Файл: Введение Теоретические аспекты эстетического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленные) для становления самодеятельных форм поведения; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Виды игр-драматизаций, в зависимости от целей:

1.Направленые на развитие двигательных способностей.

К подобным играм относятся следующие:

  • «Артисты пантомимы»,

  • «Животные в цирке»,

  • «Изобрази животное или птицу»,

  • «Картина»,

  • «Войди в образ»

«Артисты пантомимы» – это задание групповое, рассчитано на 5-6 человек. Детям надлежит изобразить различные объекты. В нашем случае (в применении к уроку) изобразить следует, к примеру, Матерого Волка и Волчонка, опадающую листву, осенний ветер, улетающих птиц и т.д. с присущими им звуками.

«Картина» – представить, что сцена – чистый лист и детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Применяя данную игру, например, на уроке изучения сказки «Прожорливый башмак», детям уместно раздать карточки с заданием изобразить тот или иной персонаж, а остальные должны угадать, кто изображается (лошадь без головы, прожорливый башмак, рожа с картинки, куклы Таня и Маня, генерал игрушечных солдат и т.д.). Один ученик принимает позу, а другие должны угадывать, кто изображается и что изображаемый персонаж делает.

«Животные в цирке» – игра, связанная с перевоплощением. Ученики определяются, в кого они желают превратиться, вспоминая, что это животное может делать, каково его поведение и повадки, а затем с максимальной убедительностью изображает выбранное животное. В данном случае речь идет о животном, встречающемся на манеже цирка. Игра «Изобрази животное или птицу» предполагает показ в виде пантомимы того или иного животного или птицы, причем главное - верить в перевоплощение. Здесь изображаться может любое животное, например, применительно к рассказу «Мальчики» уместно изобразить кто угодно: «Чечевицы очень хорошо изображал тигра, а вы умеете изображать разных животных? Я раздам вам карточки, на которых указано животное или птица, которое надо изобразить (Тигр рычит, у него своеобразная походка, повадки; обезьяны визжат, дурачатся, почесываются, водят хоровод и т.д.)».


«Войди в образ» – по условию этой игры ученик должен пройти по «сцене», сесть на стул, а затем встать и пройти в образе того или иного человека: охающая, недоумевающая, оглядывающаяся старуха, Симка Симаков, притоптывая и приплясывая, вокруг воткнутой в землю палки гордо пел песенку и т.д. («Тимур и его команда»).

2.Игры и задания на развитие культуры и техники речи.

Упражнения и игры из этого раздела должны научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь ярче и выразительнее, образнее.

К таким играм из нами указанных мы выделим: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон».

«Фраза по кругу» – выбирается простая фраза, например, «Улетают птицы в дальние края, вот наступит время, улечу и я» (Цвет ветра). Необходимо произнести эту фразу с разной интонацией: удивления, безразличия, радости, восторга, жалости, сожаления, вопросительной, восклицательной и т.д. Тот, кто не смог найти новую интонацию, выбывает. Затем - другая фраза.

«Испорченный телефон» – класс делится на команды, каждой из которых вручается по карточке со скороговорками. По сигналу первый читает скороговорку и передает следующему. Побеждает команда, передавшая скороговорку быстрее и без искажений (Милая Мила мылась мылом. Архип осип, Осип охрип. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пироги).

К упражнениям данного разряда можно отнести также «Животные в цирке», «Артисты пантомимы: вещь», т. к. в этих играх также участвует речевой аппарат (изображение голосом присущих объекту звуков), импровизации как комплексные игры.

3. Общеразвивающие игры.

Данные игры способствуют развитию всех необходимых в драматизации умений, способностей, психических процессов и проч. Например, различные импровизации, экспромты и т.д. (к играм названного разряда можно отнести практически все применяемые на уроках), способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, творческой активности, воображения и фантазии, смелости и находчивости, умения согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой адаптации в коллективе, в новых условиях, успешной учебе в школе - за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.



Назовем некоторые из этих игр.

«Фраза по кругу». «Испорченный телефон».

Данные игры целью имеют развивать внимание, память, согласованность действий, владение речевым аппаратом, интонацией, тембром, темпом речи.

«Войди в образ», «Животные в цирке».

Помимо указанных целей эти игры направлены на развитие способности взаимодействовать с партнерами, пластику движений, умение «чувствовать образ, в который входишь».

Следует указать, что, скорее всего и остальные игры, так или иначе, помимо основной своей цели имеют смежные, сопутствующие, и поэтому достойны называться общеразвивающими.

По количеству участников все игры делятся на индивидуальные задания, групповые игры, коллективные.

