Файл: Дифференциация букв и звуков т д.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]

Цель: выработка умениядифференцировать буквы и звуки [Т – Д].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [т], [д], соотнести с соответствующими графемами; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам; активизация словаря.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.

Оборудование:

Зеркало (настенное); таблица с обозначением акустической характеристики звуков; элементы букв Т и Д; элементы слов и предлогов для составления предложений; доска; мел.

Ход занятия:

Этап и деятельность логопеда

Предположительные ответы ребенка

I. Организационный момент.

- Здравствуй!

- Как твое настроение?

-Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

- Приготовь тетрадь, пенал.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сели ровно, плечи расправили.

- Зафиксировали спинку и положили руки на парту, чтобы они не мешали.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем 5 раз).

4. «Построили заборчик – сломали заборчик» (чередуем 5 раз).

- Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [т – д]:

1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем нижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).

- Молодец, отдохни.

2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).

- Молодец, отдохни, проглоти слюнки.

3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).

III. Подведение к теме занятия.

- Послушай и отгадай загадки:

1. Кто у постели больного сидит

И как лечится, он всем говорит?

Кто болен – он капли

Предложит принять.

Тому, кто здоров –

Разрешит погулять.
2. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.
3. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет.
4. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

- Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах.

- Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать.

- Придумай самостоятельно слова с этими звуками.

- Объясни значения слов:

доктор,

троллейбус,

дождь,

туча.


IV. Характеристика звуков [Т - Д].

- Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало.

- Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки?

- Правильно, в «улыбке».

- А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок.

- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

- А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т].

- А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

- Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков).

- Молодец.

- А когда произносим звук [д], в каком положении губки?

- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]?

- Голосовые складки вибрируют или нет?

- Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?

- А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу.

- Чем похожи звуки [т – д]?

- А еще, чем, похожи?

- А чем же отличаются?

- Молодец.

V. Упражнение на развитие фонематического слуха:

- Приготовь свои ушки и ладошки.

  • Дифференциация звуков в слогах:

- Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

- Приготовились: хлопок – на звук [т]; ручка на звук [д].

Слоги: за, но, ду, ка, ты, зы, до, лу, зу, та, зэ, да, по, то, сы.

- Молодец!

  • Дифференциация звуков в словах:

- А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.

Слова: Слон, петух, дом, ручка, щенок, ток, снеговик, дорога, стол, барабан, зайка, аист, дача, игра, собака, лиса, коза, нота, зонт, шапка, дата.

- Молодец!

  • Дифференциация звуков в словосочетаниях:

- Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [т] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [д] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [т] – хлопаем, на звук [д] – поднимаем руку.

Словосочетания: дорогой костюм, журчанье реки, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, золотое кольцо, том книги, алые розы, читаю книгу, высокий дом.

- Молодец, очень внимательный.

VI. Физминутка.

- Давай немного отдохнем.

- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:

Ветер северный подул

«С – с – с», все листья

С липы сдул.

Поднять руки вверх - «изобразить» ветер, а потом подуть на пальцы.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Пошевелить руками в разные стороны и медленно положить их на стол.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап, кап – кап - кап». -

Постучать указательным пальцем по ладошке.

Град по ним заколотил

Листья все насквозь пробил. –

Постучать кулаком по ладошке.

Снег потом припорошил. –

Плавные движения кистями рук.

Одеялом их накрыл. –

Ладони крепко прижать к столу.

- Начинаем.

VII. Составление букв Т и Д из отдельных элементов.

- Составь буквы Т и Д из элементов, которые я тебе дала.

- Как выполнишь задание, поднимешь руку, поставишь на локоток.

- Молодец!

VIII. Составление предложений из отдельных элементов (слов и предлогов):

- Составь предложения из элементов (слов и предлогов), которые я тебе дала.

- Прочитай, какие предложения у тебя получились.


- Найди в предложениях слова со звуком [т]. Назови эти слова.
- Сколько всего слов со звуком [т] ты нашел?

- Найди в предложениях слова со звуком [д].

- Назови эти слова.
- Сколько слов со звуком [д] у тебя получилось?

- Каких слов больше со звуком [т] или со звуком [д]?

- Молодец!

- Давай запишем эти слова в тетрадь.

- Отступаем четыре клетки вниз, записываем по середине число.

- Я на доске, а ты в тетради записываешь слова под диктовку с новой строки.

- Называй слово, и вместе пишем.

IX. Итог урока.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [т].
- Дай характеристику звука [д].
- Чем эти звуки похожи?


- Чем отличаются?
- Что тебе сегодня на уроке не понравилось?

- А что понравилось?

- Занятие окончено, ты свободен.

- До свидания.


- Здравствуйте!

Отвечает.

Достает тетрадь, пенал.
Усаживается ровно.
Руки кладет на парту.

Выполняет упражнения.
Выполняет упражнения.
Выполняет упражнения.
Выполняет упражнения.
Выполняет.

Выполняет упражнение.

Выполняет.


- Доктор.

- Троллейбус

- Дождь.

- Туча.
- Звуки: [т] и [д].

- Придумывает, отвечает.
- Доктор – это профессия, человек, который помогает преодолевать различные заболевания, лечит людей от различных заболеваний.

- Троллейбус – это вид пассажирского транспорта.

- Дождь – явление природы, происходящее весной, летом, осенью, проходящее в виде выпада осадков (воды).

- Туча – это сгусток облаков.
- Смотрит на себя и произносит звук [т]: т – т – т...
- В «улыбке».

Произносит звук [т]: т – т – т – т.
- Упирается в верхние зубки.

- Нет, не работают.
- Глухой.
- Звук [т]: согласный, глухой, твердый.

- Тоже в «улыбке».

- Тоже упирается в верхние зубы.

Прикладывает руку к горлу и произносит звуки [д]: д – д – д – д. - Да, вибрируют.

- Звонкий.

- Звук [д]: согласный, звонкий, твердый.

- Согласные, твердые.

- При звуке [т] и [д] губы находятся в улыбке.

- И при звуке [т], и при звуке [д] язычок упирается в верхние зубки.

- Тем, что звук [д] звонкий.

- А звук [т] глухой.
Слушает задание.

Поставил руки перед собой.

Слушает словосочетания: на слово со звуком [т] хлопает в ладоши, на слово со звуком [д] поднимает руку.


Слушает и смотрит.

Делает все, вместе с логопедом.

Слушает задание.

Составляет буквы. Ставит руку на локоток.
Слушает инструкцию.

Составляет предложения.

- «Рыбу ловят удочкой»; «На опушке растут дубы»; «Дрова рубят топором»; «Ребята в лесу собирают ягоды»; «Толя забежал за дом»; «Воду носят в ведре».

- Ловят, растут, рубят, топором, Толя, ребята, собирают, носят.
- 8 слов со звуком [т].


- Удочкой, дубы, дрова, ягоды, дом, воду, в ведре.

- 7 слов со звуком [д].
- Со звуком [т]


Отступает вниз четыре клетки, записывает число.

Вместе с логопедом, под диктовку записывает слова.

- Со звуками [т] и [д].

- Звук [т]: согласный, глухой, твердый.

- Звук [д]: согласный, звонкий, твердый.

- При звуке [т] и [д] губы находятся в улыбке, а язычок упирается в верхние зубки.

- Тем, что звук [д] звонкий.

- А звук [т] глухой.

Отвечает, что не понравилось.
Отвечает, что понравилось.
- До свидания.