Файл: Практических заданий по дисциплине всеобщая история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра: государственное и муниципальное управление, Региональное и муниципальное управление Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Группа 22ГУ171
Студент
Ж.А. Зиятова
МОСКВА 2023
Часть 1.
1. Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации?
Античность — это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э. - более 1200 лет.
Отличительная черта Античности - это новое восприятие мира, в котором происходит полный распад родовых отношений и на первый план выдвигается отдельно взятый человек. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.
Этот период делится на два этапа:
-
Древнегреческая. -
Римская.
Античная цивилизация, также, как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она возродилась непосредственно из первобытности, а не на основе предыдущей цивилизации.
Античное общество развивалось очень динамично, так как с самого начала в нем происходила борьба между рабским крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Главной причиной этого является бурное развитие ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу народа.
В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.
В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны [3].
Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.
В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации.
2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства?
Полис – это особый вид общины, который состоял из крестьян-земледельцев и городских жителей.
Главные неотъемлемые черты полиса:
-
античная форма собственности, в которой присутствовала, как государственная, так и частная, причем частная была опосредована государственной. -
присутствовал институт гражданства - население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей; -
отношение граждан к военной организации полиса; -
формы самоуправления гражданского коллектива, благодаря народному собранию, которое объединяло исключительно граждан, учитывалось волеизъявление каждого гражданина полиса; -
стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса.
Таким образом, можно сказать, что каждый член полиса одновременно являлся и гражданином, и собственником, и воином.
Только граждане полиса имели право:
-
владеть землей и распоряжаться ею на территории полиса; -
участвовать в военной и политической организации полиса.
Все члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, представляли собой сплоченный и замкнутый коллектив, строго сохранявший и контролирующий все права и привилегии своих членов.
Сельское хозяйство являлось главной сферой деятельности членов полиса. Поэтому основой экономики классического полиса являлось в большей степени сельское хозяйство.
Для своего времени древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса, главным преимуществом которого была широта и устойчивость его социальной базы
Вопрос 3. В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда?
Рабовладельческий способ производства сложился на рубеже четвертого и третьего тысячелетия до н.э.. В наиболее развитых в то время странах Азии, Европы и Африки он просуществовал до III–V вв. н.э.. Рабство имело место у многих народов, но наибольшего развития оно достигло в странах Древнего Востока, в Древней Греции, а затем и в Риме.
Возникновение и развитие рабовладельческих отношений в различных странах происходило по-разному, но вместе с тем имелись общие для всех стран и народов основные экономические условия: становится возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта; появление индивидуального хозяйства и частной собственности на средства производства; развитие имущественного неравенства. Отсюда складывается сущность рабовладельческого общества - труд самого рабовладельца и членов его семьи утрачивает своё значение. Производство осуществляется исключительно силами рабов. Рабовладелец живёт за счёт эксплуатации рабов и присвоения результатов их труда. Складывается и развёртывается процесс своеобразного первоначального накопления различного рода богатства у зарождающегося класса рабовладельцев в виде денег, рабочего скота, земли, орудий труда и рабочей силы рабов. Главным средством присвоения и концентрации богатств и рабочей силы рабов были захватнические, грабительские войны. Они стали своеобразным промыслом, который обеспечивал получение пленников и материальных ценностей.
Эксплуатация человека человеком принимает всё более жёсткие формы. Рабы принуждаются к труду под страхом смерти и физического наказания. Возрастают масштабы рабовладельческих хозяйств и количество применяемой рабочей силы. Рабовладельческие хозяйства завоёвывают господствующее экономическое положение. Благодаря более высокой производительности труда новые формы хозяйства, основанные на применении труда рабов, побеждают старые формы. Под «более высокой производительностью труда» здесь понимается реальное увеличение объемов выработки, производства, обработки за счет вовлечения большего количества людей в эти процессы.
В рабовладельческой экономике основными отраслями производства были земледелие, скотоводство и ремесло. Эти отрасли, возникшие ещё в первобытном обществе, сделали определённый шаг вперёд в своем развитии при рабовладении. Главную роль в этом поступательном движении играло совершенствование орудий труда, появление некоторых новых видов орудий труда. Однако этот процесс совершенствования шёл медленно. В течение всей эпохи рабовладения основными орудиями труда в сельском хозяйстве были соха, борона, кирка, вилы, серп, а обработка земли велась примитивными способами. Отсюда можно сделать вывод, что основной специфической чертой рабского труда все же является его низкая эффективность, поэтому здесь потеря качественного компенсировалось количественным . Подтверждение тому, мы можем увидеть в последующих эпохах, где один земледелец с плугом способен заменить пятьдесят человек с сохой.
4. Что общего и в чём специфика социального и политического устройства древних Афин и Спарты?
К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства - Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны. Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (живущие не на территории самого города Спарты). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.
Между древнейшими государственными образованиями есть много общего. Как Спарта, так и Афины представляли собой города, обладающие собственной системой управления. Они вступали в союзы со своими соседями, участвовали в военных походах. В них сформировались собственные принципы существования, которые разделялись населением. Как Спарта, так и Афины вошли в состав Римской империи в 146 году до Новой эры, однако сохранили право на самоуправление.
Тем не менее, внутренний уклад данных государственных образований был абсолютно разным. Афины – это образец демократии, где все решения проходили одобрение народного собрания. В Спарте власть принадлежала двум царям, которые действовали единолично. В Афинах люди обладали личной свободой: как демос, так и аристократы. Рабов было мало, и в основном они происходили из числа народов, потерпевших поражение в войнах. В Спарте все люди делились на рабов (илотов) и воинов, обладавших свободой.
Афины подарили миру такие достижения, как Олимпийские игры, философия, риторика, поэзия. В Спарте происходил искусственный отказ от данных «излишеств», состязания на потеху публики были запрещены. Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине. Стоит заметить, что общеизвестный принцип сбрасывания слабых младенцев со скалы существовал не только в Спарте, но и в Афинах.
Различие между Афинами от Спартой заключается в следующем:
1. Общественный строй. В Спарте всё население делилось на 2 неравные категории – илотов (рабов) и дорийцев (свободных граждан). В Афинах были аристократы и демос (свободные люди), а также рабы, коих было немного.
2. Форма правления. В Афинах была древняя демократия, в то время как в Спарте – классическая аристократия.
3. Экономика. В Афинах были развиты такие формы хозяйства, как садоводство и животноводство, земледелие, торговля, ремесленность.
4. Культурное развитие. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. В Спарте диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей.
5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?
Филипп II закрепил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. Именно Филиппу II античная история приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств не только греческого мира, но и становится соперницей мировой Персидской державы.