Файл: Протокол 5 от 27 мая 2022 г. Е. С. Аверьянова Согласовано зам директора по увр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Бийска Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1» Протокол № 5 от «27» мая 2022 г. _______________ /Е.С. Аверьянова/ | Согласовано зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 1» _______________ /В.В. Шипилова/ «27» мая 2022 г. | Принято педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1» Протокол № 1 от «05» августа 2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 1» ______________ _ /О.А. Киреева/ Приказ № 278 от «05» августа 2022 г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса
«Я люблю жизнь»
для обучающихся шестых классов
Педагог-психолог:
Лосева Екатерина Максимовна
2022-2023 учебный год
Содержание рабочей программы
Стр.
-
Пояснительная записка……………………………………………………………..…3 -
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
«Я люблю жизнь» для обучающихся шестых классов………………………….…. 6 -
Литература…………………………………………………………………….……… .7 -
Лист внесения изменений……………….……………………………................…. ...8
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 273-ФЗ. -
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. -
Учебного плана МБОУ " СОШ № 1" на 2022-2023 учебный год. -
Санитарных правил и норм (СанПин 2.4.2-2821-10).
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.
В современных образовательных условиях целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как "интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития" (Книжникова СВ.), является актуальной задачей педагогического коллектива любой образовательной организации. Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги (классные руководители, учителя-предметники), социальные педагоги, педагоги - психологи.
Формирование жизнестойкости опирается на аксиологический подход к категории "ценность": ценность человеческой жизни, цели и смысла жизни. Формируется отношение к общечеловеческим ценностям, определяется выбор социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора, индивидуальные приемы психологической защиты и совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Подростковый возраст - является одним из самых сложных этапов в жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и общения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это сопровождается внезапным увеличениями роста, возмущением организма, развитием вторичных половых признаков. Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций (Пиаже).
Такие педагоги и психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И. говорят о проблемах подросткового возраста.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социализации подростков. Вопросы социализации, степень адаптации подростков, возможности его самореализации.
Примерно две трети родителей испытывают трудности в воспитании своих детей. Основные проблемы - это сложности взаимоотношений, плохие отметки, конфликты с учителями, сверстниками, родителями.
Личное общение - ведущая деятельность детей данного возраста. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для подростка учеба, приобретение знаний будет становиться, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.
Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность.
Значительно более сложными становятся отношения с учителями
У подростков нарушения в общении проявляется в разных вариантах: изоляция, оппозиция, агрессия. Общая тенденция старшего школьного возраста - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я.
Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. Это расхождение особенно сильно у наиболее способных индивидов и выступает важным стимулом саморазвития и самовоспитания. В то же время у некоторых юношей оно вызывает неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со сверстниками. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет к ребенку высокие требования. Общение со сверстниками становится важным фактором развития личности подростка. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищем. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным. Стремление подростка в общении важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый.
Данная программа по формированию жизнестойкости у подростков 11-15 лет направлена на повышение уровня жизнестойкости подростков, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.
Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
-
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; -
Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе); -
Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; -
Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность.
Программа рассчитана на работу с учащимися 6 класса в три этапа:
1 этап - подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся (методика диагностики социальнопсихической адаптации (К.Роджерс, Р. Даймонд); тест "Самооценка силы воли" (Н.Н. Обозов); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты опроса, данные наблюдения, сведения о наличии в жизни учащегося девиантогенных обстоятельств фиксируются в групповых - картах характеристиках. На этом же этапе осуществляется подготовка преподавательского коллектива к проведению профилактики суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости. Диагностический этап завершается индивидуальным обсуждением результатов измерения жизнестойкости со школьником и его родителями.
2 этап - формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости, к которым относятся: оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, высокий уровень социальной компетентности, развитые коммуникативные способности и умения.
3 этап - оценка результатов, посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся, с помощью тех же самых методик
, что и на первом этапе. Результаты опроса также фиксируются в групповых картах - характеристиках что позволяет проследить динамику жизнестойкости.
Поскольку жизнестойкость - это фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, то грамотная психолого-педагогическая установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах, способна снизить степень суицидального риска и крепить жизненную позицию.
Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:
-
Высокая адаптивность. -
Уверенность в себе. -
Независимость, самостоятельность суждений. -
Стремление к достижениям. -
Ограниченность контактов, самодостаточность.
Условием успешности профилактической работы в классных коллективах является ее системный характер, диалоговое взаимодействие, безоценочное принятие личности подростков, отсутствие назидательности со стороны педагога.
Организация работы: программа рассчитана на 12 часов. Занятия проводятся во время учебного года, один раз в неделю по 35-40 минут.
Структура занятий
-
Упражнение для создания эмоционального настроя на занятие; -
Работа в микрогруппах; -
Мини-дискуссия; -
Подведение итогов по схеме: -
Как менялось мое эмоционально состояние в течение занятия? -
Какой опыт приобретен в процессе занятия? -
Какой эпизод занятия запомнился (понравился, удивил) больше всего? Почему? -
Притча
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Я люблю жизнь» для обучающихся шестых классов
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
1 | Первое занятие. Знакомство | 24.11.2022 |
2 | Нестандартные поступки и преодоление страха | 01.12.2022 |
3 | Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях | 08.12.2022 |
4 | Как успешно общаться и налаживать контакты | 15.12.2022 |
5 | Мои проблемы | 22.12.2022 |
6 | Основы саморегуляции | 12.01.2023 |
7 | Стресс в жизни человека. Способы борьбы с ними | 19.01.2023 |
8 | Хорошо ли быть уверенным в себе? | 26.01.2023 |
9 | Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях | 02.02.2023 |
10 | Кем я стану в будущем | 09.02.2023 |
11 | Позитивное мироощущение | 16.02.2023 |
12 | Заключительное занятие, подведение итогов | 23.02.2023 |
Всего количество часов в триместре - 12 |