Файл: Дифференциация букв и звуков а о.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]»

Цель: выработка умениядифференцировать буквы и звуки [А – О].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:продолжатьвырабатывать умение давать характеристику звукам [А – О]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [А – О]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для упражнения: «На что похожи буквы?»; картинки с буквами А, О.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотри на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»

- Молодец, отдохни.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [А – О]:

1. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» -
свободно: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

2. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» - с преодолением сопротивления рук: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

3. – «Вытягиваем губы узкой воронкой» - как будто свистим (5 – 10 раз).

III. Введение в тему занятия.

Ребенку предлагается отгадать загадки. Инструкция:

- Послушай и отгадай загадки:

1. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (Апельсин)

2. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

3. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (Артист)

4. По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака)

- Выдели звуки, стоящие в начале слов-отгадок. (Звуки [А – О])

- Сегодня мы будем работать со звуками и буквами А, О, учиться отличать их друг от друга.

- Объясни значения слов: апельсин, одуванчик, артист, облака.

- Апельсин – это фрукт, растущий в жарких странах.

- Одуванчик – это дикорастущий, желтый цветок.

- Артист – это профессия человека, играющего (изображающего) разные роли в театре, кино, или в жизни.

- Облака – скопления сгустившихся водяных паров, в атмосфере.

IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [А – О]:

- Когда мы произносим звук [А], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.

- В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается, как можно ниже.)

- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)

- А зубки? (Их видно, они обнажены)

- Какой звук [А], гласный или согласный?

- Звук [А] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

- Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.

- В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, округлены; в виде рупора.)

- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)

- А зубки? (Их не видно.)

- Какой звук [О], гласный или согласный?

- Звук [О] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

V. Сравнительная характеристика звуков [А – О]:

- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Язычок упирается в нижние зубки; еще оба звука гласные.)



- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [А] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [О] губы сомкнуты, выдвинуты вперед, слегка приоткрыты; зубы не видны.)

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

- Приготовь свои ушки, ладошки и ножки.

- Если услышишь звук [А], среди звуков, которые я назову, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [О] – топнешь ногой.

- Приготовься:

Звуки: А, Л, П, У, В, О, А, Т, У, А, Э, А, М, О.

- Точно также в слогах, которые я произнесу.

Слоги: СУ, АР, ОП, ВЫ, ВО, СО, БА, УТ, НУ, АП, ЫЦ, ОЖ.

VII. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)

- На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)

- Послушай и посмотри: Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)

- На что похожа буква О?

- Послушай и посмотри:

В старом дереве дупло Посмотри на колесо

Ну совсем как буква «О». И увидишь букву «О».

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)

- Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка)

- Давай изобразим букву А, и букву О пальчиками.

VIII. Составление словосочетаний.

- Вспомни слова-отгадки, из загадок, которые я загадывала тебе в самом начале, назови эти слова (апельсин, одуванчик, артист, облака).

- Подбери к каждому слову (отгадке) словосочетание. (Апельсин, какой? Одуванчик, какой? Артист, какой? Облака, какие?)

- Запиши получившиеся словосочетания в тетрадь.

IX. Упражнение на развитие буквенного гнозиса.

- В словах из текста, который я тебе дала найди буквы А и О.

- Зачеркни букву А красным карандашом (ручкой), букву О – синим карандашом.

X. Работа над деформированным текстом.

- Прочитай предложения
, найди ошибки и исправь их.

Текст:

Рита и Рома пришли в лесу. Растут дубы, орешники и березы там. На прыгает белка дубе – рыжуха. На растут орешнике орехи, на березах – сережки. Лесу хорошо в!

- Запиши исправленный текст в тетрадь.

XI. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Дай характеристику звука [А], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Дай характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем отличаются?

- Чем похожи буквы А и О на письме?

- Чем эти буквы отличаются?

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания!