Файл: 1 Пояснительная записка 1 Теоретическое обоснование проблемы 2 Описание проектируемого продукта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского учебный корпус Колледж Измайлово»
Майтова Анастасия Александровна Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка при работе над лексическим материалом во 2 классе с использованием метода моделирования
ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Специальность – 44.02.02 Преподавание в начальных классах Уровень подготовки – углубленный очная форма обучения) Научный руководитель Дугин Максим Алексеевич Москва
2021
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1 Пояснительная записка 1.1 Теоретическое обоснование проблемы 1.2 Описание проектируемого продукта
2 Практическая часть 2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта 2.2 Методические рекомендации по использованию продукта Список литературы Словарь

3 Введение На сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Развивающемуся обществу, - подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально–экономическое процветание. Коммуникативные универсальные учебные действия – это умения организовывать эффективное взаимодействие с другими людьми. Основной задачей образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Немаловажная роль в этом отводится начальной школе. Формирование жизненноважных метапредметных умений, связанных с коммуникативно- речевыми универсальными действиями, становится определяющими мотивирующим фактором изучения всех предметов начального цикла, особенно курса русского языка. Формирование коммуникативных умений младших школьников чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. В период обучения в начальной школе происходит становление индивидуальности ребёнка, развитие его способностей. Оттого, насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, зависит успешность его учебной, а затем и профессиональной

4 деятельности, вся его будущая жизнь. В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, творческими способностями, уровнем подготовленности к обучению. Наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что у многих из них уровень развития реальной коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Некоторые ученики не могут приобрести навыки общения даже к концу обучения в начальной школе. Проблема Развитие коммуникативных способностей детей школьного возраста. Необходимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий с использованием метода моделирования у учащихся начальной школы. Цель проектной работы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка с использованием метода моделирования.
Задачи:
1. Изучить сущность понятий коммуникативные универсальные учебные действия и метод моделирования.
2. Выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника при работе над лексическим материалом.
3. Определить наиболее действенные способы для создания оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации творческой деятельности при изучении русского языка.
4. Разработать сборник по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского

5 языка при работе над лексическим материалом во 2 классе с использованием метода моделирования. Форма продукта проектной деятельности сборник конспектов уроков по русскому языку при работе над лексическим материалом во 2 классе с использованием метода моделирования. Структура ВКР: Данная работа состоит из Введения, Пояснительной записки, Проектной части, Заключения, Списка информационных источников и Приложения.

6 Пояснительная записка
1.1. Теоретическое обоснование проблемы Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение и получение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение разучивать, те. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия ученика (а также связанных сними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному уяснению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно реализовывать деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, отслеживать, регулировать, оценивать процесс и результаты деятельности
• разработка условий для слаженного и благозвучного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий В содержании основных видов ууд, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре раздела личностный,

7 регулятивный (включающий также действия саморегуляции, познавательный и коммуникативный.
• Личностные ууд гарантииуют ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (навык соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных задачах и межличностных отношениях.
• Регулятивные ууд гарантииуют обучающимся организацию своей учебной деятельности.
• Познавательные ууд гарантииуют: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
• Коммуникативные ууд гарантииуют социальную компетентность и учёт установки других людей, коллег по общению или деятельности умение слушать и вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении проблем интегрироваться в группу своего возраста и строить полезное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиски оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

8
• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Работа строится с учётом следующих принципов
✓ принцип личностно-ориентированного стиля общения с обучающимися
✓ принцип эмоционального комфорта
✓ принцип вариативности
✓ принцип сотрудничества
✓ принцип поэтапного развития.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) натри группы в соответствии стремя основными аспектами коммуникативной деятельности коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации
(коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Учебный процесс строится так, чтобы на уроке осуществлялось непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становились бы активными субъектами собственного учения. А моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать. Это меняет в глазах детей смысли значение учебной деятельности. В решении этой проблемы помогают такие формы

