Файл: Лекция. Тема Основные характеристики мирового хозяйства и системы международных экономических отношений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преференциальные соглашения предусматривают взаимные или односторонние льготы по доступу на рынки договаривающихся стран.
Делаются первые шаги по созданию благоприятных условий для развития взаимной торговли. Чаще всего преференции встречаются в рамках взаимодействия развитых стран с развивающимися или между последними.
Зона свободной торговли, в рамках которой постепенно отменяются ограничения в торговле между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Создаются условия для всех участников интеграции: каждый может специализироваться на тех товарах, для которых имеется сравнительные преимущества, а для ввоза товаров, в которых нет преимуществ, нет барьеров. Каждая страна сохраняет самостоятельность в проведении внешнеторговой и другой политики.
Целью создания зоны свободной торговли является укрепление позиций фирм стран-участниц в конкурентной борьбе с фирмами стран, не входящих в группировку, повышение уровня жизни народов объединившихся стран.
Не следует смешивать рассмотренную зону свободной торговли как межгосударственное образование с зоной свободной торговли, создаваемой одним государством в рамках национальных границ (свободная экономическая зона).
Таможенный союз предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, т.е. стран, не входящих в союз. Каждый участник передает часть функций управления, связанных с торговой политикой, союзу как единому целому.
Таможенный союз является формой коллективного протекционизма. Внутри интеграционной группировки усиливается конкуренция фирм стран- участниц, что ведет к росту эффективности производства, снижению издержек, росту экспорта в третьи страны. Для стран, не входящих в
таможенный союз, торговые барьеры делают их товары более дорогими, что ведет к потере ими доли рынка, следовательно, и доходов.
С целью обеспечить станам-участницам одинаковые условия проведения торговых операций и финансовых расчетов нередко таможенный союз дополняется платежным союзом с взаимной конвертируемостью валют и единой расчетной единицей (но не валютой). Также создаются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, что скажется на экономическом росте.
Страны-члены таможенного союза могут выступать единым фронтом на внешнеторговых переговорах, что усиливает их позиции.
Недостаток таможенного союза – возможно сокращение объемов торговли со странами, не входящими в союз.
Общий рынок обеспечивает его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом, свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики в ряде отраслей экономики. Осуществляя единую торговую политику, страны- участницы сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и фискальной политике, но проводят их согласование. Основные выгоды общего рынка – это высокая мобильность труда, капитала, технологий, что позволяет полнее реализовать сравнительные преимущества. За счет использования преимуществ специализации растут объемы торговли между странами- участницами, увеличиваются инвестиции в новые технологии, проявляется положительный эффект масштаба, усиливается конкуренция. Для проведения согласованной политики в ряде отраслей начинают формироваться общие денежные фонды и органы управления ими.
Экономический и валютный союз является высшей формой международной экономической интеграции. Союз совмещает все выше рассмотренные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Союз также предполагает межгосударственное регулирование, которое предполагает
С целью обеспечить станам-участницам одинаковые условия проведения торговых операций и финансовых расчетов нередко таможенный союз дополняется платежным союзом с взаимной конвертируемостью валют и единой расчетной единицей (но не валютой). Также создаются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, что скажется на экономическом росте.
Страны-члены таможенного союза могут выступать единым фронтом на внешнеторговых переговорах, что усиливает их позиции.
Недостаток таможенного союза – возможно сокращение объемов торговли со странами, не входящими в союз.
Общий рынок обеспечивает его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом, свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики в ряде отраслей экономики. Осуществляя единую торговую политику, страны- участницы сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и фискальной политике, но проводят их согласование. Основные выгоды общего рынка – это высокая мобильность труда, капитала, технологий, что позволяет полнее реализовать сравнительные преимущества. За счет использования преимуществ специализации растут объемы торговли между странами- участницами, увеличиваются инвестиции в новые технологии, проявляется положительный эффект масштаба, усиливается конкуренция. Для проведения согласованной политики в ряде отраслей начинают формироваться общие денежные фонды и органы управления ими.
Экономический и валютный союз является высшей формой международной экономической интеграции. Союз совмещает все выше рассмотренные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Союз также предполагает межгосударственное регулирование, которое предполагает
- установление регламентов (законов), обязательных к применению в государствах-участницах;
- согласование и унификацию национальных законодательств;
- формирование согласованной или единой экономической и финансово-валютной политики;
- создание межгосударственных и наднациональных органов управления, банков, введение единой валюты.
Экономический союз дополняется политическим союзом, в рамках которого решаются вопросы коллективной безопасности.
Страны-участницы экономического союза практически утрачивают самостоятельность принятия решений по основным вопросам экономической политики, что может привести к противоречиям.
