Файл: Профессия психолог мое видение профессионального будущего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессия «психолог»: мое видение профессионального будущего
Современные практикующие психологи в основном ориентируются на практико-психологическое направление или существующую школу психологии, ту или иную концепцию или теорию, таким образом, выступают как профессиональные преемники определенных концепций и идей в психологии как науке.

Соответственно, большинство психологов осуществляют обучение и начальную практику профессиональной деятельности под руководством более опытного наставника, также приобщающего молодого специалиста к тем или иным направлениям и методикам работы.

Я же полагаю, что суть современного профессионального образования такова, что студентам преподаются разнообразные теории, направления, школы и концепции, соответственно, часто студент сам ищет наиболее подходящую ему как профессионалу и личности направления и подхода, его профессиональная личность самоактуализируется и самоопределяется волевой установкой самого молодого специалиста.

Также самостоятельное профессиональное становление и развитие обуславливается и тем, что как таковой полноценный институт наставничества в отношении воспитания молодых профессионалов опытными последователями того или иного подхода в нашей системе образования не совсем развит и нечасто практикуется, в большинстве случаев опытного педагога-наставника, практикующего психолога, могут «получить» только наиболее талантливые студенты, показавшие значительные успехи в обучении, большая же часть практикующих специалистов вынуждена самостоятельно ориентироваться в психологических науках и выбирать для себя путь профессионального определения и саморазвития.

Многие молодые специалисты начинают свое профессиональное становление, стремясь либо уйти от классических подходов, либо попытаться их систематизировать и сделать единым целым, что удается далеко не каждому начинающему психологу.

Однако такой «естественный» путь становления имеет и определенные достоинства, в частности, ситуация, когда психолог должен сам себя развивать, проводить ревизию профессиональных и личностных качеств, рефлексию своей деятельности, приводит к тому, что такое естественное развитие способствует нормальному профессиональному становлению, и рано или поздно психолог находит для себя тот комплекс подходов и методик, которые соответствуют именно ему как личности и как профессионалу.


Многие классики психологии, собственно, придерживались именно естественного пути развития, что привело к созданию отдельных школ, подходов и направлений, например, это З. Фрейд, Л. Выготский, В. Бехтерев, А. Маслоу, С. Рубинштейн, К. Роджерс и др. Они стали своего рода первопроходцами в своей области приложения своих профессиональных знаний и умений, и сейчас уже их подходы изучаются как классика психологической науки.

Собственно, у большинства советских психологов, еще до появления устойчивой практической деятельности психологов в СССР, такое естественное развитие было в порядке вещей для отечественных специалистов.

Таким образом, ситуация, когда молодой специалист сам ищет наиболее подходящие для него пути осуществления своей профессиональной практической деятельности и следует называть естественным развитием психолога.

И.В. Бачков в труде «Ведение в профессию: психолог», указывает на следующие преимущества данного подхода к профессиональному становлению и развитию:

1) психолог сам определяет вектор своего профессионального и личностного развития, выступая фактически реальным субъектом профессионального самоопределения и саморазвития (и это многого стоит!);

2) у такого психолога быстрее формируется чувство социальной и профессиональной ответственности за свою работу;

3) у самостоятельно развивающегося психолога больше «шансов» для того, чтобы оставить после себя значительный след, чтобы быть «первопроходцем» и «первооткрывателем» по многим психологическим проблемам и направлениям, ведь никто ему не указывает, что «можно» («следует») делать, а что делать на работе «нежелательно».

Однако при таком естественном подходе существуют и неотъемлемые недостатки, свойственные для такого пути развития, среди которых следует отметить следующие:

• Психолога некому подстраховать при выборе пути развития, подходов, концепций, методик, теорий, соответственно, он может выбрать не тот вариант развития и профессионального самоопределения, который может привести к профессиональной и/или личностной деформации и в конечном счете это будет вредить и самому психологу, и его клиентам.

• При таком развитии психолог рискует уйти в смежные области наук, и стать представителем других профессий, чем первоначальное намерение стать практикующим психологом.

• При таком пути развития отсутствует внешний контроль специалиста, что может привести к неправильному профессиональному развитию с очки зрения компетентности специалиста. Соответственно, он будет оказывает некачественные услуги, неквалифицированную психологическую помощь, и для психолога возникает желание работать вполсилы, или безответственно относится к работе.



Естественное развитие достаточно привлекательно для многих молодых специалистов, которые в своих рассуждениях относительно профессионального самоопределения и саморазвития придерживаются той точки зрения, что классики также обучались самостоятельно, на свой страх и риск, без учета существующих на тот момент авторитетов.

Однако это не совсем верная позиция, так как классики психологии имели одно или несколько образований в разных профилях наук, и могли достаточно свободно ориентироваться не только в психологии, но и в философии, медицине, педагогике, физиологии, истории и т.п.

Многие из классиков современной психологии приходили к психологическим теориям через другие концепции и школы, например, с позиции философии психологическое направление основал С. Рубинштейн или с позиции эстетики – Л. Выготский, с позиции медицины психология развивали З. Фрейд и СВ. Бехтерев, с позиции религии и истории – К. Роджерс и т.д. Все они находили источник вдохновения у других авторов и в психологии, и в других науках, в культурном поле познания. Например, Г. Щедровицкий писал о том, что вдохновлялся идеями и трудами Л. Выготского.

Также многие классики психологии указывали, что для них идейными вдохновителями выступали в том числе и специалисты, которые не имели прямого отношения к психологии, но повлияли на становление взглядов, мировоззрение и научный путь классиков.

Так, например, З. Фрейд писал о том, что своими идейными предшественниками считает Ж. Шарко и Й. Брейера, хотя суть психоанализа – не в сочетании их идей. Соответственно, нельзя сказать, что и естественном развитии психолог будет «оторван» полностью от наставничества в прямом или опосредованном его виде.

Для того, чтобы выработать собственную точку зрения, свой уникальный профессиональный путь, психолог должен будет много изучать, ошибаться и исправляться, работать и практиковаться, принимать или отрицать различные подходы и идеи, а не отвергать их полностью.

Поэтому создание принципиально нового направления, теории или подхода отмечается у классиков психологии в достаточно взрослом возрасте, например, К. Хорни, М. Бехтерев и З. Фрейд окончательно пришли к полноценным теориям в возрасте около 50 лет, К. Юнг – в возрасте 40 лет, С. Рубинштейну было 46 лет и т.п.


В современной же практике молодые специалисты по большей части опираются на стереотипный образ психолога, который создается у них под влиянием преподавателей высшей школы, социума, своих собственных наблюдений и социального опыта, что нередко снижает их креативный потенциал и проявление творческих возможностей, импровизацию и развитие собственного личностного и профессионального потенциала и способностей, поскольку начинающий психолог становится зависим от некоего идеального образца настоящего профессионала.

Соответственно, подлинно «свободного» развития психолога как профессионала, можно сказать, не существует.

Зато высока вероятность возникновения дилетантского подхода к психологии. Как пишет, Е.А. Климов: «Психологические методики правомочен применять только специально аттестованный работник; и некоторый ералаш в законодательстве (например, то, что разрешение — лицензию — на право, скажем, заниматься психологической практикой дают за деньги органы, не компетентные в психологии) здесь не может быть оправданием, по крайней мере, перед потомками. Знахарство, дилетантизм в психологии столь же неуместны, как в медицине, педагогике».

Однако верно и обратное утверждение – если психолог развивает качественно новое психологическое направление, смешивает подходы, следует нестандартному профессиональному пути становления и самоопределения, то многие практикующие психологи, приверженные той или иной школе или подходу, часто «свысока» смотрят на молодых специалистов и их творческие поиски, что не добавляет уверенности новому поколению профессионалов.

Так, в свое время достаточно скептически относились к бихевиоризму, к гештальт-терапии и другим, но время показало, что это полноценные самостоятельные концепции, имеющие право на существование.

Таким образом, следует понимать, что любой путь развития имеет свои преимущества, и свои недостатки – как путь наставничества, так и путь естественного развития.

Важно то, как начинающий специалист будет относиться к выбору собственного пути профессионального роста, насколько ответственно он будет относиться к освоению новых умений, навыков и знаний.

Профессиональное обучение специалистов–психологов также должно быть направлено, прежде всего, на формирование такой готовности к профессиональному саморазвитию.


Поэтому в первую очередь мое профессиональное будущее, я полагаю, должно зависеть от меня в полной степени, и я, придерживаясь концепции естественного пути профессионального развития, постараюсь ответственно подойти к выбору наиболее подходящих мне как специалисту методов работы.