Файл: Рабочая программа по предмету Математические представления 5 годаобучения для обучающихся с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математические представления» 5 годаобучения для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) составлена на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012; -
Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. регистрационный № 35850); -
Нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области образования; -
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МКОУ Липяговской ООШ; -
Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -
Плана действий и плана мероприятий по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО (ИН) № 6234-03 25 от 11.08.2015; -
САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -
Учебного плана МКОУ Липяговской ООШ; -
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011); -
Устава МКОУ Липяговской ООШ.
Цель:
-
формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
-
сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления; -
обучить представлениям о количестве, числе, цифрах, составе числа в доступных ребенку пределах, счете, решении простых арифметических задач с опорой на наглядность; -
сформировать способность пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
-
освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; -
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; -
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; -
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; -
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
-
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине; -
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости; -
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много); -
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности; -
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; -
умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
Содержание учебного предмета
«Математические представления» представлены следующими разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление
ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Липяговская основная общеобразовательная школа
Терновского муниципального района Воронежской области
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Математические представления»
на 2020-2021учебный год
Класс: 5
Учитель: Арзамасцева Г.В.
Общее количество часов на предмет по учебному плану- 68 часов. По факту - 66 часов.
Из них на:
I четверть - 17 часов
II четверть - 15 часов
III четверть - 18 часов
IV четверть - 16 часов.
Всего учебных недель - 34. По 2 часа в неделю.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Липяговская основная общеобразовательная школа
Терновского муниципального района Воронежской области
КАЛЕНДАРНО _ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету: «Математические представления »
на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Тема урока | Сроки проведения урока | Примечание | |||
Плановые | Скорректированные (фактические) | |||||
Количественные представления. | ||||||
1 | Нумерация чисел в пределах 10. Нахождение неизвестного слагаемого. | 02.09 | | | ||
2 | Нумерация чисел в пределах 10 Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 07.09 | | | ||
3 | Нахождение неизвестного слагаемого | 09.09 | | | ||
4 | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 14.09 | | | ||
5 | Сравнение чисел в пределах 10 | 16.09 | | | ||
6 | Сравнение чисел в пределах 10 | 21.09 | | | ||
7 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. | 23.09 | | | ||
8 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. | 28.09 | | | ||
9 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. | 30.09 | | | ||
10 | Решение задач на увеличение на несколько единиц. | 05.10 | | | ||
11 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. | 07.10 | | | ||
12 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. | 12.10 | | | ||
13 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. | 14.10 | | | ||
14 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. | 19.10 | | | ||
15 | Решение задач на уменьшение на несколько единиц. | 21.10 | | | ||
16 | Представление о денежном знаке. | 26.10 | | | ||
17 | Представление о денежном знаке. | 28.10 | | | ||
18 | Представление о денежном знаке. | 09.11 | | | ||
19 | Размен денег. | 11.11 | | | ||
20 | Решение задач по теме: »Я пришел в магазин» | 16.11 | | | ||
21 | Решение задач по теме: »Я пришел в магазин» | 18.11 | | | ||
22 | Решение задач по теме: »Я пришел в магазин» | 23.11 | | | ||
23 | Решение задач по теме: »Я пришел в магазин» | 25.11 | | | ||
24 | Решение задач по теме: »Я пришел в магазин» | 30.11 | | | ||
25 | Решение задач по теме: »Я пришел в магазин» | 02.12 | | | ||
| Представления о величине. | |||||
26 | Различение по величине однородных и разнородных предметов. | 07.12 | | | ||
27 | Сравнение предметов по ширине. | 09.12 | | | ||
28 | Сравнение предметов по ширине. | 14.12 | | | ||
29 | Различение предметов по высоте. | 16.12 | | | ||
30 | Сравнение предметов по высоте. | 21.12 | | | ||
31 | Сравнение предметов по высоте. | 23.12 | | | ||
32 | Сравнение предметов по высоте. | 28.12 | | | ||
33 | Различение предметов по весу | 13.01 | | | ||
34 | Различение предметов по весу. | 18.01 | | | ||
35 | Сравнение предметов по весу. | 20.01 | | | ||
36 | Сравнение предметов по весу. | 25.01 | | | ||
Представление о форме. | ||||||
37 | Различение круглых и некруглых геометрических тел. | 27.01 | | | ||
38 | Различение некруглых геометрических тел. | 01.02 | | | ||
39 | Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). | 03.02 | | | ||
40 | Соотнесение геометрических тел с названием(«призма», «параллелепипед»). | 08.02 | | | ||
41 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг. | 10.02 | | | ||
42 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: куб – квадрат, шар – круг. | 15.02 | | | ||
43 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник. | 17.02 | | | ||
44 | Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой: треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник | 22.02 | | | ||
45 | Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. | 24.02 | | | ||
46 | Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. | 01.03 | | | ||
47 | Рисование геометрической фигуры: «треугольник». | 03.03 | | | ||
48 | Рисование геометрической фигуры: «треугольник». | 10.03 | | | ||
49 | Рисование геометрической фигуры: «квадрат». | 15.03. | | | ||
50 | Рисование геометрической фигуры: «прямоугольник». | 17.03 | | | ||
51 | Рисование геометрической фигуры: «круг». | 31.03 | | | ||
Пространственные представления. | ||||||
52 | Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). | 05.04 | | | ||
53 | Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»). | 07.04 | | | ||
54 | Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»). | 12.04 | | | ||
55 | Определение месторасположения предметов в пространстве («сверху», «снизу») | 14.04 | | | ||
56 | Определение месторасположения предметов в пространстве («спереди», «сзади», «справа», «слева»). | 19.04 | | | ||
57 | Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперѐд», «назад», «вправо», «влево»). | 21.04 | | | ||
58 | Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»). | 26.04 | | | ||
59 | Ориентация на плоскости («правая сторона», «левая сторона»). | 28.04 | | | ||
60 | Составление предмета из двух и нескольких частей. | 03.05 | | | ||
61 | Составление предмета из двух и нескольких частей. | 05.05 | | | ||
62 | Составление картинки из нескольких частей. | 10.05 | | | ||
63 | Составление картинки из нескольких частей. | 12.05 | | | ||
64 | Составление ряда из предметов, изображений. | 17.05 | | | ||
65 | Определение месторасположения предметов в ряду. | 19.05 | | | ||
Временные представления. | ||||||
66 | Определение времени по часам. Временные промежутки («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). | 24.05 | | |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература для учителя:
-
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год. -
Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с. -
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год. -
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011). -
Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Литература для учащихся:
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324
2. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/
3. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439
4. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
Оборудование:
- Магнитная доска, набор цифр на магнитах. - Образцы письменных цифр. - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин. - Таблицы к основным разделам математического материала. | - Классная доска. - Компьютер. - Проектор. - Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов. |