Файл: Обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Расскажу о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.
Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Различают три основных вида проблемного обучения.
Проблема
Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Теоретическое исследование
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.
Приемы создания
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
-
Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим разрешить проблему. -
Учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты.
-
Преподаватель задает конкретные вопросы и предлагает разные точки зрения на одну и ту же проблему или противоположные позиции.
-
Проблемная задача содержит неопределенность в постановке, противоречивые данные или заведомо допущенные ошибки. Как вариант — задачу требуется решить за ограниченное время.
-
Учащиеся получают задание найти аналогию изучаемому событию, явлению, процессу, личности.
-
Преподаватель сообщает факты так, чтобы подчеркнуть в них объективные противоречия и тем самым вызвать познавательный интерес, желание их разрешить. -
Учащиеся получают проблемный вопрос и задание — предположить, как могли бы доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему. -
Обсуждение проблемного вопроса можно построить в форме беседы, в ходе которой студенты смогут использовать в своих ответах уже имеющиеся у них знания и умения. Это наиболее динамичный метод, который можно применять на любом этапе занятия. -
Группе надо выбрать из нескольких известных решений одно — наиболее рациональное.
Какой бы прием не использовал педагог при отработке проблемной ситуации, суть его состоит в том, чтобы научить самостоятельно совершать открытия. Преподавателю важно мотивировать поисковую деятельность учащихся, подводить их к разгадке.
Требования к проблемным ситуациям
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
- учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
- студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
- между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
-
Проблема должна быть понятной студентам. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь. -
Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому. -
Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.
Преимущества
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
-
метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения; -
при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении; -
проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы; -
студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.
Недостатки
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
-
не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему; -
не для любого учебного материала можно смоделировать проблему; -
подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.
Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.