Файл: Физкультура практическое задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИЗКУЛЬТУРА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1


 

ЗАДАНИЕ 1 .ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ».


 

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Возникновение физической культуры относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Особенность данного социального феномена состоит в том, что физическая культура, как многогранное общественное явление, не ограничивается решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека.

Формы физической культуры

Физическая культура реализуется в таких формах, как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей и деятельности. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.


1.Физическое воспитание

Процесс физического воспитания характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса, но имеет и свои отличительные черты. Одной из важнейших является направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

2.Спорт

Понятие спорта включает в себя игровую соревновательную деятельность, а также подготовку к ней, осуществляемую путём разминки и тренировки в сочетании с отдыхом. Данный вид деятельности основан на использовании физических упражнений и мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.

Специфическими особенностями спорта, как части физической культуры являются состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения и зрелищность.

Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

3.Физическая рекреация

Физическая рекреация как вид физической культуры вошла в жизнь в различных терминах и понятиях, характеризующих ее отдельные стороны: "массовая физическая культура", "оздоровительная", "массовый спорт", "активный отдых" и др. В действительности физическая рекреация охватывает содержание всех указанных выше терминов.

Она представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах, естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия от физкультурной деятельности.

Таким образом, физическая рекреация удовлетворяет потребности и интересы людей в эмоциональном активном отдыхе, адекватном их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния.

4.Двигательная реабилитация

Двигательная реабилитация, или лечебная физическая культура, образует еще одно, неспортивное по целям, направление физической культуры. Здесь используются специально подбираемые физические упражнения и некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.



Функции физической культуры

Под функциями физической культуры понимаются «присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества» (Л. П. Матвеев, 1983). Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

Следует различать специфические и общие функции физической культуры. Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Специфическими функциями физической культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры. Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой и другими общественными реалиями.

.


 

ЗАДАНИЕ 2. РАСКРОЙТЕ ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА.


 

Главные факторы, влияющие на здоровья человека:

Рациональное питание – это питание здорового человека, построенное на научных основах, способное количественно и качественно удовлетворить потребность организма в энергии.

Соблюдение режима дня- эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами.

Закаливающие процедуры- физио­логическая сущность закаливания человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с помощью природных факторов организм постепенно становится невосприимчивым (конечно, до известных пределов) к простудным заболеваниям и пе­регреванию.

Разумное чередование труда и отдыха- важнейшим фактором восстановления работоспособности является соблюдение правильного режима, то есть чередования периодов труда и отдыха.


 

ЗАДАНИЕ 3. СОСТАВЬТЕ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ.


 

Каждое упражнение следует выполнять от 2 до пяти раз, ходьба, бег и прыжки нужно выполнять в течение одной минуты.

1.Спокойная ходьба с медленными вдохами-выдохами;

2.Ноги находятся на ширине плеч, правой рукой тянемся вверх и влево, левая рука на поясе (и наоборот); 

3.Ноги находятся на ширине плеч, на вдох поднимаемся на носки и тянемся руками вверх,
поднимая их через стороны, на выдох опускаемся на пятки и опускаем руки; 

4.Ноги на ширине плеч, совершаем медленные вращения головой; 

5.Ноги на ширине плеч, руки выпрямляем параллельно полу, поворачиваемся верхней частью туловища попеременно влево и вправо; 

6.Ноги находятся на ширине плеч, наклоняемся вперед и назад; 

7.Выполняем махи прямыми ногами в разные стороны;

8.Сидя на полу, выпрямляем ноги и тянемся руками к пальцам ног, колени прямые; 

9.Стоя на четвереньках на вдохе прогнуться и поднять голову, на выдохе округлить спину, а голову прижать к груди;

10.Сесть на пол, широко расставив ноги, тянуться вперед и к ногам попеременно; 

11.На ширине плеч, делаем круговые движения плечами, а после руками;

12.Скрещиваем руки перед собой («ножницы») перпендикулярно и параллельно полу;

13.Приседаем в не быстром темпе;

14.Прыжки на одной ноге и на обеих; 

15.Медленный бег, переходящий в ходьбу;

16.Ноги находятся на ширине плеч, поднимаемся на носки вместе с подъемом рук вверх через стороны, на выдох руки опускаем и возвращаемся на пятки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 1. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ.


 

Факторы обучения и их влияние на организм студента

 

Объективные

Субъективные

состояние здоровья и уровень функциональной подготовленности;

Состояние здоровья всегда оказывает положительное или отрицательное влияние на работоспособность студентов. Известно, что реакция ослабленного организма на любую физическую или умственную нагрузку всегда более острая, чем у лиц с хорошим состоянием здоровья. Наблюдения показывают, что студенты с ослабленным здоровьем (специальная медицинская группа) чаще уходят в академиче­ский отпуск или вообще прекращают обучение в вузе. Это во многом связано со значительными эмоциональными стрессами, возникающими на фоне прогрессивно возрастающей учебной информации. Поэтому все студенты должны внимательно относиться к своему физическому состоянию.

индивидуальная неспособность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе;

Способность адаптироваться к условиям обучения в вузе зависит от целого ряда причин. Иногда некоторые из причин сопровождаются большим напряжением компенсаторно-приспособительных механизмов молодого организма, оказывающих свое влияние на способность адаптации к социальным условиям обучения в вузе. Этим отчасти объясняется возможное снижение уровня «привычной» успеваемости на I курсе, возникающие трудности в общении и т.п. У одних студентов период адаптации происходит плавно, у других — скачкообразно. И все же около 35% студентов ощущают дезадаптационный синдром. К психофизическому дискомфорту может привести не только непривычная учебная нагрузка, но и плохая организация труда и отдыха самого студента.


 

пол и возраст;

Особенности женского и мужского организма проявляются в разной реакции на физическую и психическую нагрузку. Существенные индивидуальные колебания функционального и психоэмоционального состояния у девушек во многом могут объясняться естественными физиологиче­скими причинами. Возраст также оказывает определенное влияние на работоспособность при умственной деятельности. В возрасте 17—25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций. Иссле­дования показали, что наиболее благоприятным для занятий различными видами творческого умственного труда является возраст от 20 до 30.


 

мотивация занятий в данном учебном заведении; 

Мотивация обучения играет главную роль в заинтересованности студента при освоении предложенного учебного материала в данном вузе. Уровень мотивации во многом определяет не только успешность обучения, но и комфортность его состояния в учебном коллективе. Однако мотивация обучения может изменяться и в ту, и в другую сторону уже в процессе обучения по целому ряду причин


 

общая учебная нагрузка;

Учебная нагрузка студентов по своему объему превышает нагрузку любого представителя умственного труда с регламентированным рабочим днем. Так, например, учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку. Учебная нагрузки студентов, как правило, характеризуется неравномерностью распределения во времени учебного дня, недели, семестра. Как правило, неравномерно в семестре распределяются и текущие учебные задания, контрольные работы. Эта аритмия намного увеличивает общую психофизиологическую нагрузку учебного труда.

.■ Личностные качества (характер, острота восприятия чужого мнения и др.);

Личностные качества во многом определяют общий процесс адаптации студента к новым условиям его жизнедеятельности в вузе. Взаимо­влияние студентов друг на друга — сложный процесс. Здесь присутству­ет и общая подготовленность, и уровень знаний отдельных студентов, и их физическое состояние, и различия в материальной обеспеченности. Нужно постараться, чтобы период адаптации студента совпал с более высоким уровнем его реальной самооценки, что позволит ему, с одной стороны, исправлять свои недостатки, а с другой — не попадать под чужое, нередко негативное влияние. Очень важно в это время проявить стойкость в обязательном и со­знательном соблюдении всех составляющих здорового образа жизни (отказ от вредных привычек и т.д.), несмотря на многие «сбивающие» факторы, традиционно присутствующие в студенческом коллективе.


 

время сна и отдыха;

У значительной части студентов, которые не умеют планировать свое время, нет полноценного отдыха, а занятия самоподготовкой продолжаются и в выходные. Это усугубляет общую нагрузку и ограничивает возможности использования свободного времени для необходимого пассивного и активного отдыха. Но даже при наличии определенного времени на отдых восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, слабой питательной активности и ограниченного использования средств физической культуры и спорта.

Утомляемость;

Сопровождается потерей интереса к работе, преобладание мотивации на прекращение деятельности, негативной эмоцианальной реакцией.  Зависит это от вида нагрузки, времени необходимым на восстановление,

среда жизнедеятельности и учебного труда студентов; 

Среда жизнедеятельности и учебного труда является одним из объективных факторов, влияющих на успешность обучения и реакцию организма на учебную нагрузку. Проживание в общежитии или в семье в отдельной комнате, а также многочисленные промежуточные варианты — все это накладывает опечаток на состояние организма студента, его работоспособность, длительные ежедневные поездки к месту учебы, плохой режим питания, неудовлетворительные условия, в которых проводится учебная работа, негативно влияют на состояние здоровья и успешность учебного процесса.

Работоспособность;

Работоспособность – способность человека выполнять конкретную деятельность человека в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и от психологических резервов студента.

Имеет влияние на работоспособность студентов периодичность ритмических процессов в организме «Совы и жаворонки».

Чтобы повлиять на работоспособность учебные заведения предоставляют для студентов кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха, каникулярный отдых зимой и летом.


ЗАДАНИЕ 2. ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


 

Факторы физиологического характера – это состояние здоровья человека в целом, и работа различных групп органов по отдельности, его сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем

Факторы психологического характера – самочувствие, мотивация, настроение и другие

Факторы физического характера – факторы внешней среды это степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие


 

ЗАДАНИЕ 3. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целями и задачами. Основными формами самостоятельных занятий являются:

  • утренняя гигиеническая гимнастика,

  • упражнения в течение дня,

  • самостоятельные тренировки.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня после пробуждения. В комплекс утренней гимнастики следует включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения с отягощениями, на выносливость. Нагрузка должна повышаться постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса необходимо снизить нагрузку и привести организм в спокойное состояние.

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений, изменением амплитуды движений, ускорением или замедлением темпа, увеличением или уменьшением числа повторений, увеличением или сокращением пауз для отдыха. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. После выполнения комплекса необходимо сделать самомассаж основных мышечных групп и выполнить водные процедуры с учетом правил закаливания.

Упражнения в течение дня нацелены на концентрацию внимания, снятие утомления, поддержание работоспособности. Выполняются в режиме 8 – 10 минут. Небольшие комплексы (3 – 5 упражнений), в виде напряжения и расслабления мышц ног, вращения в голеностопном и лучезапястном суставах могут снять усталость и напряжение, улучшить работоспособность.

Самостоятельные тренировочные занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Для их проведения используются приемы и методы, применяемые в видах спорта. Занятие делиться на подготовительную (5 – 10% от общего времени), основную (80 – 90%) и заключительную части (8 – 10%). Заниматься рекомендуется 2 – 7 раз в неделю по 1- 1,5 часа. Лучшее время для тренировок после 2 – 2,5 часов после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до сна.