9 организации фронтальная работа в кругу, работа в парах постоянного статичные пары) и сменного состава, групповая работа. При этом очень важными являются такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликта также обсуждение участниками способов своего действия. Например, входе взаимной проверки группыосуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, нов дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках – это технология, способствующая формированию ключевых компетенций. Она может применяться на различных этапах обучения и способствовать развитию навыков устной и письменной речи, расширять словарный запаси лингвистический кругозор учащихся. Ситуация – это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегрированная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся. Реальные ситуации – это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации

10 к условиям реального общения, необходима заинтересованность учащихся в содержании разговора и необходимости вести этот разговор. Основные параметры моделирования реальных речевых ситуаций общения
✓ мотивированность
✓ целенаправленность
✓ информативность процесса общения
✓ новизна
✓ ситуативность;
✓ характер взаимодействий общающихся
✓ система речевых средств. Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках русского языка ставит обучающихся в условия, сходные с естественными, будит воображение, заставляет оформлять свои мысли и чувства, позволяет активизировать разговорные формулы, повседневно- бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.

11
1.2 Описание проектируемого продукта Проект направленна развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка при работе над лексическим материалом во 2 классе с использованием метода моделирования. Практического овладение лексикологии на уроках русского языка помогает решить следующие задачи
1) Обогатить языковой опыт учащихся новыми языковыми средствами
2) Выявить теоретические основы и принципы методики формирования орфографических навыков с использованием приемов моделирования
3) Овладение новыми языковыми нормами. Цель проекта разработать сборник уроков по русскому языку направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с использованием метода моделирования. Участники проекта 26 учащихся 2 А класса МБОУ СОШ Школа
№10» (7-9 лет, учитель начальных классов В.В. Пащенко, студентка педагогического колледжа «Измайлово» Майтова Анастасия, научный руководитель, преподаватель МДК 01.02 Дугин МА. Работа с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах, но только при

12 использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия, а при использовании моделирования оно выделяется в действии, преобразующем объект. Вид проекта монопредметный, краткосрочный, исследовательский. Модель проекта серия уроков по русскому языку, направленных на практическое овладение разделом Лексикологии во 2 классе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с использованием метода моделирования. Презентация проекта представление серии конспектов уроков по русскому языку, направленных на формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при работе над лексическим материалом с использованием метода моделирования. Место реализации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области Средняя общеобразовательная школа № 10», 2 А класс.

13 Практическая часть
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта Организационные условия:
Реализацию данного проекта можно организовать в процессе проведения серии уроков по русскому языку при изучении лексического материала с использованием моделирования во 2 классе. Основные методы и формы работы по реализации проекта
✓ Словесные объяснение, беседа, инструктаж
✓ Наглядные наблюдение, демонстрация
✓ Практические упражнения

Проблемно-поисковые: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый;
✓ Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности познавательные игры, соревнование
✓ Репродуктивные воспроизведение по заданному образцу
✓ Фронтальная, парная и индивидуальная формы работы на уроке.
Учебно-методическое обеспечение Данный проект разработан на основе программы по русскому языку Школа России В.Г. Горецкий, учебника Русский язык 2 класс В.П.
Канакина, В.Г Горецкий.

14 Для изучения вопроса Лексический материал с использованием моделирования во 2 классе мы использовали

Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если

Бугрименко Е.А. Что значит – научить учиться

Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир

Ивашова
О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников Опыт работы учителей начальной школы по теме проекта представлен в статьях

Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся

Батуева, ГМ. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Поливанова НИ, Ермакова ИВ, Ривина ИВ. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся в условиях ФГОС»

