Файл: Основные пожарные и аварийноспасательные автомобили целевого применения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
ПЛАН - КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой младшего начальствующего состава ПСЧ по пожарной и аварийно-спасательной технике
Тема: «Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения ».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время 2 (ч.)
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний по классификации, видам и назначению, а также принципам работы специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.
Литература, используемая при проведении занятия:
- ГОСТ Р 53248-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей;
- Приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737 «Руководство по организации МТО Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
- Учебное пособие Пожарная техника 2007 г. В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев;
- пожарный сайт fireguys.ru; интернет ресурсы.
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
Опросить л.с. по предыдущей теме. Довести тему, цель и метод проведения занятия. Вопросы:
-
Дать определение ПА общего применения -
ТТХ АЦ-5.0-40(43253)22ВР
Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ на пожаре. В зависимости от назначения и характера выполняемых работ на пожарах специальные пожарные автомобили можно условно разделить на две группы: обеспечения управления тушением пожара (штабные) и обеспечения боевых действий (автолестницы, аварийно-спасательные автомобили, автомобили газодымозащитной службы рукавные автомобили и др.).
-
Основная часть занятия – 35 мин.
2.1АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.
М ашины пожарные первой помощи предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного инструмента и другого специального оборудования, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара до подхода основных сил и средств. Подача огнетушащих веществ: При подаче ствола высокого давления пожарный №1 открывает насосный отсек, снимает рукавную катушку с фиксатора прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и подает воду в рабочую линию. В случае подачи воздушно механической пены пожарный №1 открывает насосный отсек, устанавливает пенный насадок на ствол, снимает рукавную катушку с фиксатора, прокладывает рукав высокого давления в указанном направлении и работает со стволом. Пожарный № 2 располагается в 2-3 метрах от рукавной катушки и оказывает помощь в прокладке рукавной линии. Водитель производит включение насоса(мотопомпы, в зависимости от комплектации автомобиля) и открывает кран подачи пенообразователя, подает раствор в рабочую линию. Охрана труда: К эксплуатации могут быть допущены те лица, которые прошли курс обучения по соответствующе программе и получившие свидетельство установленного образца. В процессе эксплуатации запрещается
Тактико-техническая характеристика АПП-0,5-5(2705)мод.008ПВ
Тактико-техническая характеристика АПП-1,0-40/4(5301)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 .2.АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ПЕННОГО ТУШЕНИЯ. Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара. Тактико-техническая характеристика АЦП-40(130)63Б Наименование параметра Показатель Базовое шасси ЗИЛ-130 Колесная формула 4 х 2 Полная масса 9600 кг Габаритные размеры: Длина 7200 мм Ширина 2500 мм высота 3200 мм Двигатель: тип мощность карбюраторный 150 л.с. Число мест боевого расчета 7 человек Максимальная скорость 80 км/ч Емкость цистерны для пенообразователя 2100 литров Насос пожарный: • тип • модель • расположение центробежный одноступенчатый ПН-40УВзаднее Номинальная подача насоса: • при напоре 100 м.вод.ст. 40 л/с Номинальный напор на выходе насоса: 100 + 5 м. вод. ст. (10 + 0,5 ат.) Уровень дозирования пенообразователя корректируемый Производительность пеносмесителя,м3/мин 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м 80 Наибольшая геометрическая высота всасывания 7,5 м Время всасывания с высоты 7,5 м не более 40 с Рукава напорные Ø 77 мм, длиной 20 м, шт. 10 Рукава напорные Ø 51 мм, длиной 20 м, шт. 10 Основные тактические возможности отделения на автоцистерне с пенообразователем АЦП-40(130)63Б Время работы воздушно-пенных стволов и пеногенераторов, мин.: 1 ствол СВП-4 72 мин. 2 ствола СВП-4 36 мин. 3 ствола СВП-4 24 мин. 4 ствола СВП-4 18 мин. 1 ствол ГПС-600 97 мин. 2 ствола ГПС-600 48,5 мин. 3 ствола ГПС-600 32 мин. 4 ствола ГПС-600 24 мин. 5 стволов ГПС-600 19 мин. 1 ствол ГПС-2000 29 мин. Возможная площадь тушения воздушно-механической пеной, м2: 1 ствол СВП-4 [Is= 0,1 - 0,15 л/(см2)] 80-53 м2 2 ствола СВП-4 [Is= 0,1 - 0,15 л/(см2)] 160-106 м2 5 стволов СВП-4 [Is= 0,1 - 0,15 л/(см2)] 400-266 м2 1 ствол ГПС-600 [Is= 0,05 - 0,08 л/(см2)] 120-75 м2 2 ствола ГПС-600 [Is= 0,05 - 0,08 л/(см2)] 240-150 м2 5 стволов ГПС-600 [Is= 0,05 - 0,08 л/(см2)] 600-375 м2 1 ствол ГПС-2000 [Is= 0,05 - 0,08 л/(см2)] 400-250 м2 Возможный объем тушения пеной средней кратности, Кз=3, м3: 5 стволов ГПС-600 600 м3 1 ствол ГПС-2000 400 м3 2.4 МАШИНЫ ПОЖАРНЫЕ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ. М ашины пожарные комбинированного тушения предназначены для тушения пожаров несколькими видами огнетушащих веществ и служат для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащих веществ, подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. ПОКАЗАТЕЛИ .АВТОМОБИЛЬ КОЛЮИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРНЫЙ АКТ-1/1-40 (4320) ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕХАРАКТЕРИСТИКИ Марка шасси УРАЛ-4320 Колёсная формула бхб.1 Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. 3 Вместимость пенобака, м 1,15 Масса вьшозимого порошка, кг 900 Марка насоса нет данных Максимальный расход через лафетный ствол, л/с воды нет данных водного раствора пенообразователя нет данных Максимальный расход порошка через лафетный ствол, кг/с нет данных Полная масса, кг 13500 2.5 АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ АЭРОДРОМНЫЕ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автомобили пожарные аэродромные предназначены для несения пожарно-спасательной службы непосредственно на взлётно-посадочной полосе (ВПП) аэродромов, тушения пожаров самолёта и проведения работ по эвакуации пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию. Они служат для доставки к месту аварии самолёта боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и подачи в очаг пожара огнетушащих веществ. Ликвидация горения может осуществляться как при движении ПА, так и при стоянке. Для подготовки ПА к ликвидации горения включить привод пожарного насоса и масляного насоса гидропривода, после чего плавно включить сцепление. Эти манипуляции категорически запрещается делать при движении ПА.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5 АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ ГАЗОВОГО ТУШЕНИЯ А втомобили пожарные газового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса газового огнетушащего состава и подачи газового огнетушащего состава в очаг пожара.
2.6АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПАСАТЕЛЕЙ Аварийно-спасательные машины подразделений спасателей предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента, а также для обеспечения проведения спасательных и неотложн-восстановительных работ при ликвидации указанных ситуаций. 3.Охрана труда при проведении боевого развертывания При проведении боевого развертывания запрещается: - начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля; - использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций; - спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций; - одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте; - находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.; - переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов; - поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой; - подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту. Вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав. Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников. Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов. При использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом. При этом следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги. В случаях угрозы взрыва, при боевом развертывании прокладка рукавных линий личным составом подразделений ГПС осуществляется перебежками, переползанием, используя имеющиеся укрытия (канавы, стены, обваловки и т.д.), а также с использованием средств защиты (стальные каски, сферы, щиты, бронежилеты), под прикрытием бронещитов, бронетехники и автомобилей. Ручные пожарные лестницы должны устанавливаться так, чтобы они не могли быть отрезаны огнем или не оказались в зоне горения при развитии пожара. При перестановке ручных пожарных лестниц необходимо предупреждать об этом поднявшихся по ним для работы на высотах, указать новое место их установки или другие пути спуска. Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация. Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещается бортовыми, габаритными или стояночными огнями. |
-
Заключительная часть – 5 мин.
Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________ _________________________
Руководитель занятия: