Файл: Протокол 5 от 27 мая 2022 г. Е. С. Аверьянова Согласовано зам директора по увр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Бийска Алтайского края

Рассмотрено

на МО учителей

начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

Протокол № 5

от «27» мая 2022 г.

_______________

/Е.С. Аверьянова/

Согласовано

зам. директора по УВР

МБОУ «СОШ № 1»

_______________
/В.В. Шипилова/

«27» мая 2022 г.

Принято

педагогическим советом

МБОУ «СОШ № 1»

Протокол № 1

от «05» августа 2022 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 1»

______________ _

/О.А. Киреева/

Приказ № 278 от «05» августа 2022 г.



Рабочая программа

коррекционно-развивающего курса

«Я люблю жизнь»

для обучающихся шестых классов
Педагог-психолог:
Лосева Екатерина Максимовна

2022-2023 учебный год

Содержание рабочей программы
Стр.


  1. Пояснительная записка……………………………………………………………..…3

  2. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
    «Я люблю жизнь» для обучающихся шестых классов………………………….…. 6

  3. Литература…………………………………………………………………….……… .7

  4. Лист внесения изменений……………….……………………………................…. ...8


Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 273-ФЗ.

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  • Учебного плана МБОУ " СОШ № 1" на 2022-2023 учебный год.

  • Санитарных правил и норм (СанПин 2.4.2-2821-10).


Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.

В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как "интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития" (Книжникова СВ.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги - психологи.

Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории "ценность": ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Подростковый возраст - является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже).



Такие педагоги и психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемах подросткового возраста.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации.

Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы - это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями.

Личное общение - ведущая деятельность детей данного возраста. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний будет становиться, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.

Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность.

Значительно более сложными становятся отношения с учителями

У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я.

Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищем. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.


Данная программа по формированию жизнестойкости у подростков 11-15 лет направлена на повышение уровня жизнестойкости подростков, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.

Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.

Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:

  • Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

  • Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

  • Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

  • Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.

Программа рассчитана на работу с учащимися 6 класса в три этапа:

1 этап - подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социальнопсихической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест "Самооценка силы воли" (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.

2 этап - формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.

3 этап - оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик
, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах - характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Поскольку жизнестойкость - это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и крепить жизненную позицию.

Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:

  • Высокая адаптивность.

  • Уверенность в себе.

  • Независимость, самостоятельность суждений.

  • Стремление к достижениям.

  • Ограниченность контактов, самодостаточность.

Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, безоценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога.

Организация работы: программа рассчитана на 12 часов. Занятия проводятся во время учебного года, один раз в неделю по 35-40 минут.

Структура занятий

  • Упражнение для создания эмоционального настроя на занятие;

  • Работа в микрогруппах;

  • Мини-дискуссия;

  • Подведение итогов по схеме:

  • Как менялось мое эмоционально состояние в течение занятия?

  • Какой опыт приобретен в процессе занятия?

  • Какой эпизод занятия запомнился (понравился, удивил) больше всего? Почему?

  • Притча


Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Я люблю жизнь» для обучающихся шестых классов


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

1

Первое занятие. Знакомство

24.11.2022

2

Нестандартные поступки и преодоление страха

01.12.2022

3

Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях

08.12.2022

4

Как успешно общаться и налаживать контакты

15.12.2022

5

Мои проблемы

22.12.2022

6

Основы саморегуляции

12.01.2023

7

Стресс в жизни человека. Способы борьбы с ними

19.01.2023

8

Хорошо ли быть уверенным в себе?

26.01.2023

9

Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях

02.02.2023

10

Кем я стану в будущем

09.02.2023

11

Позитивное мироощущение

16.02.2023

12

Заключительное занятие, подведение итогов

23.02.2023

Всего количество часов в триместре - 12