Индивидуальные задания. К ним относятся: «Войди в образ», «Изобрази животное или птицу».

Групповые игры. Включают: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», «Артисты пантомимы», а также игры:

«Окно». Участвует два ученика. Детям предлагается представить, будто меду ними окно из толстого стекла, через которое не проходят звуки. Дети хотят что-то сказать товарищу (заранее решить, что будет сообщаться партнеру). Для этого партнеры могут артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. партнер должен понять и ответить.

«Зеркало» – представить ситуацию: артисты гримируются перед зеркалом. Встают парами, лицом друг к другу. Один из участников – артист, другой – зеркало. «Зеркало внимательно следит за действиями артиста и повторяет их зеркально. Важно предугадать каждый жест. Артист может: надевать парик, подводить брови, красить ресницы, губы и т.д.»

«Театр-экспромт» – к уроку, посвященному рассказу «Великая польза трудолюбия» Новикова. Читается текст вслух, выразительно 1-2 раза. Распределяются роли. исполнители приглашаются на сцену. Рассказчик произносит текст, несущий информацию о действиях героев. Герои поступают в соответствии с сообщаемым.

Коллективные игры, т.е. те, в которые может быть включен весь класс, представлены: «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», разные инсценировки 14.

Отечественный психолог А. Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности 15.


Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

2.2Роль игр-драматизаций в формировании эстетического воспитания младших школьников

Театрализованная игра драматизация эффективно используется в организации внеурочной работы в школе. Закономерности, принципы, критерии и программно-методическое обеспечение игрового взаимодействия в детских объединениях исследованы Ю.В. Колчевым, Н.М. Колчевой, И.И. Фришман и Н.Е. Щурковой. В соответствии с методикой индивидуальной проблематизации выделяются четыре базовых положения, отмеченные исследователями Н.П. Аникеевой и И.И. Фришман:16

1. Рефлексия как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности.

2. «Инфантилизация» как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими, снимающие определенные поведенческие и эмоциональные стереотипы.

3. Эмпатия как способность чувствовать игровые состояния других людей, эмоциональная идентификация с другими.

4. Креативность как способность находить оптимальный путь достижения поставленной цели, действуя нестандартно, оригинально, создавая творческую атмосферу.

Основные функции театрализованной игры в процессе обучения искусству в школе мы видим в следующем: в содействии эстетическому освоению действительности; в формировании ценностных ориентаций к искусству; в обогащении эмоциональной сферы учащихся; в активизации творческих процессов; в развитии художественно-творческих способностей; в создании особой «игровой атмосферы» урока или внеклассного мероприятия.

Особенностью игры-драматизации является ее синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой). В играх драматизациях используются диалоги, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка, чем разнообразнее его впечатление об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие. Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). В трудах А.Н.Леонтьева рассматривается развитие игры-драматизации, главным признаком которой является: во-первых, то, что они воспроизводят лишь типичные действия изображаемого персонажа; это не непосредственное подражание и имитация, а скорее свободное творческое построение, отталкивающееся от тех или иных исходных представлений ребенка. Во-вторых, важным для развитой игры-драматизации является не просто то, что ребенок изображает, играя роль, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к продуктивной эстетической деятельности с характерным для нее ведущим мотивом воздействия на других людей.


Все сказанное позволяет сделать вывод, что театрализованная игра-драматизация как реальность художественной культуры необычайно важна для учащихся. Как социокультурный феномен педагогики и культуры данная игра выступает самодостаточной, универсальной формой художественно-игровой деятельности, которая, удовлетворяя художественные интересы учащихся, активно влияет на их эстетическое воспитание, творческое развитие, стоит на равных с учением, трудом, общением, являясь их творческим корреспондентом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Эстетическое воспитание важно развивать в ребенке с самого детства, так как развитые эстетические качества в детском возрасте служат основой будущих качеств человека.

Предмет исследования игры-драматизации, как средство формирования нравственных ценностей был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка эстетической сути тех или иных ценностей.

Содержание игры – драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что:

− добиться развития эстетических качеств ребенка можно лишь учитывая его возрастные особенности. В этот возрастной период ребенок открыт к изучению нового, эмоционально отзывчив, восприимчив.

− существует множество различных форм и методов развития эстетических качеств у ребенка. Нужно помнить, что успешное развитие этих качеств происходит лишь при комплексном применении форм и методов. При соблюдении этих правил у ребенка можно сформировать высокий уровень эстетических качеств.

– игра, какой бы она не была умственной или физической, необходима для эстетического воспитания младших школьников. Именно правильно организованная игра всегда сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, игры-драматизации, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством игры воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.