ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Читать с 3 стр

Введение
Развивающийся в XXI веке мощный процесс гуманизации общественных отношений во всем мире отразился и на отношении к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, и в результате определил тенденции формирования инклюзивного общества во всех развитых странах мира, в том числе и в России. В связи с этим в профессиональном сообществе актуализируется проблема создания оптимальных условий для благоприятного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социализации, социальной реабилитации, обучения, воспитания. Необходимость создания таких условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья обостряется еще и тем, что в условиях экономического кризиса в России усиливаются проблемы функционирования системы их социальной поддержки, в которой еще наблюдается недостаток, как в специалистах, способных оказывать такую помощь, так и в учреждениях, ориентированных на работу с этой категорией населения.

Все это усугубляет социальную депривацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и требует повышения эффективности технологий социальной работы в условиях социальных служб с учетом всего многообразия проблем ограниченных возможностей у этой категории клиентов. Внимание в научном мире к проблемам инвалидности в России значительно выросло не только потому, что идет процесс утверждения в нашем обществе социальной модели инвалидности, но и потому, что остро стоит проблема формирования инклюзивной социальной среды, позволяющей свободно развиваться и социализироваться.

Среди ведущих публикаций, рассматривающих социальные аспекты инвалидности, вопросы теории и практики социальной работы, социальной защиты и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, выделяются работы Алмазова Б.Н., Беличевой С.А., Дементьевой Н.Ф., Зимней И.А., Ким Е.Н., Кузнецовой В.А., Мартыненко А.В., Осадчих А.И., Сигиды Е.А. и других. В настоящее время продолжаются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых лидируют публикации Гусляковой Л.Г., Альперович В.И., Беличевой С.А., Сорвиной А.С., Холостовой Е.И., Щукиной Н.П., Грачевой Л.К., Шапиро Ю.Б. и многих других. Не остается без внимания исследователей такая технология социальной работы с детьми-инвалидами, как социальная интеграция, которой посвящены работы Шипициной Л.М., Вязьмина А.М., Мартыненко А.В., Шабалиной Н.Е. и Маковецкой Г.А.

Несмотря на наличие значительного числа научных публикаций, посвященных различным сторонам проблемы социальной работы, социальной защиты и поддержки детей-инвалидов, вместе с тем остается востребованным актуализация общих требований, учитываемых при разработке и наполнении содержанием технологий социальной работы с детьми-инвалидами в условиях социальной службы, что позволит повысить эффективность их применения.


Объект исследования – социальная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – опыт и пути повышения эффективности социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования – организация социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выделить нормативно-правовые основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Описать систему социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Проанализировать опыт практической деятельности по защите лиц с ограниченными возможностями здоровья в филиале № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району

4. Оценить эффективность социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в филиале № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий для подготовки студентов, а также при разработке курсов повышения квалификации для специалистов

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть внедрены в работу филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району для успешной социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.

База исследования: филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району

1. Организационные и нормативно-правовые аспекты социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Нормативно-правовые основы социальной защиты лиц с ОВЗ в Российской Федерации
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75 % являются инвалидами. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональным навыкам. Проблема оказания помощи семье, воспитывающей ребёнка инвалида, недавно стала объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось особого внимания хронически больным индивидам в контексте их семьи. В настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий семейных систем имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями. Обеспечивается новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.



В последнее время в мировой практике растёт понимание значимости уникального вклада семьи в формирование у ребёнка чувства идентичности. Социальные агентства направляют основное внимание на работу с семьями детей, находящихся в зоне риска попадания в институциональные заведения (к такому контингенту относятся и дети с ограниченными возможностями). Задачей этой работы является снижение противопоставления интересов студента, с одной стороны, интересам родителей, с другой. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации и адаптации, специальные учебные заведения и так далее). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, целей и задач законодательства Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами. Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и так далее.1

Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. Центральным звеном социально-правовой работы является, прежде всего, законодательно закрепленное понятие лица с ограниченными возможностями здоровья в нормативно правовых актах. Правовое понятие закрепляется в части 1 статье 1 Федерального закона Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ред. от 01.01.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. По смыслу данного определения основным сущностным признаком инвалидности является стойкость расстройств функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности человека. Данный признак позволяет проводить различие между инвалидами и временно нетрудоспособными лицами. В этой же статье закрепляется еще один важный критерий, определяемый законодателем как «ограничение жизнедеятельности», под которой следует понимать полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Кроме того, в приведенной норме указаны характерные признаки ограничения жизнедеятельности, которые проявляются, во-первых, в нарушении функций самообслуживания, во-вторых, в нарушении функций передвижения, в-третьих, в нарушении самоконтроля за поведением, в- четвертых, в
нарушениях ориентации, общения, обучения и способности к трудовой деятельности. Руководствуясь данными критериями и признаками, можно сделать вывод о том, что к категории «инвалид» законодатель относит тех людей, которые не могут самостоятельно реализовать свои социальные потребности и возможности или по состоянию здоровья им это сделать затруднительно, вследствие чего они нуждаются в посторонней помощи и защите. Совершенно очевидно, что положения данной статьи основаны на причинно-следственной связи между нарушением здоровья человека, сопряженного со стойким расстройством функций организма и последствиями такого нарушения, которые приводят к ограничению жизнедеятельности1

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Инвалидность – это не просто причина, по которой лицо вправе рассчитывать на помощь или содержание от государства, это особый статус, приобретаемый в установленном законом порядке и порождающий определенные правовые последствия у обладателя данного статуса, которые дифференцируются в зависимости от группы и причины инвалидности. А это означает, что признание лица инвалидом является юридическим фактом, на основании которого возникают правоотношения по социальной защите инвалидов. Именно в этом состоит главное юридическое значение инвалидности, поскольку ее наличие является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите. Их реализация возможна только с момента признания лица инвалидом. Правовое определение социальной защиты инвалидов закреплено в Федеральном закон Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ред. от 01.01.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Необходимо отметить, что наряду с понятием «социальная защита» в нем содержится такое понятие, как «социальная поддержка» инвалидов. Так, согласно статье 2 указанного закона, под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.1

В основу законодательства Российской Федерации в сфере социальной работы с детьми – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья положены международные документы Организации Объединенных Наций (ООН), гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как и для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно назвать следующие: «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» и так далее. Для детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно «Конвенцию правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования; профессиональной подготовки; медицинского обслуживания; подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье. Как и все другие дети, ребенок-инвалид и ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019).

В 2022 году кардинальных изменений, касающихся льгот родителям, не наблюдается, кроме: – вступления в силу нового акта с перечнем заболеваний, являющихся основанием для выдачи дополнительных метров жилплощади. Новый перечень увеличился на один пункт; – изменения размера пенсии по сравнению с 2018 годом в результате индексации. В остальном объем льгот на федеральном уровне остался тем же. Важным документом в сфере организации помощи детям-инвалидам является «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р). Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье с последующей интеграцией их в современное общество. «Решение задачи по обеспечению социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства, включает в себя:

– проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществляющих уход за нетрудоспособными совершеннолетними членами семьи, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости;

– создание системы ранней помощи и сопровождения, повышающей доступность мероприятий по абилитации и реабилитации детей и взрослых с инвалидностью;

– обучение членов семьи инвалида методикам реабилитации;

– развитие специализированных центров дневного и временного пребывания детей-инвалидов, предоставляющих комплексные услуги таким детям и их семьям;

– проведение информационно-просветительских мероприятий по организации системы ранней помощи детям-инвалидам и их семьям и их сопровождения;