ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На такой платформе в 1882 г. была основана партия либеральной буржуазии, получившей название «кайсинто» («партия реформы»).С ростом удельного веса буржуазии в экономике страны активизировалась и ее политическая деятельность. В 1880 годы обе партии начали движение за конституцию. В это движение включились также широкие демократические круги (часть мелкой буржуазии города и деревни, интеллигенция, отдельные выходцы из пролетарской среды). В силу этого на отдельных этапах оно имело ярко выраженный радикальный характер. Критика императорского правительства превращалась в борьбу против засилья феодальных элементов (например, титулованных землевладельцев) в государственном аппарате. Конституционное движение получило в Японии название «минкен ундо» («движение за народные права»).

№ 21. ПРОГРАММА ПАРТИИ РЕФОРМ И ПРОГРЕССА

Извлечения

«Политические преобразования и прогресс вот к чему неуклонно стремится наша партия! Без политических преобразований и продвижения вперед, сколько ни желай вечного процветания и счастья, добиться их будет невозможно. Наша партия стремится к политическим преобразованиям и продвижению вперед, однако, она не считает, что осуществлять это нужно поспешно. Если при проведении реформ не соблюдать очередность, то порядок в обществе будет нарушен, и это, наоборот, лишь нанесет вред общественному прогрессу.»

«2. Считая своей главной задачей внутриполитические реформы, добиваться упрочения прав государства.

5. Вести как можно больше политических переговоров с иностранными государствами, расширять с ними торговые связи.»

Деятельности «минкен ундо» объективно способствовало самостоятельно развивавшееся рабочее движение. Японский рабочий класс рос вместе с развитием японской промышленности. Первое выступление рабочих относится к семидесятым годам. В 1872 г. в шахтах Такасима вспыхнули стихийные бунты горняков против английских концессионеров.

После этого выступления японских рабочих стали учащаться. В 1880 годах делаются первые попытки создания профессиональных союзов. На первых порах многие из этих союзов имели характер объединений ремесленников. Но уже в девяностых годах профсоюзное движение охватывает непосредственно пролетарские слои. Во многом это движение было связано с лидером рабочего (а позже коммунистического движения) Сэном Катаяма (родился в 1859 г. в крестьянской семье). В 1897 г., вернувшись из эмиграции, Катаяма создал «Лигу по организации рабочих профсоюзов», а затем союз металлистов, союз машинистов и союз печатников. В 1898 г.


Катаяма создал «Общество по изучению социализма» и стал издавать журнал «Рабочий мир». Вначале правительство резко подавляло деятельность «минкен ундо». Однако наиболее дальновидные руководители японского абсолютизма понимали необходимость ограниченных реформ и уступок, включая конституцию, ради сохранения равновесия в обществе и строя в целом. Японское правительство командировало ряд своих виднейших представителей во главе с князем Ито за границу для ознакомления с конституционной практикой ряда европейских стран и США.

В результате было принято решение, что наиболее подходящим для Японии прототипом является консервативный прусский Парламент Бисмарка. В 1889 г: была провозглашена японская конституция. Важнейшей особенностью конституции 1889 являлось подтверждение власти японской монархии. Конституция провозгласила исключительно широкие права императора: ему принадлежало утверждение и издание законов; созыв и роспуск парламента; объявление войны и заключение мира; верховное командование вооруженными силами; назначение и увольнение всех гражданских и военных чинов и т.д. Вторая глава конституции оговаривала формально предоставленные буржуазные свободы многочисленными изъятиями и оговорками. Четвертая глава (55 статья) отмечала, что министры в Японии ответственны только перед императором. Шестая глава предоставляла возможность правительству, не считаясь с парламентом, утверждать бюджет и в том случае, если он не получил санкции представительных учреждений. Следует также напомнить, что персона императора продолжала обожествляться.

№ 24. КОНСТИТУЦИЯ

В истолковании ее составителя Xиробуми Ито

Извлечения

Показывается важность императора

«3. «Священный престол был установлен еще в то время, когда небеса и земля отделились друг от друга». Император ведет свое происхождение от неба; его происхождение священно и божественно; он поставлен выше всех своих подданных. Он должен быть чтим и неприкосновенен. Правда, он должен уважать законы, но закон не имеет силы привлекать его к ответственности за его неисполнение. Особа императора не только не может быть предметом неуважения, но и не может служить предметом оскорбительных суждений или спора.»

№ 26. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ

11 февраля 1889 г.

Извлечения

ГЛАВА I

ОБ ИМПЕРАТОРЕ

«С т а т ь я 3. Особа императора священна и неприкосновенна.

С т а т ь я 4. Император - глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее в соответствии с постановлениями настоящей конституции.»



Японский парламент был образован в составе двух палат. Верхняя палата состояла из принцев крови, высшей титулованной знати, лиц лично назначавшихся императором, представителей крупных налогоплательщиков. Нижняя палата избиралась мужским населением страны из числа лиц достигших 30-летнего возраста. Избирательными правами пользовались лишь те, кто уплачивал не менее 15 йен прямых налогов в год и достигшие 25 лет. Исходя из этого, право участия в выборах было предоставлено лишь одному проценту населения страны. Таким образом, конституция не посягала на права японского абсолютизма, а лишь являлась его фасадом и прикрытием.

ГЛАВА III

ОБ ИМПЕРСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ

«С т а т ь я 33. Имперский парламент состоит из двух палат: палаты пэров и палаты депутатов.

С т а т ь я 34. Палата пэров в соответствии с указом о палате пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором.

С т а т ь я 35. Палата депутатов состоит из членов, избираемых народом в соответствии с постановлениями избирательного закона.»

Глава IV

О министрах и Государственном Совете

«Ст.55. Министры являются советниками императора и ответственны перед ним за свои советы. Все законы, императорские указы или рескрипты всякого рода, касающиеся государственных дел должны быть скреплены одним из министров.»

Несмотря на то, что японский парламент был сконструирован на весьма узкой базе, первые годы его существования ознаменовались частыми конфликтами между парламентом и правительством. Парламентская буржуазная оппозиция резко критиковала методы правительственной бюрократии и выражала недовольство огромными военными расходами. За первые четыре года своего существования японский парламент был трижды распущен императором (в 1891,1893 и 1894 гг.).

10. Изменения в судебной системе Японии в период Мейдзи.

ГЛАВА V

О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

«С т а т ь я 59. Разбирательство дел в судах и объявление приговоров должны быть публичны, но если есть основания опасаться, что гласность может повредить общественному спокойствию и порядку или оскорбить общественную нравственность, то гласность судебного разбирательства может быть устранена согласно постановлению закона или решению суда.»


В области внутригосударственных нововведений наиболее важной была реорганизация на европейских началах судебной системы. По закону 1890г. учреждаются единые по всей стране суды. Ее территория делится на 298 округов, в каждом из которых создается местный суд. Следующими инстанциями стали 49 губернских судов, 7 апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенции которого входило рассмотрение наиболее важных дел, высшая апелляция и разъяснение законов. Конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На прокуратуру возлагалось:

а) руководство предварительным расследованием;

б) поддержание обвинения в суде;

в) опротестование приговоров и осуществление надзора за судами.

В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.

Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности. В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.

С 1872 года в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть. В 1874 году ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве.

№ 24. КОНСТИТУЦИЯ

В истолковании ее составителя Xиробуми Ито

Извлечения

«23…Судебная или полицейская власть, прибегающая к насилию, чтобы исторгнуть у обвиняемого признание, подвергается особенно суровой каре (Уголовное Уложение, статья 282). Наказания, несогласные с точными постановлениями закона, не могут быть налагаемы (Устав Уголовного судопроизводства, статья 410; Уголовное Уложение, статья 2)…»

Закон 1890 года в соответствии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты. Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 года, требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.


Законом 1890 года предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.

В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения «правоохранительная» система Японии еще долго оставалась репрессивным придатком имперской власти.

11. Характеристика итогов преобразований «Мейдзи исин», определение их места в дальнейшем развитии Японии в исторической литературе

Революция Мэйдзи привела к росту военной и промышленной мощи Японии. Теперь государство, которое ещё недавно рассматривалось западными державами как потенциальный сырьевой придаток или поставщик дешёвой рабочей силы, само включилось в борьбу за колониальный передел мира. Несмотря на изначальный отказ от завоевания Кореи, который привёл к мятежу Такамори Сайго, амбиции японской знати росли. Феодальный строй в Японии прекратил своё существование. Раньше её правил сёгун, а на предыдущей ступени власти стояли даймё (князья), и страна была разобщена, так как в своих владениях каждый даймё (которых насчитывалось несколько сотен) был практически всесилен. Основным итогом революции Мэйдзи стала централизация власти в руках императора, который объединил страну воедино.

В Японии стал складываться милитаристский режим, во главе которого стоял абсолютный монарх. Возможно, демократическое зерно, содержавшееся в реформах, позже выросло бы в конституционную монархию по образцу Великобритании, но эти процессы были прерваны двумя мировыми войнами. Развитие капитализма также было дуалистическим. С одной стороны, процветали огромные монополии, строились военные предприятия и железные дороги, а с другой, усиливалась эксплуатация крестьян и рабочих. Промышленность обеспечивала рост военного потенциала, но не обеспечивала население товарами широкого потребления и продуктами, что привело в 1918 году к «рисовым бунтам». Но даже эти противоречия не отменяют того факта, что для Японии революция Мэйдзи была колоссальным прорывом, поставившим её в число ведущих мировых держав.