Файл: Введение Теоретические аспекты эстетического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……..2

1 Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников 4

1.1 Сущность понятия «эстетика», «эстетическое воспитание»…………..4

1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………………..8

2 Теоретические основы изучения игры-драматизации как средства эстетического воспитания……………………………………………………12

2.1 Сущность понятий «игра», «игра-драматизация»…………………..…12

2.2 Роль игр-драматизаций в формировании эстетического воспитания младших школьников ……………………………………………..……24

Заключение……………………………………………………………….………27

Список использованных источников…………………………………...………29

ВВЕДЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде. Важнейшее значение имеет для ребенка приобщение его к самостоятельной эстетической деятельности. О необходимости формирования личности и эстетической культуры, – отмечают многие психологи, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого – младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. А у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Актуальность исследования
обусловлена потребностью учителей начальных классов в подборе эффективных форм и методов, направленных на воспитание эстетических качеств младших школьников.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития эстетических качеств у детей младшего школьного возраста и несоответствием использования в начальной школе данного подхода.

Цель исследования: теоретически обосновать формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методы и формы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание в процессе обучения станет более эффективным, если использовать игры-драматизации на уроках литературного чтения.

Задача исследования: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников




    1. Понятие эстетика и эстетическое воспитание


«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Таким образом, традиционное для философии определение эстетики как науки о прекрасном не совсем раскрывает смысл этого понятия. Применительно к педагогической деятельности это уточнение весьма существенно, так как учитель должен думать не только о внешней красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ребенка.

Термин «эстетика» ввел в научный обиход немецкий философ-рационалист Александр Баумгартен в 1750 году, но сама наука зародилась еще в глубокой древности. Он определил эстетику как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия «прекрасное», «чувственное» и «совершенное». С тех пор, как появилась эстетика, идут бесконечные споры о том, что же такое прекрасное, ведь его не почувствуешь материально 1.

Согласно А. Ф. Лосеву, предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась. Лосев отмечал, что практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики

2.

Эстетика – это наука о прекрасном. А эстетическое воспитание, в свою очередь, это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности. Эстетика тесно связана с искусством, с художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное и творить его.

Идея эстетического воспитания зародилась в глубокой древности. Начиная со времен Аристотеля и Платона представления о сущности эстетического воспитания изменялись вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки.

В наше время формирование эстетического воспитания является одной из важнейших задач, стоящих перед школой. Данную проблему изучали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

Что же такое эстетическое воспитание? Существует множество определений «эстетического воспитания». Российский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая дает такую формулировку эстетическому воспитанию: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» 3.

В Педагогическом энциклопедическом словаре эстетическое воспитание рассматривается как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Эстетическое воспитание реализуется в различных образовательных системах, приобретая полноценность лишь при саморазвитии личности. В более узком смысле эстетическое воспитание, в отличие от художественного воспитания, направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности 4.

В качестве основы эстетического воспитания школьников выступают гуманитарные предметы. Наряду с обязательными занятиями реализуются авторские программы на таких уроках, как изобразительное искусство, музыка, литературное чтение. Результаты эстетического воспитания, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость развивают сенсорное восприятие, образное и логическое мышление, творческие способности человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.


Для достижения определенных результатов в эстетическом воспитании необходимо определить цели и задачи, которые должен достичь педагог.

Цель рассматривалась разными педагогами и психологами. К ним относятся: формирование творческих способностей в различных областях культуры; совершенствование эстетического сознания; гармоничное развитие личности; активизация способности творчески трудиться.

Н.И. Киященко считал, что успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания 5.

М.М. Рукавицын считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» 6.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям». Суть этой задачи состоит в накоплении различных впечатлений, связанных с «прекрасным». Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям ребенка о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими».

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они не заинтересованы в глубоком ее изучении, у них не возникает желания остановиться перед картиной, насладиться совершенством произведения искусства.

Третья задача состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Эта задача заключается в том, что ребенок должен не только уметь любоваться и оценивать, но и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.



    1. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте


Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. Очень важным критерием заинтересованности детей является заинтересованность самого учителя, так как лишь неравнодушный к «прекрасному» человек может привить любовь к прекрасному и детям.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Так, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», – отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев. Но также важно помнить, что с течением времени они претерпевают значительные изменения. Например, под влиянием взрослых, произведений искусства, товарищей.

Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Дети могут наблюдать и в силу своих представлений анализировать поведение персонажей. Персонажи, будь то люди, звери или фантастические существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Так зарождаются его определенные эстетические идеалы.

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования, просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения 7.