Файл: Государственная антимонопольная политика понятие, принципы, цели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

Тема: Государственная антимонопольная политика: понятие, принципы, цели.

Содержание

Введение

1. Монополия, основные понятие и виды  

2. Понятие и цели государственной антимонопольной политики

3. Антимонопольное регулирование: исторические этапы развития и подходы к определению роли государства 

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена ​​тем, что в условиях после кризисного периода, крайне сложных для существования бизнеса, компании сплачиваются, объединяются или одна компания поглощается другой. Взаимосвязь явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно на попытку многих фирм найти спасение от кризисных шоков в монополистической практике. Неслучайно монополии в экономической литературе часто называют детьми кризиса.  

Таким образом, монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

С другой стороны, количество негативных факторов в существовании монополий намного больше, и первый из них - это практика формирования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительную прибыль для монополистов и в то же время возлагают на потребителя своего рода дань в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам выше, чем на конкурентном рынке. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Чтобы укрепить эту позицию, монополисты создают искусственный дефицит товаров и услуг.     

В связи с этим возрастает роль государственной антимонопольной политики, которая состоит из комплекса мер, направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции между производителями.

1. Монополия, основные понятие и виды

Монополия - явление сложное, многогранное, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход.

Следовательно, основным признаком образования монополии (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность, в одиночку или вместе с другими предпринимателями, ограничивать конкуренцию на рынке за конкретный продукт. 


Существует два способа создания монополий: путем капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время значительно преобладает последний метод. 

Самый важный аспект монополий связан с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Растущая концентрация производства и капитала постоянно подчеркивает необходимость усиления роли банков, вынуждая промышленные компании искать прочные связи с банками для получения долгосрочных ссуд, открытия ссуд в случае изменения экономических условий. Банки от простых посредников до мощных сталелитейных монополий. Это означало формальное создание всеобщего распределения средств производства. Но содержание этого распределения является частным, то есть в соответствии с интересами монополистического капитала. Слияние банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.     

Важной характеристикой монополий второй половины ХХ века является их выход на международную арену не только в торговле, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, то есть трансформация национального монополия на транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно растет: в середине 1980-х их доля в общем валовом продукте развитых стран достигла 1/3, в мировом экспорте - 40%, а в обмене технологиями - 80%. Некоторые ТНК по годовому обороту превышают ВВП малых государств и даже превосходят их по своей роли в мировой экономике.  

Существование монополий объясняется несколькими причинами:

Естественная монополия.  

Отдельная фирма контролирует некоторые редкие и чрезвычайно важные ресурсы либо в виде сырья, либо в виде знаний, защищенных патентом или хранимых в секрете.  

Государственное ограничение.

Монопольный рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Выпускаемая продукция уникальна (то есть продукции-заменителя нет).

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений. Более сложные формы монополистических объединений возникают, когда процесс монополизации распространяется на сферу прямого производства.



2. Понятие и цели государственной антимонопольной политики
Необходимость в обеспечении добросовестной практики и инструментов конкуренции существует уже давно. С развитием производственных отношений возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма рыночных отношений. Эта потребность удовлетворяется с начала появления специфической правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, направленной на это с целью предотвращения ограничения конкуренции и максимального использования принципа экономической эффективности. Другая часть предусматривает необходимость антимонопольной политики и наличие антимонопольного законодательства для обеспечения существования конкурентного механизма рыночных отношений и закрепления основных положений антимонопольного регулирования, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарные рынки, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Эта потребность стала удовлетворяться с появлением особой правовой формы государственного регулирования экономики.    

Антимонопольная политика основана на выводе о том, что общество несет экономические и другие убытки от вытеснения рыночной конкуренции монополистом.

Следовательно, компания получит экономическую выгоду от предотвращения монополии или облегчения прекращения ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм ведет к социально-экономическим потерям: во-первых, убытки проявляются в более высоких ценах, которые потребители должны платить за продукцию монопольных компаний, чем цены на аналогичные товары на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение монополии часто приводит к запланированному ограничению товаров и услуг для поддержания высоких цен, а это означает, что монополия приводит к неэффективному распределению ресурсов между различными секторами; В-третьих, монополия часто приводит к технической стагнации производства, ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.   

Антимонопольная политика представляет собой совокупность экономических отношений, правовых последствий и действует как средство поддержания баланса между конкуренцией и монополией со стороны государства, устанавливая официальные правила игры на рынке.


Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), направленных против монополизации производства. рынок и обеспечение развития конкуренции между производителями.

3. Антимонопольное регулирование: исторические этапы развития и подходы к определению роли государства
Антимонопольное регулирование - одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации. В разных странах антимонопольное регулирование имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. При государственном регулировании экономики ставится широкий спектр задач: они могут касаться цен, доходов, распределения прибыли, изменения макроэкономических показателей и т.д. Изучение хронологии развития антимонопольного регулирования позволяет выделить несколько этапов его становления, каждый из которых имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации политики. В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования осуществлялось в несколько этапов. Создание единой самостоятельной централизованной системы антимонопольного органа в Республике Беларусь обусловлено необходимостью защиты добросовестной конкуренции, создания цивилизованных и эффективных инструментов контроля ценообразования. Анализ и обобщение опыта реализации антимонопольного регулирования в развитых странах позволяет выделить такие основные его цели как нейтрализация монополистической власти и различных форм ее проявления, создание условий для развития добросовестной конкуренции, повышение общественного благосостояния, обеспечение устойчивого экономического роста. Основными принципами антимонопольного регулирования являются недопущение устранения конкуренции органами власти.

Достижение этих целей предполагает формирование эффективной нормативной правовой базы в области антимонопольного регулирования, принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением субъектами рынка, активизацию работы по профилактике, пресечению и
ограничению недобросовестной конкуренции, контроль за уровнем концентрации, снижение барьеров входа на рынок для новых субъектов, а также обеспечение эффективного контроля над поведением субъектов, занимающих доминирующее положение, контроль ценообразования, обеспечение защиты прав потребителей и т.д. Цель антимонопольного регулирования состоит в обеспечении условий для развития добросовестной конкуренции, создании механизма формирования цен, функционирование которого обеспечивалось бы свободой выбора и конкуренцией. Такой механизм стимулирует участников рынка находиться в состоянии конкуренции между собой и при этом руководствоваться ею для принятия своих хозяйственных решений.

Антимонопольное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов управления, противодействующую неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленную на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных правил «игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя и реализуется через комплекс экономических, административных, законодательных мер. Сохранение конкурентных структур рынка предупреждает поведение субъектов, которое может приводить к последствиям, негативным для конкуренции.

Для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить сбалансированное развитие всех подсистем общества. Ввиду того, что бизнес оплачивает ресурсы, непосредственно участвующие в производственном процессе, возникает проблема расходов на этапах разведки и создания этих ресурсов. Подобные расходы берет на себя государство.

Государство призвано обеспечить удовлетворение общественных потребностей, плата за которые экономически нецелесообразна. Например, невозможна коммерциализация деятельности пожарной команды. Население, нуждающееся в неотложной помощи при травмах, наводнениях, иных чрезвычайных ситуациях, не в состоянии заплатить за оказанные услуги по спасению. Государство обеспечивает доступ к общественным товарам, оплачивая за счет государственного бюджета их приобретение и предоставление услуг.
Заключение