Файл: Фундаментальные (общие, базовые) имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, поведения людей. прикладные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отрасли психологии

Отрасли психологии условно разделяются:

– фундаментальные (общие, базовые) – имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, поведения людей.

– прикладные (специальные) – достижения, которых используются на практике. В большинстве случаев решают конкретные задачи в рамках своего направления (2).

Отрасли (3 группы критериев):

  1. Содержание выполняемой деят-ти

  • психология труда

  • педагогическая

  • спортивная

  • космическая

  • судебная

  1. Субъект выполняемой деят-ти

  • детская

  • этнопсихология

  • социальная

  • пато

  • зоо

  1. Конкретно-научная или практическая проблема

  • психофизиология

  • нейропсихология

  • психосоматика

  • психогенетика

  1. Особые

  • зоо

  • клиническая

  • судебная

Антитезы: общая – дифференциальная; общая – отраслевая.

Разделы психологии:

  • общая

  • зоо (сравнительная)

  • психофизиология

  • нейропсихология

  • патопсихология

  • детская

  • индивидуальных различий (дифференциальная)

  • этно

  • социальная

  • психолингвистика

  • творчества

Общая психологияисследует наиболее общие закономерности психической деятельности, обнаруживает и описывает общие прин­ципы, категории, понятия и методы психологической науки. Эта об­ласть психологии дает знания, одинаково необходимые всем специа­листам, которых интересует поведение людей.

Наиболее многочисленные фундаментальные исследования в общей психологии касаются главным образом таких явлений, как на­учение и его законы, действие мотивационных факторов, развитие таких когнитивных процессов, как память, мышление (6).

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследова­ния психических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки (2).


Для некоторых исследований в психологии необходимо примене­ние особых методов или методологии. Так, психофизиологияизучает физиологические и биохимические изменения, которые происходят в нервной системе при различных психологических состояниях (эмоци­ональных переживаниях, функционировании памяти, сновидениях и т. п.). В психофизиологии речь идет о самых различных физиологичес­ких сдвигах: активности потовых желез, электроактивности мышц (электромиограмма), мозга (электроэнцефалограмма) и так далее.

В отличие от физиологической психологиипредметом иссле­дования в психофизиологии являются психологические проблемы внутреннего мира человека. Поведение для психофизиолога явля­ется независимой переменной, тогда как зависимыми оказываются физиологические процессы. Главной задачей современной психо­физиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических ме­ханизмов.

Другие специальные отрасли психологии также диктуются по­требностями практики. Каждая из отраслей разрабатывает свои тео­ретические проблемы, но все они прежде всего прикладные отрасли психологии.

Так, психогенетикаизучает наследственные механизмы психики и поведения.

Ди фференциальная психологиявыявляет и описывает индиви­дуальные различия людей, процесс формирования этих различий и причины (6). Предпосылкой возникновения дифференциальной пси­хологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и матема­тических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами диффе­ренциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные (2).

Возрастная психология(психология развития) изучает особен­ности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (геронтология – наука о старости).



Этнопсихология(от греч. ethnos — племя, народ) — изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, национальное самосознание и т.д.

Социальная психологияизучает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотноше­ний личности и коллектива (6).

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономер­ности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль об­щения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология лично­сти (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.) (2).

Педагогическая психологияизучает психику учащихся в про­цессе учебно-воспитательной работы, устанавливает закономернос­ти овладения знаниями, умениями, навыками (6). Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в. В основе современной отечественной педагогической психо­логии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человеке является усвоение им общественно исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и вос­питания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию выс­шей школы. (2).

Инженерная психологияизучает деятельность человека-опе­ратора в автоматизированных системах управления. Она решает проблему распределения и согласования функций между маши­ной и человеком (6).


Как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, на­блюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производствен­ном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности опера­торов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; ана­лиз психологической структуры деятельности операторов; исследование факто­ров, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операто­ров: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработ­ка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов (2).

Политическая психо­логия — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты поли­тической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценност­ные ориентации ит. п. Эти психологические феномены формируются и проявля­ются на уровне политического сознания наций, классом, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях (2).

Психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие созданиеи восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом (2).

Медицинская пси­хология – изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Среди важ­нейших проблем медицинской психологии — взаимодействие психических и со­матических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтиче­ских целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.


Структура медицинской психологии: клиническая психология, включа­ющая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицин­ская психология; психопрофилактика и психогигена; психокоррекция.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе; спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психоло­гия (2)