Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о русской литературе о детях и для детей как явлении духовной культуры 2й половины xix начала xx в..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.3.

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о русской литературе о детях и для детей как явлении духовной культуры 2-й половины XIX – начала XX в.; формирование умения применять их; формирование умений проводить сравнительный анализ художественного произведения.

Задание 1. Прочитайте сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого. Сопоставьте сказку А.Н. Толстого с «пересказанной» им книгой Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» и сделайте вывод об идейно-художественном своеобразии «Золотого ключика...». Докажите воспитательную ценность сказки.

В начале 20 века эта удивительная сказка вышла в свет. Но до этого знаменательного момента ее путь был  долог и тернист. Сначала А.Н. Толстой намеревался всего лишь перевести знаменитую итальянскую сказку, но, увлекшись, решил, что будет непростительно ее не дополнить своими собственными мыслями и фантазиями. В результате этих дополнений писателя получилось абсолютно новое, самобытное и многогранное произведение.

В 1935 году автор, наконец, презентует своим маленьким и взрослым читателям новый вариант истории приключений деревянной куклы. Если сравнивать «Золотой ключик» с оригиналом, то можно заметить, что немного сходства осталось с последним. Обновленная сказка полна приключений, но и не лишена морали, которая преобладает в первоисточнике, делая от переизбытка нравоучений его более скучным и сухим. Легкий моральный подтекст все же писатель позволил, и предназначен он, конечно, для взрослого читателя, тогда как малышам можно просто с головой окунуться в удивительные приключения деревянного мальчика и его друзей. 

Простой сюжетный замысел

Все помнят, как одинокий и старый папа Карло решил себе на потеху из сухого полена выстрогать куклу. А он, нужно отметить, плотником был знатным. Потому деревяная кукла получилась замечательная и очень ладная. Вот только нос у нее оказался немного длинным. И вот когда папа Карло решил его немного укоротить, кукла неожиданно ожила и заговорила. Так на свет и появился Буратино – один из главных героев одноименной сказки. С этого момента начинаются удивительные приключения деревянного мальчика. Абсолютно простая на вид история обросла и стала в итоге литературным «слоеным пирогом».


А.Н. Толстой и здесь не изменил своему фирменному стилю. Его умение создавать многослойность в произведениях сделало сказку только интереснее. Название «Золотой ключик, или Приключения Буратино» взято не спроста. На первых порах кажется, что главным героем является Буратино, но, путешествуя по произведению, можно понять, что здесь нет главного и второстепенного героев. Все сказочные персонажи играют главные роли. Не будь одного сколько-нибудь значимого, и данная история окажется абсолютно неполной. Главное зло представлено в данном произведении в виде колоритного Карабаса Барабаса, который является директором кукольного театра, а также его хитрого товарища Дуремара.

Ложь и жадность во всех своих проявлениях олицетворяют кот Базилио и лиса Алиса. Отвагой и преданностью отличается пудель Артемон. Плаксивый, нерешительный и вечно грустный Пьеро из-за своей неразделенной любви к голубоглазой и требовательной Мальвине также является одной из ключевых фигур данного произведения. Доброту и мудрость источает старая трехсотлетняя черепаха Тортилла, которая и помогла Буратино отыскать золотой ключик. А самым трудолюбивым оказывается папа Карло. В сказке происходит нелегкая борьба героев за заветный золотой ключик. Вот здесь интересно, чем он является для каждого отдельного героя. 

Что находится за холстом в каморке бедного папы Карло? Воображение каждого рисует именно то, чего он сам желает. Карабас Барабас и его свита решили, что этот ключик – путь к несметным богатствам. Для Буратино и его друзей – это дорога в лучшее будущее, где нет злобы и несправедливости. Где все равны, свободны и одинаково счастливы. Все просто и понятно даже маленькому читателю. Нельзя быть счастливым, не имея любви и друзей, а только лишь одно богатсво.

Композиционная постановка произведения

Самыми простыми приемами автор произведения добивается симпатии читателей к «добрым силам». Показывая, как живут куклы в театре Карабаса Барабаса, как он их угнетает, и их каждодневные вынужденные страдания, писатель настраивает на негативное отношение к директору театральных кукол. Толстой повествует о нелегкой социальной жизни данных персонажей. Из этого следует, что сказка вполне может быть и повестью. Дети забывают, что читают именно вымышленное произведение и сильно сопереживают несчастным персонажам. Да и сам автор называет произведение повестью-сказкой. Здесь есть четкая градация героев положительных и отрицательных. Единственный, кто все же неоднозначен, это Буратино.



Этого персонажа Толстой создал именно таким, чтобы привлечь внимание и взрослого читателя. Психологический портрет рисует героя с полярными качествами в характере. Буратино вначале хулиган и неряха, неуч и хам, но он старается измениться. Пройдя через трудности, он учится быть другим, и в итоге у него это получается. Буратино становится положительным героем уже однозначно. Хотя дети его воспринимают таковым сразу. Их детский ум еще не способен отличить обычное хулиганство от безрассудной смелости, для детей это одно и тоже. Взрослые же понимают, что с помощью образа деревянного мальчика, автор как бы говорит, что мир несовершенен, и идеальных людей не существует даже в сказках. Что все может измениться к лучшему. Главное - нужно очень захотеть.

Зло не бывает абсолютным

В произведении отрицательные персонажи достаточно комичны. Хитрые лиса Алиса и кот Базилио в итоге остаются ни с чем. Получается, что они сами себя перехитрили. Карабас Барабас тоже не добрался до заветной двери. И это хорошо. Жесткое неприятие отрицательных персонажей сказки  несет дополнительную негативную нагрузку на детские души. Заставляет малышей бояться.

Писатель это понимает. Ведь всегда должен быть шанс и у плохого персонажа стать немножко лучше. Поэтому в данном произведении нет сцен, от которых малыши могут расстроиться. Сказка-повесть получилась легкая, ироничная, добрая. Писатель ярко показал, как плохо быть жадным и трусливым, лживым и глупым. Но все это рассказывается в игровой форме. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» несет много позитива и миролюбивого отношения к окружающим. Нет ни смерти, ни насилия. Карабас Барабас только размахивает своей плеткой, но на самом деле не бьет несчастных кукол. Кот Базилио и лиса Алиса лишь комично подвешивают Буратино на дереве. А когда Карабас Барабас гоняется за ним, то он только запутывается бородой о дерево, и бьется о него своим лбом, набивая шишку.

И в самом деле, в сказке никто существенно не пострадал, разве что холст, за которым находилась потайная дверь и который пришлось разрезать. После прочтения от такого произведения остается приятное послевкусие. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» дарит надежду, что все будет хорошо и добро обязательно победит зло. А все будут жить счастливо, и даже «плохиши» из одноименной сказки. Ведь добро очень заразительно.


Многие поколения выросли на этой замечательной сказке. Она не раз была талантливо экранизирована. Бессмертие ее заключается в том, что сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» пропагандирует настоящее добро, без кулаков. Ну, а зло в ней больше комичное, чем вредоносное. Она является очень светлым произведением, несущим простые идеалы человеческой душе. Ее будут читать и последующие поколения малыше и их родителей. 

Задание 2. Познакомьтесь с повестью-сказкой Л.Лагина «Старик Хоттабыч». Проанализируйте произведение по плану:

- природа конфликта в произведении;

- источник комического и его отражение в произведении;

- реальность и фантастика (приведите примеры);

- образы детей в сказке, характеристика главного героя.


Считаете ли вы целесообразным включение названной сказки в детское чтение сегодня?

«Старик Хоттабыч» читательский дневник

«Старик Хоттабыч» – веселая, увлекательная и поучительная история о том, как простой советский школьник отыскал бутылку с джинном и подружился с ним.

