Файл: Занятие По темам 3,4 Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности Личность в социогенезе.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 2.
По темам 3,4: Индивидные свойства человека и их роль в
развитии личности; Личность в социогенезе
В практическом занятии по темам «Индивидные свойства человека и
их роль в развитии личности» и «Личность в социогенезе» предполагается
проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного
материала, посредством выполнения заданий.
Задание 1.
Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.
Ситуационная задача.
Студентка выполняла курсовую работу по теме «Враждебный
настрой на рабочем месте» и должна была собрать необходимый
фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в ООО
«Ромашка», она обратилась к респондентам с такими словами: «Мне
сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы себя ведете на рабочем
месте!»
Ответьте на вопросы:
1. Будут ли данные, полученные студенткой достоверными?
Полученные данные будут недостоверными. Студентка нарушила условие естественности. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
2. Какое необходимое условие было нарушено студенткой?
. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта
Задание 2.
Проанализируйте ситуацию, ответьте на предложенные к ней вопросы.
Ситуационная задача.
На приеме у психолога две девушки с выпускного курса престижного
ВУЗа. Сейчас преддипломная практика, до защиты диплома остается один
месяц. Все нервные, озабоченные, но как бы, ни было тяжело, студенчество
находит отдушину и для общения с друзьями, и для танцев.
Вот только в их комнате в последнее время происходит что-то
необъяснимое. Их подруга В. (они живут вместе) ведет себя как-то странно.
Встает «ни свет, ни заря» и садится за книжки, бывает, по 10 часов не
поднимается со стула. Перешла на чай, питается в сухомятку, на
приглашение к столу не реагирует. Почти никуда не выходит. Ни с кем не
общается. Стала раздражительной, злой. Раньше она была доброй,
приветливой.
Самое интересное то, что чем больше она работает, тем хуже у нее
выходит, она, словно топчется на одном месте. Все трое учатся
приблизительно одинаково, но девушки уже заканчивают написание
дипломных работ, а у В., по ее словам, конца еще не видно. Девушки
просили совета, как вывести подругу из этого добровольного заточения, ведь
в последнее время на нее страшно взглянуть: бледная, измученная, с
синяками под глазами.
Ответьте на вопросы:
1. Сформулируйте предварительный диагноз состояния девушки.
В данном случае чрезмерная работа левого полушария поддерживается волевым усилием гиперсоциализированной личности или внешним давлением – например, родительскими наставлениями.
2. Попытайтесь объяснить студенткам, что происходит с их подругой.
Причина затруднений: хроническая перегрузка, созданная В. самой для себя ведет к нарастанию умственного утомления, рассеянности, головных болей, всплеска соматических заболеваний . Запредельный режим работы левого полушария блокирует спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать закономерности, появляются навязчивые мысли и опасения
3. Как изменить ситуацию к лучшему?
Запредельный режим работы левого полушария блокирует спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать закономерности, появляются навязчивые мысли и опасения
Задание 3.
Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж
на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски,
утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей
свойственна ранее, бессонницу.
Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение
семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее
взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества.
Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой.
Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла
решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она
поможет невестке всей душой».
Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По
словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как
она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у
невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет,
не так, а вот, так, посмотри внимательно!»
Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по
отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже
тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка
конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда
однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились
раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.
Ответьте на вопросы:
1. Проанализируйте характер психологических трудностей
Людмилы и ее свекрови.
Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.
Проблема и у свекрови . Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.
Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки
2. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?
Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.
Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки