Файл: Задание по теме Психологические причины трудностей детей в общении со сверстниками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 589
Скачиваний: 60
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 3
Задание по теме 3.1. Психологические причины трудностей детей в общении со сверстниками
Цель занятия: закрепление знаний о психологических причинах, лежащих в основе трудностей в общении дошкольников со сверстниками и взрослыми; формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 1. Определите причину трудностей дошкольников в общении со сверстниками в предлагаемых ситуациях. Свой ответ обоснуйте.
а) Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!».
Ответ:
Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.
Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.
Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.
б) Мама обратила внимание, что ее сын Миша (5 лет) охотнее играет один, чем со сверстниками, или предпочитает общество взрослых. Когда ему предлагают: «Иди, поиграй с ребятами», он отмалчивается.
Ответ:
Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них:
- неумение мальчика устанавливать взаимоотношения со сверстниками;
- неумение ребенка играть;
- возможно влияние личностных качеств, не соответствующих у данного ребенка качествам, доминирующим в компании сверстников;
- разный уровень интеллектуального, физического развития;
- неверно выбранный стиль общения мамы с сыном, например преобладание дисциплинарной модели общения.
Задание 2. Заполните таблицу «Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи». Дополните указанные в таблице причины (не менее 2-х причин).
Ответ:
Причин создавшейся ситуации может быть несколько. Среди них:
- неумение мальчика устанавливать взаимоотношения со сверстниками;
- неумение ребенка играть;
возможно влияние личностных качеств, не соответствующих у данного ребенка качествам, доминирующим в компании сверстников;
- разный уровень интеллектуального, физического развития.
Причины_непопулярности_детей_среди_сверстников_и_стратегия_психолого-педагогической_помощи'>Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия психолого-педагогической помощи
Причины | Стратегия |
Непривлекательный внешний вид ребенка | Консультирование родителей |
Негативное отношение педагога к ребенку | Анализ причин, самоконтроль педагога за проявлением эмоций |
Не сформированность игровых навыков у ребенка | Развитие игровых навыков |
Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность) | Развитие коммуникативных навыков |
Отсутствие у ребенка потребности в общении | Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребенка и родителей |
Частые болезни ребенка | Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребенком (педагог может вспоминать о ребенке во время его отсутствия, быть посредником в передаче информации между ребенком и детской группой — дети могут с помощью воспитателя написать ему письмо, нарисовать для него рисунок и т. д.). |
Задание по теме 3.2. Методы преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста
Цель: закрепление знаний о методах преодоления трудностей в общении взрослого с детьми дошкольного возраста, формирование умения использовать невербальные и вербальные средства поддержки детей.
Задание 3. Познакомьтесь с различными позициями взаимодействия ребенка и взрослого. Определите наиболее оптимальную позицию в общении с ребенком дошкольного возраста. Свой ответ аргументируйте.
Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а взрослый стоит перед ним.
Позиция 2. Взрослый стоит рядом, протянув руки к ребенку, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается.
Позиция 3. «Глаза в глаза». Глаза взрослого находятся на уровне глаз ребенка.
Ответ:
Позиция 1.
Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, – вниз, вследствие чего быстро наступает усталость. Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.
Позиция 2.
Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок – как проявление безразличия.
Позиция 3.
Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.
Задание 4. Одним из эффективных методов поддержки ребенка является активное слушание. Активное слушание предполагает «возвращение» взрослым ребенку в беседе той информации, которую ребенок сообщил взрослому, при этом обозначив его чувство.
Например: Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее малыш в слезах: «Он забрал мою машинку!». Мама отвечает: «Ты очень расстроен и рассержен на него».
Сформулируйте реплику взрослого в следующих ситуациях:
а) Отец с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам
, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку тоже не хотелось. Что должен сказать папа сыну?
б) Ребенок приходит из детского сада мрачный. Подходит к матери и говорит: «Не буду больше водиться с Сашей». Что должна сказать мама?
Ответ:
А) «Рома, — обратился он к сыну, — ты расстроился из‑за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.
Б) Мама должна сказать: Ты на него обиделся. Возможные неправильные реплики: – А что случилось? – Ты что, на него обиделся?
Почему первая фраза мамы более удачна? Потому что она сразу показывает, что мама настроилась на «эмоциональную волну» сына, что она слышит и принимает его огорчение, во втором же случае ребенок может подумать, что мама вовсе не с ним, а интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле это может быть совсем не так, и мама, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
Задание по теме 3.3. Психологические особенности дошкольников, имеющих трудности в общении: агрессивные и обидчивые дети
Цель: закрепление знаний о психологических особенностях агрессивных и обидчивых дошкольников, приводящих к нарушениям общения со сверстниками, формирование умения планировать и разрабатывать индивидуальную стратегию взаимодействия с агрессивными и обидчивыми детьми.
Задание 5.
Познакомьтесь с описанием поведения детей, систематически проявляющих агрессию:
Дима, 5,5 лет. Мама перевела Диму из предыдущего детского сада из-за своих конфликтов с воспитателями. Здесь она тоже устраивает скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, дома бьет и кусает дочь. В группе Дима бьет сверстников, отнимает вещи, грубит. Несмотря на это, дети охотно играют с ним, он придумывает игры, легко делится игрушками.
Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мама много времени проводит на работе, он часто предоставлен себе. Костя играет со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение. Он нравится детям в группе, его считают умным и веселым. Костя часто ссорится по мелким поводам, дерется, особенно, когда ему скучно. Не слушается воспитателя.
Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина. Она занята работой и поисками личного счастья, требует, чтобы дочь справлялась с проблемами сама. Катя – способная девочка, стремится к общению с воспитателем. Иногда без видимых причин она ударяет, обижает сверстников, предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то убит, подвергся нападению.
Наташа, 5,5 лет. Мама оставляла новорожденную дочь в роддоме, опеку над ней брала бабушка. Год назад она родила сына и решила вернуть дочь. Она открыто говорит, что любит только сына. От дочери требует, чтобы слушалась и не мешала. Наташа внешне спокойная, собранная, старательная. Если ей что-то не нравится, она угрожает сверстникам, может ударить. Воспитателя слушается.
1) Назовите возможные причины подобного поведения во всех 4-х случаях.
2) Предложите тактику поведения воспитателя с данными детьми в случае проявления агрессии.
Ответ:
Неправильная реакция воспитателя
Ежедневно ругать и кричать на агрессивного ребенка, наказывать, требовать не мешать, запрещать играть с другими детьми, каждый вечер жаловаться родителям.
Правильная реакция воспитателя
Немедленно останавливать агрессивные вспышки, например, с помощью экспресс-приемов. Отнестись к агрессии как к реакции на неудовлетворительные условия. Разобраться в причинах агрессии: Дима компенсирует нехватку общения, Костя агрессивен, когда скучает, а Катя и Наташа страдают от давления и пренебрежения матерей.
Рекомендации:
Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии Дима, Костя, Наташа и Катя выберут то, что у них получается.
Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».
Постарайтесь понять, какую потребность ребенок удовлетворяет, действуя агрессивно. В этом поможет таблица. В ней наглядно видно, что было до вспышки агрессии, например, воспитатель или родители наказали ребенка, заставили его поделиться своей игрушкой с другим ребенком. Что изменилось – ребенок отреагировал на наказание, проявил эмоции, выразил переживаемые чувства (обиду, злость).