ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В первые же годы после ликвидации в Японии сёгуната правительство занялось созданием боеспособной армии, организованной по европейскому образцу. Командные должности в императорской армии были закреплены исключительно за самураями, в особенности за представителями кланов Тёсю (в армии) и Сацума (во флоте). Этот привилегированный слой самураев (около 40 тыс.), укрепившись в государственном аппарате (главным образом в армии), оказался тесно связанным с японской монархией в противоположность самурайской оппозиции - тем самураям, которые не смогли приспособиться к новым условиям и оставили прежнее привилегированное положение на стороне антиправительственных группировок.

Многие самураи шли служить также в полицию, причём эту службу они ничуть не считали зазорной. Население, знавшее, что полиция состоит в подавляющем большинстве из самураев, продолжало по традиции относиться к полицейским почти так же, как в дореформенной Японии к правящему сословию воинов. Таким образом, в эпоху Мэйдзи японская полиция являлась как бы "сословной организацией".

Вместе с самураями-офицерами во вновь созданные вооружённые силы были привнесены многие черты, присущие некогда воинам феодальных самурайских дружин. В основном это было наследие идейного характера.

Идеологическая обработка солдат новой армии была основана на морально-этическом кодексе самурайства - бусидо, несколько изменённом в соответствии с духом времени. Если раньше для самурая, по бусидо, прежде всего существовали только интересы даймё и клана, то отныне мораль воина стала "японским национальным духом", который воспитывал любовь к императору и Японии. Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. развивать в себе прежде всего "уважение к верности и исполнению долга", а также испытывать полное презрение к смерти. После издания указа было отдано специальное распоряжение, предписывающее читать пункты этого рескрипта вслух перед войсками каждое воскресенье с тем, чтобы солдаты могли его выучить наизусть и руководствоваться им повседневно.

Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что императорское правительство заставило дайме отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору - хансэки-хокан. Дайме сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества князей вовсе отстранили от дел управления. Вместо княжеств было введено новое административно-территориальное деление из 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов). Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. В 1878 г в городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний, участие в которых определялось высоким имущественным цензом.


№ 8. ИМПЕРАТОРСКИЙ УКАЗ ОБ УПРАЗДНЕНИИ КНЯЖЕСТВ

29 августа 1871 г.

Извлечение

«Глубоко сожалея по поводу того, что нам приходится так поступать, Мы теперь полностью упраздняем княжества и пре¬образуем их в префектуры с тем, чтобы приложить все силы для сокращения расходов и эффективности работы, чтобы из¬бавиться от несоответствия названий действительности и уп-разднить все недостатки управления, проистекающие из суще¬ствования нескольких центров.»

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кодзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин - простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые стали именоваться синхэймин, т.е. новый хэймин (или буракумин - жители специальных поселений - бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества.

Наиболее важным преобразованием правительства явилась аграрная реформа 1872-1873 годов. Обеспокоенное развернувшейся крестьянской борьбой, правительство желало привлечь на свою сторону верхушку крестьянства и тем самым расширить свою социальную базу. Кроме того, правительство должно было укрепить свои позиции в среде достаточно лояльных к нему новых земельных собственников: купцов, ростовщиков, откупщиков, чиновников и т.д., незаконно захватывавших землю во времена сёгуната. С этой целью власти объявили законными собственниками земли всех тех лиц, которые фактически владели этой землей к моменту издания закона. В целом, это был прогрессивный акт: был положен конец феодальной земельной монополии и впервые в Японии устанавливался буржуазный принцип частной собственности на землю. Однако основная масса крестьянства в результате этой реформы по существу не получила земли. Задолго до революции 1868 г. огромное количество земель, обрабатывавшихся крестьянскими общинами, перешло в руки ростовщиков, купцов и сельской верхушки под всевозможные закладные, дарственные и прочие подобные документы. Реформа 1872- 1873 гг. легализировала все эти сделки, и тем самым признала законность происходившего раньше процесса экспроприации земли у крестьянства в пользу новых помещиков. В 1872 г. был официально отменен запрет на куплю-продажу земли.



Теперь отягощенные долгами крестьяне быстро теряли свои мелкие наделы. Так как раньше крестьяне, в основном, являлись наследственными арендаторами на княжеских землях, а объявление их собственниками тех же самых мелких клочков земли вовсе не улучшило их положения. За землю нужно было платить немалый выкуп, а у крестьян без того были непосильные долги, и они быстро теряли свои наделы, переходившие в собственность той же помещичье-кулацкой верхушки, превращаясь в арендаторов. Правда, теперь их эксплуатировали не князья, а помещики.

Естественно, такой механизм реформы не мог действенно разрешить аграрный вопрос. Было лишь уничтожено крупное феодальное землевладение. Государство за очень высокую цену (более 200 млн. йен) выкупило у бывших феодальных князей принадлежавшие им владения. Средние и мелкие земельные собственники сохраняли в значительной мере черты помещиков полуфеодального типа. Крестьяне в качестве арендной платы отдавали им не менее половины своего урожая. И все же аграрная реформа стимулировала развитие капиталистических отношений в деревне и дальнейшую дифференциацию ее населения.

На примере аграрной реформы ярко выявился незаконченный характер буржуазной революции в Японии. Остатки феодализма сохранились в Японии как в экономике, так и в политической надстройке. Японская буржуазия, крепко привязанная к монархии, поддержала мероприятия, направленные на сохранение полицейско-бюрократического произвола. Японская буржуазия не боролась за передачу ей всей полноты власти. Опасаясь крестьянской стихии, буржуазия удовлетворилась ограниченными реформами, позволяющими ей получить политические права и участвовать в формировании правительственных структур.

Тем не менее буржуазная революция 1868 г. явилась важнейшим рубежом в истории Японии. Капитализм, хотя и отягащенный различными феодальными пережитками, получил стимул к дальнейшему развитию. В рамках единого государства сложилась японская буржуазная нация.

28 июля 1873 Императорское правительство начало земельно-налоговую реформу, которую завершило в 1880 году. В результате реформы вместо нестабильного урожая критерием налогообложения стала стабильная цена на землю, а собственники земельных участков превратились в налогоплательщиков. Земельный налог следовало платить деньгами в размере 3 % от стоимости земельного участка. Горные леса и участки, которые использовались членами общины совместно, были огосударствлены как ничейные. Эти преобразования обеспечили стабильное наполнение государственной казны и способствовали развитию товарно-денежных отношений в регионах. Однако, с другой стороны, они вызвали новую социальную дифференциацию и увеличили налоговое бремя на селе и, как следствие, стали причиной крестьянских волнений.


№ 9. ИЗВЕЩЕНИЕ О РЕФОРМЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

28 июля 1873.

Извлечение

«Сейчас Мы производим реформу земельного налога. Все прежние постановления относительно поступлений с участков земли и полей отменяются, и как только обследование документов, подтверждающих право владения, будет закончено, будет установлен новый земельный налог в размере 3 % от стоимости земли.»

Традиционно в Японии образование было распространено довольно широко и до эпохи Мэйдзи. Уровень грамотности японского населения был достаточно высок. Современные документы свидетельствуют о распространении грамотности даже среди японских крестьян. Содержание образования сводилось к изучению классических конфуцианских книг и основ математики. Большое внимание в японском образовании всегда уделялось нравственному воспитанию.

Однако такое традиционно-патриархальное образование уже не соответствовало требованиям, предъявляемым эпохой модернизации. Поэтому лидеры реформ, виднейшие японские просветители Ито Хиробуми, Фукудзава Юкити и др. поставили задачу создать совершенную систему образования по западному образцу. Для этой цели в Европу и Америку были отправлены для обучения большое количество студентов. Так, в 1873 году только в Лондоне обучалось 373 японских студентов. Кроме того, среди иностранных специалистов, которых в большом количестве приглашали в Японию для помощи в организации и налаживании работы как в сфере государственного управления и местных органов власти, так и на предприятиях, в армии и других областях, было немало специалистов, которые помогали организовывать японскую систему образования.

В результате деятельности специальной комиссии по подготовке реформы образования было решено взять за образец французскую и американскую системы. В 1872 г. был принят довольно либеральный для своего времени закон об образовании, согласно которому равное право получить образование обретали все сословия, мужчины и женщины, и не допускалась какая-либо дискриминация. Изначально предполагалось, что расходы по обучению будет нести само население. Однако ввиду низкой платежеспособности большей части японского населения, в 1880 году было решено основную часть расходов по финансированию образования возложить на местные органы власти. В 1886 году был принят закон об обязательном 4-х летнем начальном образовании

В 1870-71 гг. образована телеграфная связь между городами Токио и Йокогама, организованы почтовое обслуживание и выпуск первых почтовых марок, в сентябре 1872 г. открыта железнодорожная линия между городами Токио и Иокогама.


1871 г. - Введен в действие закон о посемейной записи, регистрации фамилии, имени, места и даты рождения, о регистрации актов гражданского состояния и преступлений, приняты «Закон о судебном разбирательстве по обвинению в клевете» и «Закон о печати». 1872 г. - проведена первая в стране перепись населения (33 110 825 человек).

4. Конституция Японии 1889 года; основное содержание. Установление новой политической системы

В начале 1880 годов в Японии стали оформляться первые политические партии, социальной базой и опорой которых были помещичье-буржуазные круги. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Либеральные-помещики критиковали модель абсолютизма и деятельность правительства. Основные причины их недовольства вызывали высокий поземельный налог, снижавший их доходы, и всевластие узкой группы полуфеодальной бюрократии, «узурпировавшей правительственные посты». Радикальные лозунги помещичьей оппозиции привлекали на ее сторону часть самурайства, интеллигенции и даже верхушечные слои крестьянства. Деятельность Оппозиции вылилась в формирование в 1881 г. политической партии — «дзиюто» (либеральная партия).

№ 20. ПРОГРАММА КОНСТИТУЦИОННО-ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ

«1. Наша партия стремится к распространению свободы и обеспечению прав каждого, добивается всеобщего благополучия и реформ общества.»

В то же время оппозиционные настроения получили широкое распространение среди японской буржуазии как среди торгово-финансовой, так и среди быстро набиравшей силу национальной (промышленной). Либеральная буржуазия требовала скорейшего проведения некоторых реформ, которые должны были облегчить буржуазии захват командных высот в экономике, а также путь к власти. Среди выдвигаемых требований важнейшими были следующие: реформа денежной системы, поощрение внешней торговли, скорейший пересмотр неравноправных договоров, а также активной внешней политики, т.е.колониальных захватов и завоеваний, которые должны были открыть японской буржуазии доступ к внешним рынкам. УСТАВ КОНСТИТУЦИОННО-ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ

«5.Секретариат несет ответственность по управлению и надзору за финансами, за изменением состава членов партии, документацию и имущество партии

14. На съезде обсуждаются общепартийные дела, финансовые вопросы, председатель и секретарь выступают с докладом о работе, проделанной за подотчетный период, принимается бюджет на следующий год.»