цель исследования: изучить наблюдательность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.
Описание методики: Ребенку последовательно предъявляют рисунки 3-7 (наглядный материал представлен в Приложении 3), на которых у изображенного предмета не дорисована какая-либо деталь. Ребенку задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»
Оценка результатов:
4 балла – не допустил ни одной ошибки
3 балла – исправил ошибку по ходу работы
2 балла – исправил ошибку сам после окончания работы
1 балл – исправил ошибку с подсказкой
0 баллов – отказался от работы
2.2. Методики исследования слухового внимания
Для исследования произвольного слухового внимания были использованы задания нейропсихологической методики диагностики детей Л.С.Цветковой (Цветкова Л.С., 2001) и методика исследования слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).
Методика № 1. Исследованиепродуктивности и устойчивости внимания
Цель: определение продуктивности и устойчивости произвольного внимания (оценка ритмов)
Описание методики: Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы:
///, // / //, / // /, // // /, // / // /.
Обработка результатов: экспериментатор определял количество ударов, прослушанных ребенком в каждой серии и за все 5 серий, которые он прослушал. Также определялось количество ошибок (неверно названных ритмов), допущенных им в процессе работы в каждой серии и в целом за 5 серий.
Оценка результатов:
4 балла - нет ошибок – высокая степень продуктивности и устойчивости слухового внимания
3 балла –1 ошибка - степень выше среднего
2 балла - 2 ошибки – средняя степень
1 балл - 3 ошибки - степень ниже средней
0 баллов - более 3 ошибок - низкая степень
Методика № 2. Исследование способности к переключению слухового внимания.
Цель: определение переключаемости произвольного внимания.
Описание методики: Тест делится на 2 задания: 1 - оценка ритмов и 2 - выполнение по образцу
Задание 1: «ритмы». Ребенку предлагается прослушать серию ритмов: «Скажи, по сколько раз я стучала». Предлагаются следующие ритмы: ///, // / //, / // /, /// // /, // / // /.
Задание 2: - выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).
При этом ребенку предлагается прослушать серию ритмов и воспроизвести точно также: «Прослушай внимательно и стучи так, как я. Не говори - сколько раз я стучала, а повторяй за мной». Предлагаются следующие ритмы: / //, ///, / / /, // // /, // /, / ///, // /// //, / /// /.
В течение 1 минуты дети выполняют 1 задание, через 1 минуту – 2-ое. Работа проводилась в течение 5 минут, задания менялись через каждую минуту.
Оценка результатов:
4 балла - нет ошибок - высокая степень переключаемости слухового внимания
3 балла –1 ошибка - степень выше средней
2 балла - 2 ошибки – средняя степень
1 балл - 3 ошибки - степень ниже средней
0 баллов - более 3 ошибок - низкая степень
Методика №3. Исследование способности к сосредоточению слухового внимания Г.А. Волковой (Волкова Г.А., 2005).
Цель: оценка состояния способности к сосредоточению слухового внимания.
Описание методики: Экспериментатор демонстрирует ребенку звучание различных предметов (колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи). Затем закрывает руки ширмой, воспроизводит звучание одного из предметов. Ребенку предлагается определить, какой звук слышится из-за ширмы.
Оборудование: колокольчик, листы бумаги, карандаш, ножницы, ключи.
Инструкция: «Я из-за ширмы буду производить разный шум, послушай и ответь, что я делаю».
Оценка результатов:
4 балла - нет ошибок
3 балла –1 ошибка
2 балла - 2 ошибки
1 балл - 3 ошибки
0 баллов - более 3 ошибок
По результатам выполнения всех заданий методики проводилось вычисление среднего балла, на основании которого определялись уровни сформированности внимания детей.Шкала определения уровней сформированности внимания:
Высокая степень - от 4,0 до 3,5 баллов
Выше средней - от 3,4 до 3,0 баллов
Средняя - от 2,9 до 2,5 баллов
Ниже средней - от 2,4 до 2,0 баллов
Низкая степень - от 1,9 до 1,5 баллов
Неудовлетворительная степень - от 1,4 баллов и ниже
2.Нейропсихологические методики исследования праксиса;
1.Кинестетический праксис.
Праксис поз
А) Праксис поз по зрительному образцу.
Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из следующих поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
- второй палец (указательный) вытянут вперед;
-пятый палец (мизинец) вытянут вперед;
-первый и второй пальцы (большой и указательный) соединены в кольцо;
- первый и третий пальцы (большой и средний) соединены в кольцо;
- первый и четвертый пальцы (большой и безымянный) соединены в кольцо;
- первый и четвертый (большой и мизинец) соединены в кольцо;
-второй и пятый (указательный и мизинец) вытянуты;
-второй и третий (указательный и средний) вытянуты.
Б) Праксис поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.
Перенос поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно также на другой руке». Образцы поз и условия те же.
Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем, наоборот, с левой на правую.
2.Кинетический (динамический) праксис
Смена трех положений кисти – «кулак- ребро- ладонь».
Инструкция: «Делай как я». Далее выполняется последовательный ряд движений, руке придается положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя. Два раза задание выполняется вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагается ему сделать самостоятельно и в более быстром темпе. (Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами).
Графическая проба «Заборчик». Эксперементатор рисует ребенку образец» ПЛПЛ
Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.
Инструкция: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».
Реципрокная координация рук.
Инструкция: «Положи руки на стол. Делай как я». Руки лежат на столе, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем положение рук меняется, одновременно сжимая одну и разжимая другую. Несколько раз задание выполняется совместно с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.
3.Пространственный праксис.
Пробы Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение сначала одноручных (эксперем. постоянно меняет руки), затем двуручных проб. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.
3.Нейропсихологические методики исследования памяти;
Зрительно-предметная память.
1. «Шесть фигур». Перед ребенком на 10 - 15 секунд выкладывается набор из шести фигур. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После этого закрывается и эталон и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется четыре раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20 - 25 минут без дополнительного предъявления эталона. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз». Нормативом считаются две ошибки (забывание двух фигур, их