Файл: Контрольная работа по дисциплине Методы принятия управленческих решений Тема Понятие проектного анализа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 605
Скачиваний: 47
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»
Тема 6. Понятие проектного анализа.
Основные стратегии выбора альтернатив решений. Основные понятия финансово-экономического анализа.
Институт непрерывного и дистанционного образования | | Студент Стариков Алексей Юрьевич |
Направление (Специальность) Экономика | | Группа ИДО ОЗБ ЭЗ-22 СБ |
Профиль / программа Экономика здравоохранения | | |
| | |
Екатеринбург
2022 г.
Содержание
Понятие проектного анализа……………………………………………………….3
Основные стратегии выбора альтернатив решений………………………………6
Основные понятия финансово-экономического анализа………………………..13 Задача по дисциплине……………………………………………………………...16 Список литературы…………………………………………………………………18
Глава 1. Понятие проектного анализа.
Проектный анализ —это анализ доходности проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от реализации данного проекта.
Практика проектного анализа позволяет обобщить опыт разработки проектов и перечислить типовые проекты. Основные типы проектов, которые встречаются, сводятся к следующим:
1. Замена устаревшего оборудования, как естественный процесс продолжения существующего бизнеса в неизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют очень длительных и многосложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативность может появляться в случае, когда существует несколько типов подобного оборудования, и необходимо обосновать преимущества одного из них.
2. Замена оборудования с целью снижения текущих производственных затрат. Целью подобных проектов является использование более совершенного оборудования взамен работающего, но сравнительно менее эффективного оборудования, которое в последнее время подверглось моральному старению. Этот тип проектов предполагает очень детальный анализ выгодности каждого отдельного проекта, т.к. более совершенное в техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно с финансовой точки зрения.
3. Увеличение выпуска продукции и/или расширение рынка услуг. Данный тип проектов требует очень ответственного решения, которое обычно принимается верхним уровнем управления предприятия. Наиболее детально необходимо анализировать коммерческую выполнимость проекта с аккуратным обоснованием расширения рыночной ниши, а также финансовую эффективность проекта, выясняя, приведет ли увеличение объема реализации к соответствующему росту прибыли.
4. Расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов. Этот тип проектов является результатом новых стратегических решений и может затрагивать изменение сущности бизнеса. Все стадии анализа в одинаковой степени важны для проектов данного типа. Особенно следует подчеркнуть, что ошибка, сделанная в ходе проектов данного типа, приводит к наиболее драматическим последствиям для предприятия.
5. Проекты, имеющие экологическую нагрузку. В ходе инвестиционного проектирования экологический анализ является необходимым элементом. Проекты, имеющие экологическую нагрузку, по своей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и потому эта часть анализа является критичной.
6. Другие типы проектов, значимость которых в смысле ответственности за принятие решений менее важна. Проекты подобного типа касаются строительства нового офиса, покупки нового автомобиля и т.д.
Основная дилемма, которую необходимо решить и обосновать с помощью финансовых критериев — какому из вариантов проекта следовать:
1) использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование, увеличивая капитальные издержки
2) приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки. На всех стадиях проекта (особенно на стадии разработки) идет анализ его основных аспектов (часто их называют направлениями анализа или просто анализом):
1. Технический анализ, задачей которого является определение наиболее подходящей для данного инвестиционного проекта техники и технологии.
2. Коммерческий анализ (маркетинговый), в ходе которого анализируется рынок сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта, т.е. сколько нужно производить этой продукции, и рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена на нее). 3. Институциональный анализ, задача которого состоит в оценке организационно-правовой, административной и даже политической среды, в которой будет реализовываться проект, и приспособлении его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент — приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.
4. Социальный (социально-культурной) анализ, во время которого необходимо исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиться благожелательного или хотя бы нейтрального их отношения к проекту.
5. Анализ окружающей среды, который должен выявить и дать экспертную оценку ущербу, наносимому проектом окружающей среде, а также предложить способы смягчения или предотвращения этого ущерба.
6. Финансовый анализ.
7.Экономический анализ.
Вывод: суть проектного анализа заключается в ответе на два простых вопроса: 1.Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
2.Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
Глава 2. Основные стратегии выбора альтернатив решений.
Альтернатива - своеобразие мышления человека, который в условиях ограниченных ресурсов неизбежно находится в ситуации выбора, какие блага производить, как и кому распределять имеющиеся блага, какие блага потреблять. Альтернатива – это выбор, который должен быть продуманным и обоснованным. Качество принимаемого решения в значительной мере зависит от способности лица принимающего решения выявить все возможные альтернативы. Нельзя выбрать конкретную альтернативу, если она не была выявлена и рассмотрена. Совершенствование способности лица, принимающего решения, расширить возможный спектр альтернатив решения проблемы доступными способами повышает вероятность принятия эффективного решения. Воображение, кругозор, способность и готовность выявлять взаимосвязи предварительно не связанных объектов и результатов содействуют творческому поведению. Такое поведение позволит выработать более широкий диапазон альтернатив решения. Необходимо, используя специальные методы активизации участников подготовки решения («мозговой штурм» и т.д.), выявить максимальное число возможных вариантов решения проблемы. Это приблизит нас к цели процесса принятия решений.
Часто, при решении открытых задач, выявление полного перечня альтернатив невозможно практически. Нахождение достаточно хорошего решения останавливает поиск на первой альтернативе, которая соответствует уровню притязаний лица, принимающего решение. При таких обстоятельствах у участников подготовки решения имеется слабый стимул подходить к делу, особенно творчески. Поэтому важной задачей руководителей является стимулирование творческого потенциала менеджеров в принятии решений, прежде всего в выработке альтернатив. Творческий потенциал играет важную роль и на других этапах процесса принятия решения.
Методы выбора альтернатив включают критериальные методы и методы экспертных оценок. В свою очередь критериальные методы различаются по количеству заданных критериев (целевой функции или функции полезности): однокритериальные и многокритериальные методы и по условиям среды: выделяют методы выбора в условиях определенности, риска и неопределенности. В настоящее время разработано множество операционных методов, позволяющих лицам и группам максимально использовать их творческие возможности в различных аспектах решения проблем и принятия решений (схема 1).
Методы выбора альтернатив
В условиях неопределенности
В условиях риска
В условиях определенности
Критерий Вальда
Предельный анализ
Матрица решений
Критерий Сэвиджа
Предельный анализ прибыли
«Дерево» решений
Критерий Гурвица
Линейное программиро-вание
Критерий Лапласа
Схема 1. Методы выбора альтернатив
Основными правилами применения методов, использующих творческий потенциал, являются следующие:
1.Отделение суждений и оценки от выработки идеи. Причиной прекращения потока идей является критическая оценка определенных идей в процессе их выдвижения. Результатом этого будет сокращение числа предлагаемых идей из-за отрицательной обратной связи в форме критического анализа выдвигаемых идей.
2.Рассмотрение всех выдвинутых идей. Другой причиной сокращения потока идей является отказ рассматривать и оценивать некоторые из выдвинутых идей. Все выдвинутые идеи, даже очевидно неосуществимые, должны рассматриваться в равной степени и оцениваться по единым критериям. Поэтому большинство методов включает в качестве существенного момента определенный способ регистрации всех идей.
3.Генерирование альтернативных вариантов решений, управляющих воздействий и т. д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур.
Главным вопросом в проведении процедуры выбора альтернативы является критерий такого выбора, в соответствии с которым задаются приоритеты в принятии управленческих решений.
К характерным для оптимального выбора альтернативного решения критериям можно отнести надежность, технологичность, оперативность, экологичность, экономичность, производительность, качество, полезность и пр.