Файл: Рабочая тетрадь политология студент (фио) Чебан Ричард.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

              1. РАБОЧАЯ

                1. ТЕТРАДЬ


ПОЛИТОЛОГИЯ



Студент (ФИО)

Чебан Ричард

Факультет ФВиСКН в.о.

Курс 2

Группа ____Международный туризм________


2022


Выделите основные этапы развития политологии, как научной дисциплины.


Этапы развития

Описание этапа

1 этап

предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

2 этап

с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоков их научного анализа.

3 этап

охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.


Приведите пример двух парадигм в политологии и дайте их краткое описание


Парадигма

Описание

Теологическая парадигма


1.базируется на сверхъестественном истолковании источника происхождения государственной власти, на божественном объяснении природы политики и власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.). Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом.

2.Натуралистическая парадигма



2. ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, и т.д. Она объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциальных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. В 17–18 вв. натурализм стал одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этого направления стремились распространить на общественную жизнь и поведение человека закономерности, установленные в физических науках. В политологии натурализм получил свое воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.



В чем суть и особенности применения бихевиористского метода в политологии? Кто предложил применять этот метод в политических науках?

Этот метод предполагает исследование политических явлений и процессов на основе анализа поведения (точнее, политического поведения) отдельных людей и групп.

Применение бихевиористского метода в политологии обусловлено предположением, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, а все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидуумов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Корни политического бихевиоризма ведут к началу нынешнего столетия, к работам известного немецкого ученого Макса Вебера. Однако резкий скачок в его развитии произошел на Западе после Второй мировой войны в основном благодаря трудам американских политологов. 



В чем состоит принцип государственного суверенитета, кто впервые ввел в научный оборот это понятие? Какое государство можно назвать суверенным?


  • 1. Принцип неотчуждаемости суверенитета. Он не нуждается в чьем-либо утверждении и не подлежит отмене.

  • 2. Принцип неограниченности суверенитета. Никакая высшая общественная сила, разделяющая ценность демократии, не может по своему произволу ограничить суверенитет.

  • 3. Верховенство власти как принцип суверенитета.

  • 4. Неделимость суверенитета и разделение властей.

  • 5. Неабсолютность суверенитета. Сущность суверенитета может быть истолкована как неограниченность и независимость власти лишь от власти других социальных субъектов. Независимость выражает не-подчиненность воле другого субъекта.

  • 6. Приоритет народного суверенитета перед государственным[1].

Суверенное государство

— государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств.
Руссо, французский мыслитель



Раскройте основное содержание теорий о происхождении государства.


Название теории

Содержание теории

Теория договорного происхождения государства Т. Гоббса

 государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, «борьбы против всех».

Утилитаристская концепция государства И. Бентама

Утилитаристская трактовка государства основана на отрицании доктрины общественного договора, который является, по мнению Бентама, бессмысленным и химеричным. Договор в этом случае — фикция, которая порождает вредные заблуждения и побуждает к анархии и революциям. В действительности все государства создавались в результате насилия и утверждались привычкой.




В чем суть концепции экономического базиса и политико-правовой надстройки по К. Марксу


Марксистское представление о политическом устройстве определяется учением о базисе и надстройке. Базис– социально-экономические отношения. Надстройка – государство, идеология, культура и т.п. Надстроечные явления зависят от базисных, поскольку надстройка должна соответствовать базису. Проще говоря, по мысли К. Маркса и Ф.Энгельса, политический режим зависит, в конечном счёте, от способа хозяйствования.

Как Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» определял государство, его признаки и происхождение



Государство есть не что иное, как организованная совокупная власть имущих классов, землевладельцев и капиталистов, направленная против эксплуатируемых классов, крестьян и рабочих.

Переходя к характеристике того общего, что присуще всем ступеням цивилизации в общественной организации, вырастающей на основе товарного производства и товарно-денежного общения, Ф. Энгельс выделяет следующие моменты.
Во-первых, в период цивилизации “происходит первое крупное разделение общества на эксплуатирующий и эксплуатируемый классы” , что представляет собой существенную характеристику общественной организации на ступени цивилизации. Ф. Энгельс выделяет “три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации” и подчеркивает, что так как “основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, то все ее развитие совершается в постоянном противоречии” .
Во-вторых, в период цивилизации на основе и в качестве закрепления общественного разделения труда возникает членение общественной организации на город и деревню и закрепление их противоположности , а отсюда и противоречия между городом и деревней.
В-третьих, в период цивилизации в общественной структуре появляется и развивается “новая форма семьи - моногамия, основанная на господстве мужчины над женщиной и отдельная семья как хозяйственная единица общества”(10) . Соответственно цивилизация характеризуется противоречиями между мужчиной и женщиной и противоречиями между отдельными семьями как хозяйственными единицами общества.




Дайте определение социального государства, выделите его признаки. Сделайте вывод, является ли Российская Федерация социальным государством или нет.
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Дайте определение правового государства, выделите его признаки. Сделайте вывод, является ли Российская Федерация правовым государством или нет.
Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.
Признаки:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества

Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную


Взаимная ответственность личности и государства

Реальность прав и свобод гражданина

Политический и идеологический плюрализм

Стабильность законности и правопорядка в обществе

Приоритет международного права над национальным


В чем разница между понятиями «форма правления», «форма государственно-территориального устройства», «политический режим»?

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма государственно-территориального устройства – это способ территориальной организации государства. Форма государственно-территориального устройства определяет то, на какие части разделено государство и как они соотносятся с центром. Территория почти любого государства делится на части, но в федерациях эти части сами имеют признаки государства, а в унитарных государствах – не имеют.
Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
степень участия граждан в принятии управленческих решений государством; 

характер формирования политических институтов; 

объем политических свобод; 

мобильность элит (закрытые или открытые); 

правовой статус личности.

Выделите идеальные типы легитимности по М. Веберу, и приведите примеры их реализации.


Типы легитимности

Пример реализации

традиционный

Наследие престолов

харизматический

Диктаторы-ораторы

Рационаьно-легальная

Лица, которые выбраны на основе разумной воли избирателей


Раскройте содержание теории «разделения властей»

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.