Краткое содержание «Старик Хоттабыч» для читательского дневника

ФИО автора: Лагин Лазарь Иосифович

Название: Старик Хоттабыч

Число страниц: 260. Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч». Издательство «Самовар». Москва. 2012 год

Жанр: Сказочная повесть

Главные герои

Волька Костыльков – семиклассник, умный, любознательный, порядочный и принципиальный мальчик.

Старик Хоттабыч – могущественный джинн, добрый волшебник.

Женя Богорад – пионер, лучший друг Вольки.

Омар Юсуф – брат Хоттабыча, злой, коварный и хвастливый.

Сюжет

Однажды простому советскому пионеру Вольке Костылькову невероятно повезло – во время купания в озере он достал со дна древний кувшин с джинном по имени Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. После освобождения от многолетнего заточения в кувшине джинн поклялся мальчику в верности, и с этого момента в Москве стали происходить удивительные вещи.

Старик Хоттабыч искренне хотел помочь своему юному владельцу, однако огромная пропасть между восточным джинном из древних времен и советским мальчиком давала о себе знать. В результате оба героя постоянно попадали в забавные ситуации. Например, на уроке географии Хоттабыч поразил учителей своими «познаниями», рассказав о муравьях величиной с собаку и о том, что Земля имеет форму плоского диска. Чтобы попасть на вечерний сеанс кино для взрослых, джинн наградил Вольку большой бородой, а его приятеля Женю Богорада отправил в далекую Индию, чтобы он никому об этом не рассказал. В результате за мальчиком пришлось лететь на ковре-самолете и спасать от воинственных индусов.


Однажды, во время путешествия на пароходе, Женька нашел старинный кувшин, и выпустил на волю родного брата Хоттабыча – Омара Юсуфа. Несмотря на то, что джинны были братьями, они разительно отличались друг от друга. Так, Гассан был добрым и любознательным, в то время как его братец отличался жестокостью и себялюбием. Хоттабычу пришлось спасать Женьку от гнева Омара, и ему пришлось отправить брата в космос. Также он понял, насколько отстал от современной жизни, и решил учиться. Волька и Женька стали учиться на одни «пятерки», чтобы передавать свои знания другу-джинну, который превратился в старательного ученика.

План пересказа

Главная мысль

Человек своими руками способен сотворить такие чудеса, которые будут не под силу ни одному волшебнику.

Чему учит

Учит быть смелым, решительным, открытым для новых знаний. Также учит всегда помогать тем, кто попал в беду, и заступаться за слабых.

Отзыв

Поведение Вольки заслуживает большого уважения – он помогает джинну приспособиться к новой жизни, объясняет, как важно совершать добрые дела. Под влиянием мальчика начинает меняться в лучшую сторону и сам джинн.

Задание 3. Выполните литературно-художественный анализ произведений писателя А.П.Чехова «Мальчики», «Детвора», «Событие», «Гриша». 

В 80-е годы XIX века А.П.Чехов создал более двадцати рассказов, главными персонажами которых являются дети. В них мы встречаем маленьких героев, начинающих осваивать сложный мир человеческих отношений, страдающих из-за жестокого отношения к ним взрослых.

Чехов часто изображает детей существами страждущими или угнетенными и подневольными. В своих рассказах он описывал то, что хорошо знал и наблюдал. Чеховские дети-герои вызывают у читателя грусть, боль и тоску.

«В детстве у меня не было детства», — говорил писатель. Своих братьев и себя он называл «маленькими каторжниками», имея в виду работу в лавке, родительские наказания, деспотизм отца. Но такая жизнь не омрачила его души, напротив, возбудила жажду любви к жизни и людям.

Рассказы Чехова о детях можно разделить на два аспекта: 1) как своими глазами воспринимает мир ребенок и 2) восприятие детского мира взрослыми. Чехов строит свои рассказы на столкновении детского сознания с миром взрослых, чужим и непонятным. В одних произведениях оба мира как бы пересекаются. События изображены таким образом, что их видят и взрослый, и ребенок. В других произведениях мир изображен так, что маленький человек находится целиком в его восприятии.