Файл: Суверенитет народа и суверенитет государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Доклад на тему:
«Суверенитет народа и суверенитет государства»


Данную работу выполнил

ученик 10 класс школы № 1 имени

Л. Поземского Листов Иван

Руководитель: Герасимова Юлия Валерьевна

Проблема суверенитета народа и суверенитет государства в настоящее время является одной из наиважнейших и обсуждаемых.

Данная проблема возникает вследствие процесса глобализации и развития внешнеэкономических, политических связей.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Из-за того, что в современном мире происходит процесс глобализации, понятие «суверенитет» теряет свое значение, потому что на данный момент многие государства взаимно подчиняются. Примером здесь может послужить то, что крупные страны державы подчиняют себе небольшие государства через экономическую зависимость, но несмотря на это многие страны все равно пытаются сохранить свой суверенитет, чтобы избежать государственного насилия других стран.

Для полного функционирования суверенитета, ему необходима защита. Механизм защиты включает в себя методы, формы, объект, показатели из-за которых причиняется вред суверенитету. Проблема суверенитета так же возникает из-за ненадлежащего формирования социального института, поэтому, как только начнет полностью и правильно формироваться социальный институт, то будет укрепляться и суверенитет государства.

Если обратиться к конституциям современных государств, можно заметить, что в них законодательно закреплен характер государственного суверенитета как производного от суверенитета народа. Необходимо рассмотреть и этот подход к понятию. Обратимся к Конституции Российской Федерации. Носитель суверенитета и единственный источник власти – многонациональный народ
1.

В Конституции Франции закреплено, что национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума. Конституция Италии гласит, что суверенитет принадлежит народу, осуществляющему его в установленных конституцией формах и пределах2.

Таким образом, суверенитет – сущностное свойство государства, охрана и защита которого является обязанностью государственной власти.

Существует мнение, в соответствии с которым суверенитет применим только к тому государству, которое имеет большое значение в жизни человека3. Другими словами, государство и суверенитет – это понятия, которые лишь «обслуживают потребности прежних времен»4. Государство суверенно только тогда в случае исполнения воли народа (гарантия прав и свобод человека и гражданина), воплощения на практике принципов демократии5. Конечно, это сложно признать несправедливым или антигуманным, но автор считает, что это определение узконаправленно. В настоящее время нельзя говорить о полной демократизации всех существующих государств; есть страны с авторитарным и тоталитарным режимами, которые невозможно признать государствами, не имеющими признаков суверенитета. В ХХI веке, в эпоху государств разных типов нельзя говорить о наличии черт суверенитета у государств определенной формы и отсутствия таковых у других. Суверенитет – это определяющий признак государства, его сущность, несмотря на то политическое устройство, которое закреплено в нем.

Таким образом, говоря о суверенитете, нельзя подразумевать полной фактической или материальной независимости государства от иных стран. Практически каждое современное государство находится в центре международного взаимодействия, которое с каждым годом становится теснее

В настоящее время сложно сказать о полной обособленности каких-либо государств. Но это не свидетельствует об ограничении государственного суверенитета. В условиях растущей взаимозависимости современных государств изменяется понятие государственного суверенитета и представления о нем. В результате процесса передачи части суверенитета на надгосударственный уровень государственный суверенитет понимается как универсальная компетенция, которую государство может определить и по своему усмотрению признать тот или иной ее объем достаточным для самостоятельной деятельности

, а остальное – передать вышестоящим организациям.

В настоящее время одним из наиболее острых вопросов, касающихся государственного суверенитета, является его ограничение и отношение к праву нации на самоопределение, которое, с одной стороны, гарантируется Декларацией о принципах международного права от 24 октября 1970 года № 2625 (XXV), а с другой стороны, субъекты федерации не обладают правом на выход из состава федерации в одностороннем порядке.

Вопрос об ограничении суверенитета часто возникает, когда страны присоединяются к международным (интеграционным) образованиям, международным договорам и соглашениям. Однако эти процессы не ограничивают суверенитет государства, так как именно передача части юрисдикции его органов надгосударственным (наднациональным) организациям происходит на добровольной основе, и это отражается в верховенстве государства; юрисдикция наднациональных органов определяется только государствами, решение о создании наднационального органа или о вхождении в него, о передаче ему части компетенции принимается суверенным государством; государства, делегировавшие часть своих полномочий, участвуют в их реализации и осуществляют контроль за тем, как осуществляются эти полномочия. В данном случае правильнее сказать, что речь идет не об ограничении суверенитета страны, а отдельных суверенных полномочий, основой которых является суверенитет.

В качестве примера можно привести Союзное государство Беларуси и России, созданное в соответствии с Договором и Уставом этого государства. Эти международно-правовые документы стремительно претерпевают изменения создавая при этом правовые основы для большего сближения двух государств в области экономики, финансов, валюты, законодательства, обороны и безопасности, внешней политики, гражданства, а также создания единого территориального пространства. Созданы совместные представительные и исполнительные органы государства, существует самостоятельный бюджет, предусмотрено гражданство союзного государства при сохранении национального гражданства, что предоставляет дополнительные права и свободы, а также определенные обязанности. Союзное государство международной правосубъектностью. Однако, несмотря на сближение двух государств, остро ставится вопрос о сохранении суверенитета как Республики Беларусь
, так и Российской Федерации. Таким образом, тезис о невозможности ограничения суверенитета является дискуссионным6.

В современном мире государство должно уважать права и свободы человека и гражданина, заботиться об осуществлении своего суверенитета народом и нациями, проживающими на его территории, учитывать интересы других суверенных государств в межгосударственных отношениях, совместно решать мировые проблемы. Ранее такие требования не предъявлялись к суверенитету страны.

Хотя глобализация приводит к существенным изменениям в роли государств, тем не менее, они остаются важнейшими элементами международной системы, а суверенитет государства – ее стержнем.

Право нации на самоопределение признается на международном и национальном уровне, но реализовать его на практике довольно сложно. Можно даже сказать, что это право является началом разрушения государства и нации, поэтому оно должно использоваться только на основе разрешительной системы. В 1992 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, Б.Б. Гали сказал, что «В случае, если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет претендовать на государственность, то не будет предела фрагментации, и глобальный мир, безопасность и экономическое благополучие станут еще более труднодостижимыми»7. В связи с реализацией права нации на самоопределение возникает вопрос о соотношении его с принципом территориальной целостности и, следовательно, государственным суверенитетом, элементом которого указанный принцип является.

Принципы права нации на самоопределение и территориальную целостность закреплены в равной по юридической силе актах, но это вовсе не означает, что они являются взаимоисключающи или противопоставляются друг другу. Это противоречило бы положениям Венской декларации и Программе действий Всемирной конференции по правам человека от 25.06.1993 года, в которых все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными. Генеральной ассамблеей ООН отмечалось также, что развитие и защита одной категории прав не могут использоваться в качестве предлога или оправдания для освобождения государства от развития и защиты других прав.

Для преодоления противоречия между правом нации на самоопределение и государственным суверенитетом возникла идея «внешнего» и «внутреннего» самоопределения. На конференции экспертов из России, США и Западной Европы в Москве (2000 г.), Санта-Кларе (2001 г.), Гааге (2001 г.) констатировали, что цели сохранения культуры, традиций и образа жизни народов можно достичь путем «внутреннего» самоопределения посредством развития и укрепления местного самоуправления и децентрализации власти, формирования административно-территориальной автономии, разделения властей между центром и регионами
8.

Таким образом, государственный суверенитет и право нации на самоопределение должны осуществляться согласованно и в соответствии с принципом наивысшей ценности прав человека. При принятии решения о наилучшем балансе между правом нации на самоопределение и государственным суверенитетом необходимо учитывать все факторы: исторические, культурные, социальные, экономические и политические. Если в одном случае нация осуществила свое право на самоопределение посредством образования нового государства, это не означает, что в другом случае по отношению к другой нации необходимо принимать аналогичное решение.

Следует также сказать, что в современном мире проблема государственного суверенитета, его ограничения, реализации права наций на самоопределение остается актуальной и целесообразно было бы выработать общие критерии на международном уровне.

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/

2.Федерации: офиц. текст: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. http: //www.pravo.gov.ru

3.О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [федер. конст. закон: одобрен Гос. Думой 27 октября 2020 г.: по состоянию на 9 ноября 2020 г.] // СЗ РФ. – 2020. – № 46. – Ст. 7196.

4.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах РФ», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // Российская газета. – 2015. – № 163.