Плотникова СВ. Принципы лексико-семантической работы в школе Актуальность проекта состоит в том, что он направленна формирование коммуникативных универсальных учебных действий при работе над лексическим материалом с использованием метода моделирования по русскому языку во 2 классе. Коммуникативные умения, заложенные в школьном детстве (на основе бытового устного общения, дополняются в школе опытом учебного сотрудничества. Обучающиеся продолжают осваивать культуру общения, те. слушать речь учителя, который говорит всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение. Первостепенным новообразованием в коммуникативных умениях является овладение письменной речью, те способностью читать и писать. Смысл этого умения заключается не только в выполнении программных требований по русскому языку и литературному чтению, но ив порождении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык сего алфавитом. На вводном этапе проекта мы провели беседу с учителем с целью определения уровня развития коммуникативных ууд у учащихся 2 А класса. В результате беседы мы выяснили, что у большинства класса коммуникативные умения развиты хорошо, ученики в состоянии слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу своего возраста и строить полезное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Часть класса испытывает затруднение во взаимодействии друг с другом. После беседы с учителем мы организовали наблюдение за деятельностью учащихся на разных уроках. Результаты наблюдений показали, что коммуникативные умения у учащихся в основном состоят из общения и слушания самих себя. Сопоставив полученные данные из беседы с учителем и наблюдения за учениками мной была разработана серия конспектов, а именно 5 уроков по русскому языку для 2 класса, в которых я использовала применение лексического материала с методом моделирования для формирования коммуникативных ууд. На основном этапе реализацию нашего проекта мы предлагаем осуществлять на уроках русского языка на этапах открытия нового знания, первичного закрепления во внешней речи, а также на этапе самостоятельной работы. Урок №1. Урок русского языка по теме Словарное богатство русского языка. Исходя из результатов наблюдения и беседы с учителем мной был

16 составлен урок, направленный на обобщение знаний обучающихся, усвоенные в процессе изучения словарного материала. Урок №1 Тема Словарное богатство русского языка. Упражнение Замени, одним словом Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом Лисица Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе Дежурный Общее для всей семьи собственное наименование Фамилия Длинная коробка для хранения карандашей и ручек Пенал Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм Пальто
Населённый пункт в сельской местности Деревня Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения Карандаш Упражнение С сигнальными карточками парных согласных
1. Вот царь зверей могучий лев. А тут жираф) с длиннющей шеей
3. Ушастый ж. Чем непохож. Енот)
– красавиц смотрит вниз,
5. Там потянулась сладко рысь.
6.
Плывёт могучий бегемот. Медведь над нерпою ревёт.

17 8. И белый голубь там летает,
9. И все нас в гости приглашают. Интерактивное упражнение Составьте правило (схема, график, рисунок) на проверку правописания парной согласной в конце слова Приложение) Цель знать правило правописания парной согласной. Вывод учащихся заинтересовала тема урока. Нами было отмечено повышение познавательной активности учеников на уроке. Урок №2. Урок русского языка по теме Лексическое значение слова. Исходя из результатов наблюдения и беседы с учителем мной был составлен урок, в котором давалось понятие лексического значения слова, как единства звучания и значения. Выявляли слова, значение которых требует уточнения. Определяли значения слова по тексту или уточняли значение с помощью толкового словаря. Играли в слова и со словами. Урок №2. Тема Лексическое значение слова.
Упражнение-игра: Составь слова
1.
... от (к, ж, р, п, ф) со ... (б, км, щ, р)
2.
... ара (г, ж, ф, пр) стол, г, ж, н, т)
3.
... арта (ад, к, с, п) порог, х, с, б, ф) Упражнение Пятый лишний

18 1. ком 2. бок 3. рой кол бощ рог коф бобров кот бор рог кок бот pop Найдите пятого лишнего в каждом столбике.
Игра-соревнование: Составь слово бере-, оси, огу-, поми-, ка, ма-, ряби, картона, -рец, -пуста, -за, - лина, -дор, -фель. Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради. Интерактивное упражнение Составить правило-схему на тему урока (Приложение) Цель познакомить с лексикой и знать определение. Вывод учащихся заинтересовала тема урока. Нами было отмечено повышение познавательной активности учеников на уроке. Урок №3. Урок русского языка по теме Однозначные и многозначные слова. Исходя из результатов наблюдения и беседы с учителем мной был

19 составлен урок на ознакомление учащимися с новыми понятиями однозначные и многозначные слова, развивали навык сравнения значения слова в словаре и тексте.
Урок №3. Тема Однозначные и многозначные слова. Упражнение «Слово-загадка»
1. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
2. Орудие труда с длинной рукояткой и широким плоским концом, служащее для копания земли.
3. Верхняя одежда надеваемая поверх платья или костюма.
4. Футляр для хранения ручек, карандашей.
5. Движение воздуха.
6. Домашнее животное, используемое человеком для охраны. Вам загадывается слово, а вы по его лексическому значению угадаете оком или о чём идёт речь и запишите это слово. Поставите в нём ударение и подчеркнёте орфограмму. Упражнение Вам будет прочитано стихотворение Андрея Усачёва. Вы подумайте, как можно его озаглавить. Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь – носуха, У носухи нос до уха. И огромный носорог

20 Вместо носа носит рог. Носу лешего сучком, Ау свинки пятачком. Но и свинка, и матрос Вытирать должны свой нос Интерактивное упражнение Составить правило-схему на тему урока (Приложение) Цель узнать что такое однозначные и многозначные слова, научиться определять значение слов. Вывод учащихся заинтересовала тема урока. Нами было отмечено повышение познавательной активности учеников на уроке. Урок №4. Урок русского языка по теме Прямое и переносное значение слова. Исходя из результатов наблюдения и беседы с учителем мной был составлен урок на ознакомление учащимися с прямыми переносным лексическим значением слов. Урок №4. Тема Прямое и переносное значение слова. Интерактивное упражнение На доске словосочетания, прочитайте, подумайте, вставьте пропущенные орфограммы и устно объяснить выбор букв (Приложение)

21 Цель формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.
1.
Отв..рить грибы – отв..рить дверь
2.
Др..жать от холода – подр..жать другу
3. ув..дать друга - ув..дать цветкам Запишите эти словосочетания к себе в тетрадь, составьте схему-правило.
\ Вывод учащихся заинтересовала тема урока. Нами было отмечено повышение познавательной активности учеников на уроке. Урок № 5. Урок русского языка по теме Фразеологизмы. Исходя из результатов наблюдения и беседы с учителем мной был составлен урок на умение находить, понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи, обогащать и уточнять словарный запас учащихся. Урок №5. Тема Фразеологизмы. Упражнение Я говорю предложение, а вы мне объясняете их значение
1. Настя после контрольной работы повесила нос.
2.
Владик на уроке молол языком.
3. Георгий в перемену ходил на голове.
4.
Данил живет у черта на куличках.

22 5. Катя не слушала учителя, она витала в облаках.
6. Новую тему Костя пропустил мимо ушей.
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта Данный проект состоит из разработанных пяти уроков по русскому языку для 2 класса. Основная цель проекта – обогащение лексического материала с методом моделирования для формирования коммуникативных ууд. В содержания конспектов уроков были включены разнообразные практические упражнения, в том числе интерактивные, направленные наследующие виды деятельности
1) На изучение правила правописания парной согласной
2) На выяснение лексического значения
3) На ознакомление с лексикой
4) На изучение однозначных и многозначных слов
5) На формирование умения находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении. Задания, подобранные в конспекты, можно использовать на различных этапах урока, в зависимости от поставленных задач. Мы рекомендуем применять упражнения на этапах актуализации знаний, первичного закрепления во внешней речи, а также на этапе самостоятельной работы учеников. Все задания призваны стимулировать учащихся к выявлению проблемы и находки способа решения, что благоприятно сказывается на дальнейших этапах урока.

23 Особый интересу учеников вызывают задания связанные с самостоятельной, групповой, парной, творческой и интерактивной работой. Говоря о моделировании на уроках русского языка, нельзя не упомянуть имена ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом процессе В. Ф. Шаталов Опорные конспекты, В. А. Бухвалов разработал технологию моделирования, которую мы активно используем в своей работе. На уроках русского языка уместно использование метода моделирования при изучении морфемики, словообразования, орфографии, синтаксиса и пунктуации. Эти разделы языка трудны для изучения, а метод моделирования помогает избежать путаницы понятий, явлений, признаков. В заключения можно сделать вывод, что использование данных конспектов уроков русского языка, а также упражнений, приведенных в них, позволит учителю проводить работу по обогащению лексического материала с методом моделирования для формирования коммуникативных ууд намного легче и продуктивнее.

24 Литература
1. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамлина. - Орёл,
2003. - 243 с.
2. Аверьянов, АН. Система философская категория и реальность Текст / АН. Аверьянов. – М Мысль, 1996. – 182 с.
3. Аксенова НИ. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов Текст / Н. Н. Аксенова.
СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142.
4. Андреева ГМ. Социальная психология. М, Аспект Пресс, 1998, С.
5. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С- 11.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М Просвещение, 2008. 286.
7. Батуева, ГМ. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева ГМ- Калининград, 2003. - 191 с.
8. Бодалев А. А, Панферов В. Н. Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. Мс. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2003. N4. С.

25 10. Зайцева МИ. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Образование в современной школе (Делимся опытом. 2009. № 2. С.
47-50.
11. 21. Каверина В. В. Анализируем слово система уроков по теме
«Лексико-этимологический анализ слов // Начальная школа приложение к газете Первое сентября (Учителю на заметку. 2010. № 13. С. 24-35. 22.
12. Канакина В. П. Работа с трудными словами в начальной школе пособие для учителя. М Просвещение, 2007. 158 с.
13. Козинец, С.Б., Чуланова НА. Формирование метапредметных навыков на уроках русского языка научно–методическое пособие для учителей / С.Б. Козинец, НА. Чуланова. Саратов Саратовский источник, 2014.
– 78 с.
14. Караулов ЮН. Русский языки языковая личность ЮН. Караулов. М Наука, 1987. – 264 с.
15. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах под редакцией А.Е. Кибрика, АС. Нариньяни. М Наука, 1987. – 128 с.

26 Словарь
1. Учебная модель - это особая форма наглядности. Моделирование понимается как метод исследования, познания объективной действительности, позволяющий целостно представить отдельную систему, концепцию, различные мировоззренческие категории, научные понятия, закономерности, процессы и т.д. Использование моделей не является только прерогативой точных наук. На уроках гуманитарного цикла, в частности русского языка и литературы, моделирование может быть применено для решения разнообразных задач. Как на уроках русского языка, таки уроках литературы есть множество теоретических понятий, тем, требующих структурирования материала, выстраивания причинно-следственных связей, где образная модель облегчит путь познания и позволит целостно представить явление или систему образов. Не следует путать модель и схему. Модель – система, обобщённое представление о процессе, явлении в природе, обществе, произведении. Модель можно преобразовать. Схема – наглядное пособие к объяснению, иллюстрация отдельных знаний.
2. Учебное моделирование – компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят оттого, что именно моделируется, что является предметом моделирования

27 на конкретном рассматриваемом этапе обучения. Ученик должен знать не только что и как делать, но ещё и почему. Ведь не умея объяснить почему, он всё равно будет многое делать не так, а может, даже совсем не то.
3. Моделирование
– построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что его изучение даёт новую информацию об этом объекте.
4. Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
5. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, которые обеспечивают умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования универсальных учебных действий.
6.
Лексико-семантическая работа – это систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми лексикой родного языка полноценное усвоение ими семантики лексических единиц и правил их употребления в речи, развитие способности оперировать единицами лексикона при восприятии и порождении речи адекватно задаче и ситуации общения.
7. Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность. обеспечивающая эффективное освоение состава родного языка.

28