Файл: Занятие По темам 3,4 Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности Личность в социогенезе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2.

По темам 3,4: Индивидные свойства человека и их роль в

развитии личности; Личность в социогенезе

В практическом занятии по темам «Индивидные свойства человека и

их роль в развитии личности» и «Личность в социогенезе» предполагается

проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного

материала, посредством выполнения заданий.

Задание 1.

Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуационная задача.

Студентка выполняла курсовую работу по теме «Враждебный

настрой на рабочем месте» и должна была собрать необходимый

фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в ООО

«Ромашка», она обратилась к респондентам с такими словами: «Мне

сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы себя ведете на рабочем

месте!»

Ответьте на вопросы:


1. Будут ли данные, полученные студенткой достоверными?

Полученные данные будут недостоверными. Студентка нарушила условие естественности. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.


2. Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта

Задание 2.

Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.

Ситуационная задача.

На приеме у психолога две девушки с выпускного курса престижного

ВУЗа. Сейчас преддипломная практика, до защиты диплома остается один

месяц. Все нервные, озабоченные, но как бы, ни было тяжело, студенчество

находит отдушину и для общения с друзьями, и для танцев.

Вот только в их комнате в последнее время происходит что-то

необъяснимое. Их подруга В. (они живут вместе) ведет себя как-то странно.


Встает «ни свет, ни заря» и садится за книжки, бывает, по 10 часов не

поднимается со стула. Перешла на чай, питается в сухомятку, на

приглашение к столу не реагирует. Почти никуда не выходит. Ни с кем не

общается. Стала раздражительной, злой. Раньше она была доброй,

приветливой.

Самое интересное то, что чем больше она работает, тем хуже у нее

выходит, она, словно топчется на одном месте. Все трое учатся

приблизительно одинаково, но девушки уже заканчивают написание

дипломных работ, а у В., по ее словам, конца еще не видно. Девушки

просили совета, как вывести подругу из этого добровольного заточения, ведь

в последнее время на нее страшно взглянуть: бледная, измученная, с

синяками под глазами.

Ответьте на вопросы:

1. Сформулируйте предварительный диагноз состояния девушки.

В данном случае чрезмерная работа левого полушария поддерживается волевым усилием гиперсоциализированной личности или внешним давлением – например, родительскими наставлениями.

2. Попытайтесь объяснить студенткам, что происходит с их подругой.

Причина затруднений: хроническая перегрузка, созданная В. самой для себя ведет к нарастанию умственного утомления, рассеянности, головных болей, всплеска соматических заболеваний . Запредельный режим работы левого полушария блокирует спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать закономерности, появляются навязчивые мысли и опасения


3. Как изменить ситуацию к лучшему?

Запредельный режим работы левого полушария блокирует спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать закономерности, появляются навязчивые мысли и опасения

Задание 3.

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж

на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски,

утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей

свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение

семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее

взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества.

Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой.

Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла



решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она

поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По

словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как

она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у

невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет,

не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по

отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже

тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка

конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда

однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились

раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Ответьте на вопросы:

1. Проанализируйте характер психологических трудностей

Людмилы и ее свекрови.

Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.

Проблема и у свекрови . Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.

Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки


2. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.


Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки