ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Народная педагогика карелов
Традиционные карелы жили большими семьями: в одном доме несколько поколений. Детей всегда было много.
Роды
Дети у карелов рождались, как правило, здоровыми ещё и потому, что в деревнях редко пили что-то крепче пива. В деревенских семьях женщины не употребляли алкоголя совсем и считали это мерзостью, да и мужчины не увлекались.
Готовиться к появлению ребенка женщина начинала, как только узнавала о беременности. Первым делом самое важное: будущая мать обвешивалась оберегами и расплетала левую косу – чтобы не сглазили. Жизнь девушки во время беременности менялась круто. Беременной нельзя было смотреться в зеркало (ребенок вырастет уродом), ходить на кладбище и смотреть, как убивают скот (родится мертвым). Срок беременности раскрывать посторонним тоже запрещалось – порчу наведут. Работала будущая мать до самых родов, причем иногда в поле. Начнутся схватки под открытым небом – там и рожать. Если схватки всё-таки случались дома, роженицу срочно вели в специально растопленную баню (или в хлев). Ей распускали волосы и следили, чтобы на одежде не было узлов и застежек. Принимать роды приходила повитуха, если ее не было — свекровь.
Особенности воспитания в семье
Детство карелы рассматривали как одну большую подготовку к главному – взрослой самостоятельной жизни. За несколько лет человека нужно было научить всему, без чего в традиционной деревне не выжить.
Обычно в семье было от трёх до семи детей. Большее количество (как и бездетность) переживалось как несчастье – всех надо было выкормить, вырастить. Но треть младенцев умирали уже в первый год — профессиональная медицина была доступна немногим.
Семьей карелы обзаводились не слишком рано: исследования показывают, что в брак вступали девушки старше 22 и юноши от 25 лет. Две трети браков приходилась на тридцатилетних (и старше). Детей в карельских семьях воспитывали любовью и лаской.
Традиционная карельская семья имела прочные устои, основанные на дружелюбных взаимных отношениях и уважении старших. Современники отмечали, что взаимоотношения в карельской семье более мягкие, более «человечные», чем у русских, наказания детей – умеренные. Например, Н. Камкин писал в этой связи: «В случае ошибки или вины со стороны кого-либо из младших членов, он (глава дома – О.И.) выслушивает всегда резоны оправдания спокойно и сдержанно, и относится к провинившемуся со снисходительной справедливостью; такая мера взыскания за вину, как побои, употребляется чрезвычайно редко, только при самом сильном гневе, которого карелы благодаря своему спокойному характеру умеют избегать. Взыскания ограничиваются обыкновенно более или
менее строгим выговором при всей семье, а иногда и при чужих».
Важнейшим средством воспитания было словесное поощрение, одобрение какого–либо положительного поступка, пусть даже незначительного достижения. В северной Карелии говорили: «Kiitannalla kasvatamma lasta» (похвалой воспитываем ребенка). В карельском языке понятие «родительская любовь» и «ласка» обозначаются единым понятием. Ласка была признанным средством воспитания, что нашло отражение в присловье: «Puaksumbah armastella – kadevembi rodiew» (ливв.) – «Почаще ласкать – послушнее будет».
Игры и игрушки
Карельский ребенок жил в суровых условиях: кругом камень, вода и дерево. Даже мячи до середины XX века изготавливали из бересты. Иногда вместо мяча и вовсе использовалась палка (играя в «городки», ее подкидывали вверх – и ловили). Зима долгая — популярными были игры на льду и снегу, катание с горы на санках. Девочки, конечно, играли в куклы. Тряпичная кукла была в каждом деревенском доме, в некоторых семьях — десятки деревенских «барби». Куклы-закрутки были самыми распространенными: свёртывали в скалку кусочек ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей и стягивали ее на уровне шеи. Из остатков ткани делали руки и рубашку. Когда девочки подрастали, они шили кукол посложнее и сами мастерили для них одежду по канонам своего села.
Труд
Семилетний возраст, начиная с которого ребенок мог поступить в школу, оценивался в народной педагогике как своего рода рубеж. До семи лет к поступкам ребенка относились снисходительно, однако позже требования резко возрастали. Считалось, что в умственном развитии ребенка происходит перелом и пересечение этого возрастного порога служило основанием для увеличения требований. С семи лет ребенок переставал носить ладанку с кусочком пуповины, – оберег, где, согласно поверью, была сосредоточена «материнская сила». Бытовало мнение, что с этого возраста уже можно отдавать ребенка в наем на работу.