Валютный союз предполагает:
- введение единой валюты, заменяющей национальные;
- единый центральный банк;
- проведение единой валютной политики.
Общий рынок и экономический союз – это формы глубокой экономической интеграции, другие формы относятся к поверхностной интеграции.
Признаки различных форм международной экономической интеграции.
Признаки
↓
Этапы интеграции
→
Свободная торговля внутри объединения
Единые тарифы и система нетарифного регулирования к третьим странам
Свободное движение факторов производства внутри объединения
Единая экономическая и валютная политика стран, наднациональные органы регулирования
Зона свободной торговли
+
-
-
-
Таможенный союз
+
+
-
-
Общий рынков
+
+
+
-
Экономический и валютный союз
+
+
+
+
Интеграция осуществляется в разных формах, из которых чаще используются зона свободной торговли и таможенный союз
При выборе той или иной формы интеграции страны должны отдавать предпочтение тому уровню объединения национальных экономик, который соответствует их экономическим и политическим потребностям и возможностям.
Контрольные задания
1.Найдите признак таможенного союза:
А) свободная торговля внутри региона
Б) свободное перемещение капитала внутри региона
В) единые тарифы к третьим странам
Г) единая экономическая политика
2. Экономический союз отличается от общего рынка (три ответа):
А) формированием единого экономического пространства
Б) является более высокой формой интеграции
В) является более низкой формой интеграции
Г) функционирование наднациональных органов управления и контроля
3.Верно ли, что международная экономическая интеграция является объективным процессом?
2 блок
Последствия международной экономической интеграции многообразны и еще недостаточно изучены из-за короткого периода существования объединений государств.
Обычно рассматриваются последствия присоединения стран к торговому блоку. Начало исследований положил
Дж.Вайнер, который сформулировал два эффекта интеграции при функционировании таможенного союза.
Эффект создания торговли – это изменение географической структуры торговли
(изменение направления торговых потоков), происходящее в результате образования зоны свободной торговли или таможенного союза. Устранение торговых барьеров в рамках объединения стран приводит к снижению цен и росту торговли между ними, но за счет третьих стран. Объемы торговли с третьими странами сокращаются, т.к. для них сохраняются ограничения в торговле. Переориентация торговли может привести к снижению объемов производства и сокращению экспорта для более эффективных стран, но находящихся за пределами интеграционного блока.
Эффект создания торговли может привести к изменению доходов потребителей, производителей и государства. Переориентация торговли может повлечь за собой усиление развития одних отраслей и сокращение других, причем эти изменения могут носить несбалансированный характер. В краткосрочном периоде распределение положительного эффекта создания торговли происходит неравномерно. Для менее развитых стран требуется период адаптации: перехода на новые технологии и новые рынки.
Эффект отклонения торговли – это переключение спроса от производителей с низкими издержками (за пределами торгового блока) к производителям с высокими издержками ( внутри торгового блока). Отмена ограничений снижает цены товаров стран-участниц и побуждает потребителей увеличить спрос на продукцию производителей торгового блока и снизить спрос на товары третьих стран, т.к. их цена становиться относительно выше за счет сохранения таможенного тарифа. Эффект отклонения торговли с точки зрения глобальной эффективности является отрицательным и может быть уменьшен при снижении тарифа.
Эффекты создания и отклонения торговли относятся к статическим эффектам, но по мере развития интеграции проявляются динамические
эффекты.
Положительные динамические эффекты:
- положительный эффект масштаба;
- расширение рынков;
- облегчает фирмам стран-участниц доступ к ресурсам (трудовым, финансовым, материальным) и новым технологиям;
- защита производителей от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
- подтягивание уровня экономики менее развитых стран к уровню более развитых стран;
- облегчается совместное решение социальных и региональных проблем;
- усиление переговорных позиций по отношению к третьим странам;
- рост предельной производительности факторов производства в связи с ростом их мобильности на более широком пространстве;
- рост инвестиционной привлекательности для инвесторов третьих стран.
Отрицательные динамические эффекты:
- повышение уровня монополизации;
- отток ресурсов от периферии торгового союза к экономическому центру, т.е. к более сильным партнерам;
- потеря доходов государства, где значительную долю доходов бюджета составляют таможенные пошлины;
- рост административных издержек функционирования торгового союза.
Одновременно проявляются положительные и отрицательные эффекты, но в итоге перевешивают первые.
Контрольные задания
1.Верно ли, что международная экономическая интеграция ведет всегда к выигрышу одних стран за счет других?
2.Верно ли, что при участии страны в международной экономической интеграции большинстве случаев имеет превышение эффекта создания торговли над эффектом отклонения торговли?
3.Верно ли, что эффекты создания и отклонения торговли при международной экономической интеграции проявляются только в отдаленной перспективе?
3 блок
Наиболее интенсивно интеграционные процессы развивались в
Западной Европе, где интеграция достигла высшей формы.
В 1952г. шесть европейских стран (Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург,
Нидерланды, Франция) подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1956г. создано Европейское общество по атомной энергии. Эти соглашения имели цель развитие отраслей, повышение их конкурентоспособности. В 1957 г. этими странами был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое явилось предшественником Европейского сообщества (1967г.) и Европейского союза (1992г.).
Римский договор устанавливал принцип «четырех свобод»: свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что ведет к созданию общего рынка. Ряд европейских стран отказались участвовать в такой высокой степени интеграции и создали свою группировку –
Европейскую зону свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия,
Дания, Финляндия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и
Великобритания. Позднее некоторые из этих стран присоединились к ЕС.
В декабре 1991г. и феврале 1992г. были подписаны Маастрихтские соглашения о формировании экономического и валютного союзов. С ноября
1993г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой интеграционной группировки Европейский Союз (ЕС).
Цели создания ЕС следующие:
- обеспечить высокую степень сотрудничества для укрепления позиций на мировых рынках, повышения конкурентоспособности;
- обеспечение безопасности;
- создание единого экономического, правого и информационного пространства для роста благосостояния.
Расширение Европейского союза в 1973 -2007 гг.
1952г. – Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды,
Франция.
1973г. – Великобритания, Дания, Ирландия.
1982г. – Греция.
1986г. - Испания, Португалия.
1995г. – Австрия, Финляндия, Швеция.
2004г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словацкая
Республика, Словения, Чешская Республика, Эстония.
2007г. – Болгария, Румыния.
В настоящее время ЕС объединяет 27 государств, в которых проживает
490 млн. человек.
Система управления ЕС состоит из общих наднациональных органов,
5 основных из которых:
- Совет министров – высший исполнительный орган, играет главную роль в системе власти. Здесь принимаются решения по важнейшим вопросам
ЕС. Страны имеют в Совете Министров неодинаковое представительство.
Решения принимаются квалифицированным большинством голосов – ¾, что не позволяет пяти крупнейшим странам, имеющим большее количество голосов, диктовать свою волю странам с небольшим населением.
- Европейский Совет – консультативно-координационный орган, в котором обсуждаются вопросы принципиального характера главами государств и правительств. Решения принимаются на основе консенсуса.
- Комиссия Европейских сообществ (КЕС) – это своеобразное правительство ЕС, его исполнительный орган. Цель Еврокомиссии – проводить в жизнь решения Совета ЕС и Европарламента. Функции КЕС: координация деятельности ЕС, контроль над бюджетом, разработка и представление на утверждение Совету министров проектов законов, представление интересов ЕС в международных организациях, распоряжение фондами и бюджетом и др.
- Европейский парламент – высший представительный орган, который взаимодействует с Советом Министров и КЕС, утверждает бюджет.
Европарламент выполняет идеологическую функцию, реальных законодательных полномочий как у национальных парламентов не имеет.
Члены парламента избираются непосредственно гражданами членов
Европейского Союза путем прямых выборов.
- Суд Европейского союза - высший судебный орган, состоящий из 13 судей, имеющий мандат на 6 лет. Суд обеспечивает соблюдение законности, гарантирует выполнение соглашений, обеспечивает единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм и урегулирование споров.
Развитие интеграционных процессов в Западной Европе
Годы
Наименование события
1 2
29.06.1956 «Венская декларация» министров иностранных дел стран
Западной Европы, призывающая к созданию в ней зоны свободной торговли
25.03.1957 Римский договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) шестью государствами: ФРГ, Францией,
Италией, Бельгией, Люксембургом, Нидерландами
01.01.1958 Договоры о Европейском экономическом сообществе и
Евроатоме. Создаются наднациональные органы ЕЭС – Совет,
Комиссия, Суд, Парламентская ассамблея (из делегатов национальных парламентов)
01.01.1959 Первое снижение таможенных пошлин во взаимной торговле
«шестерки»
01.07.1968 Завершение создания таможенного союза ЕЭС. Отмена всех таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле. Введение единого тарифа ЕЭС.
10.03.1979 Введение в действие Валютной системы ЕЭС (единая расчетная единица – экю, механизм валютного обмена и информации, кредитные условия)
01.01.1999 Заложение основы монетарного союза с введением единой европейской валюты (евро)
01.01.2002 Введение единой европейской валюты (евро)
Лидирующие позиции в Европейском союзе удерживают Германия,
Франция, Великобритания, Испания и Италия. Их общая доля в ВВП
Евросоюза составляет 72,6%.
1 2 3 4 5 6 7