Файл: Валеологические аспекты в курсе химии. 2 слайд Термин валеология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Валеологические аспекты в курсе химии.

2 слайд: Термин «валеология» заимствован в 18 веке из французского языка и восходит к лат. valeo – vаlеrе – быть, становиться сильным, крепким.

Валеология – это новое междисциплинарное направление о закономерностях формирования, способах оценки, сохранения и укрепления здоровья. По мнению Израиля Ицковича Брехмана, валеология – это самостоятельная наука: есть метод – диагностика количества и качества здоровья; есть средства – психологические, педагогические, гигиенические и социальный заказ – здоровье.

Нельзя сводить «валеологию» к основным принципам здорового образа жизни, первоначальному ее содержанию; изучению здоровья индивидума, определяющего здоровье коллектива; изучению здоровья здоровых людей. Невозможно представить себе педагога-валеолога в школе, который занимался бы лишь здоровыми учениками и учителями. Здоровый образ жизни нужен всем – и здоровым, и больным!

Валеология, как наука, находится на стадии становления, она опирается на опыт и достижения других наук (медикобиологических, психолого-педагогических, социальных). Она является интегральной наукой, которая включает не только знания о здоровье, но и способствует появлению нового знания на стыке различных ее научных направлений, например, эколого-валеологии.

3 слайд: С каждым годом из-за непрерывного роста промышленности, увеличения количества автомобилей, неправильной утилизации химических отходов и других отходов жизнедеятельности человека среда обитания ухудшается, вследствие этого изменяется и здоровье человека в худшую сторону. Потому что вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и организмом человека. И возникшая валеология как наука и как учебная дисциплина с одной стороны изучает характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывает рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

4 слайд: В основе всех проявлений жизнедеятельности лежат химические реакции, протекающие в организме, поэтому химия должна выступать той теоретической базой, на основе которой и будут формироваться понятия о механизмах и путях сохранения и укрепления здоровья. Учащиеся, как правило, не знают , как вести разумно свой образ жизни. И поэтому одним из путей формирования здоровья школьников и студентов является валеологизация учебного процесса. Потому что только здоровый человек может полноценно развиваться, неустанно трудиться, получать достойное образование, а также чувствовать себя уверенно в сложной жизненной ситуации. В свете событий многие учебники лишены валеологического материала


5 слайд: И поэтому в данном аспекте учитель просто обязан давать такие сведения, не только для того, чтобы заинтересовать школьников химией, а именно, способствуя формированию знаний по сохранению и укреплению здоровья. Также валеологизация уроков приобщает обучающихся к исследовательской работе, потому что существует огромный круг проблем, которые могут быть решены с помощью такой науки, как химия.

Хоть и не во всех темах курса химии прослеживается связь химического материала с валеологией, но, тем не менее, таких тем достаточно, и именно с помощью этого учащиеся осознают , зачем им нужен предмет химии.

Говоря о химии, затронем некоторые аспекты.

  1. 6 слайд: Первое с чем должны познакомиться, это влияние различных элементов и веществ на организм. Те же радиоактивные, токсичные, вредного воздействия и вещества не оказывающие влияние на организм.

  2. 7 слайд: Где можно или нужно хранить то или иное вещество, в зависимости от природы его свойства.

  3. 8 слайд: Техника безопасности. Здесь лучше всего объединить знания двух прошлых аспектов и сформировать базу того как обезопасить свою деятельнось и работу окружающих

  4. 9 слайд: Следует узнать какие вещества могут нанести вред окружающей среде, что следует хранить в специальных сливах, а что можно безопасно подвергать воздействию на окружающую среду

  5. 10 слайд: Но так или иначе, вещества имеют некоторые схожие свойства при различном строении, что говорит о существовании альтернатив каких либо нужных веществ для безопасности жизнедеятельности человека.

11 слайд: В результате, можно добиться решения некототрых задач

1. образовательные задачи — познакомить учащихся с изменениями, которые могут происходить; сформулировать представление об элементах;

2. воспитательные задачи — воспитать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей, к природе; воспитать экологическую культуру, обращая внимание на опасности, связанные с использованием радиоактивности и опасные вещества;

3. развивающие задачи — проанализировать материал, установить причинно-следственные связи между свойствами различных элементов, сравнить составы веществ.