Детей с самого раннего возраста приучали к труду, первоначально в пассивной форме, в том числе и к недомашним видам трудовой деятельности. К началу школьного возраста как мальчики, так и девочки имели опыт рыбной ловли на ближайших водоемах. Осенью дети, многие из которых не достигли еще и 10-летнего возраста, участвовали в ручной молотьбе зерна в риге. Мальчики помогали взрослым на заработках: на лесосплаве детям 9–10 лет поручали мять хвойные прутья для связки бревен, сторожить продукты, сложенные в специальном месте. 11–12-летние дети принимали участие в лесозаготовительных работах: валили деревья, обрубали вершины и сучья, корили бревна. Во время созревания ягод деревенские ребятишки занимались их сбором.
Притом, что целый ряд трудовых обязанностей мальчиков и девочек совпадал, существовала выраженная дифференциация в трудовом воспитании. Преимущественно мальчики нанимались плести сети, пасли чужой скот в своей и соседних деревнях. Девочек отдавали в няньки, в прислугу к богатым односельчанам или в город. Труд детей в семье рассматривался не как эксплуатация ребенка, а как средство приобретения им навыков, связанных с традиционными занятиями семьи.
Образование
Получил распространение и «городской путь» социализации подростков. Еще в 1950-х – 1960-х гг. от старожилов можно было услышать предания о том, что в XIX – начале ХХ вв. карельские купцы поставляли для Петербурга помимо дров, сена, дичи и прочего «живой товар»: они собирали у крестьян–бедняков, обремененных большими семьями, малолетних детей и отвозили их в Петербург, определяя в купеческие лавки и магазины, пристраивали в трактиры, учениками к ремесленникам, за что получали от хозяев определенное вознаграждение.
Беспросветная бедность и заверения торговцев, что в городе ребенок будет определен «на хорошее место», пример известных в округе земляков, вышедших таким путем из бедняков «в люди», «в купцы» – все это убеждало в том, что в городе дети получат шанс вырваться из наследственной бедности, вселяло в души отцов и матерей надежду на лучшую участь их детей. Семья на некоторое время избавлялась от лишнего рта, надеясь в будущем получать от «бурлака» денежную помощь. По разным источникам достаточно четко определяется возраст – 10 лет, когда ребенок считался «готовым» к отправке в город.
Широко распространенный в деревнях южной и центральной Карелии такой путь социализации как отправка детей «в обучение» в город, приводил к тому, что желаемый «выход в люди» оборачивался нищенством, бродяжничеством, пьянством, принуждал существенную часть молодежи к нисходящей социальной мобильности. Молодое поколение с трудом вписывалось в жизнь и плохо приспосабливалось к реалиям нового времени.
Альтернативой этим явлениям в новых условиях могла стать школа. В конце ХIХ века начинается массовое создание начальных школ в карельской деревне. В данных условиях действенным способом укрепления интереса населения к школе становилась материальная поддержка учеников и другие экономические стимулы, прежде всего – обучение в школе рукоделию, ремеслам, рациональному ведению сельского хозяйства и т.д.
Испытанным способом экономической помощи семьям школьников была выдача муки. В губернии, где каждый десятый ребенок кормился подаянием, такая мера позволяла бороться с нищенством. Забота различных ведомств о питании детей способствовала укреплению позиций школы в карельской деревне. Другой мерой повышения привлекательности школы было введение обучения ремеслам. Создание при школах ремесленных отделений и классов позволяло дать детям необходимые в быту практические навыки. С конца ХIХ в. при школах создаются образцовые огороды с целью распространения современных приемов агротехники. И тем не менее самой распространенной причиной вынужденного ухода детей из школы была потребность семьи в рабочих руках ребенка.
Через школу шла адаптация консервативно–традиционного жизненного уклада карельской деревни к меняющимся требованиям жизни. Школа создавала для социализации подрастающих поколений новые условия. Она так или иначе влияла на взаимоотношения «отцов» и «детей». Если прежде младшие поколения осваивали комплекс знаний, культуру, накопленный опыт старших поколений, не сомневаясь в его важности и полезности, то появление школы внесло некоторые коррективы в характер преемственности поколений.
Список литературы:
-
Креницына, Е. В. Духовно-нравственное воспитание в семейных традициях этносов Карелии / Е. В. Креницына // Вестник Костромского государственного университета
им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2008. — №14— С. 95-99
-
Илюха, О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX -начале XX вв.: модернизация и этнокультурная традиция: Дис. … д-ра истор. наук / О. П. Илюха — Санкт-Петербург, 2010. — с. 46 -
Пеллинен, Н. А. О некоторых особенностях языка карельской колыбельной песни в связи с народной педагогикой / Н. А. Пеллинен // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2010. — №1 — с. 70-74