Файл: Рабочая программа по предмету Математические представления 5 годаобучения для обучающихся с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математические представления» 5 годаобучения для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. регистрационный № 35850);

  • Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области образования;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОУ Липяговской ООШ;

  • Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Плана действий и плана мероприятий по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (ИН) № 6234-03 25 от 11.08.2015;

  • САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебного плана МКОУ Липяговской ООШ;

  • «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

  • Устава МКОУ Липяговской ООШ.

Цель:

  • формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:



  • сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;

  • обучить представлениям о количестве, числе, цифрах, составе числа в доступных ребенку пределах, счете, решении простых арифметических задач с опорой на наглядность;

  • сформировать способность пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.


Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Предметные результаты:


  • умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

  • умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

  • умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);

  • умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности;

  • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

  • умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.



Содержание учебного предмета
«Математические представления» представлены следующими разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление
ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Липяговская основная общеобразовательная школа

Терновского муниципального района Воронежской области

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Математические представления»

на 2020-2021учебный год

Класс: 5

Учитель: Арзамасцева Г.В.

Общее количество часов на предмет по учебному плану- 68 часов. По факту - 66 часов.

Из них на:

I четверть - 17 часов

II четверть - 15 часов

III четверть - 18 часов

IV четверть - 16 часов.

Всего учебных недель - 34. По 2 часа в неделю.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Липяговская основная общеобразовательная школа

Терновского муниципального района Воронежской области
КАЛЕНДАРНО _ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету: «Математические представления »

на 2020-2021 учебный год

п/п

Тема урока

Сроки проведения урока

Примечание

Плановые

Скорректированные (фактические)

Количественные представления.

1

Нумерация чисел в пределах 10. Нахождение неизвестного слагаемого.

02.09







2

Нумерация чисел в пределах 10

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

07.09







3

Нахождение неизвестного слагаемого

09.09







4

Нахождение неизвестного уменьшаемого

14.09







5

Сравнение чисел в пределах 10

16.09







6

Сравнение чисел в пределах 10

21.09







7

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

23.09








8

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

28.09







9

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

30.09







10

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

05.10







11

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

07.10







12

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

12.10







13

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

14.10







14

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

19.10







15

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

21.10







16

Представление о денежном знаке.

26.10







17

Представление о денежном знаке.

28.10







18

Представление о денежном знаке.

09.11







19

Размен денег.

11.11







20

Решение задач по теме: »Я пришел в магазин»

16.11







21

Решение задач по теме: »Я пришел в магазин»

18.11







22

Решение задач по теме: »Я пришел в магазин»

23.11







23

Решение задач по теме: »Я пришел в магазин»

25.11







24

Решение задач по теме: »Я пришел в магазин»

30.11







25

Решение задач по теме: »Я пришел в магазин»

02.12










Представления о величине.

26

Различение по величине однородных и разнородных предметов.

07.12







27

Сравнение предметов по ширине.

09.12







28

Сравнение предметов по ширине.

14.12







29

Различение предметов по высоте.

16.12







30

Сравнение предметов по высоте.

21.12







31

Сравнение предметов по высоте.

23.12







32

Сравнение предметов по высоте.

28.12







33

Различение предметов по весу

13.01







34

Различение предметов по весу.

18.01







35

Сравнение предметов по весу.

20.01







36

Сравнение предметов по весу.

25.01







Представление о форме.

37

Различение круглых и некруглых геометрических тел.

27.01







38

Различение некруглых геометрических тел.

01.02







39

Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»).

03.02







40

Соотнесение геометрических тел с названием(«призма», «параллелепипед»).

08.02







41

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг.

10.02







42

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг.

15.02







43

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник.

17.02







44

Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник

22.02







45

Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

24.02







46

Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

01.03







47

Рисование геометрической фигуры: «треугольник».

03.03







48

Рисование геометрической фигуры: «треугольник».

10.03







49

Рисование геометрической фигуры: «квадрат».

15.03.







50

Рисование геометрической фигуры: «прямоугольник».

17.03







51

Рисование геометрической фигуры: «круг».

31.03







Пространственные представления.

52

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).

05.04







53

Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»).

07.04







54

Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»).

12.04







55

Определение месторасположения предметов в пространстве («сверху», «снизу»)

14.04







56

Определение месторасположения предметов в пространстве («спереди», «сзади», «справа», «слева»).

19.04







57

Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»).

21.04







58

Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»).

26.04







59

Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона»).

28.04







60

Составление предмета из двух и нескольких частей.

03.05







61

Составление предмета из двух и нескольких частей.

05.05







62

Составление картинки из нескольких частей.

10.05







63

Составление картинки из нескольких частей.

12.05







64

Составление ряда из предметов, изображений.

17.05







65

Определение месторасположения предметов в ряду.

19.05







Временные представления.

66

Определение времени по часам. Временные промежутки («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).

24.05









Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя:

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

  2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

  3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).

  5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.


Дополнительная литература для учителя:

1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Литература для учащихся:

Интернет-ресурсы:

1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324

2. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/

3. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439

4. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
Оборудование:

- Магнитная доска, набор цифр на магнитах.

- Образцы письменных цифр.

- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

- Таблицы к основным разделам математического материала.

- Классная доска.

- Компьютер.

- Проектор.

- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.