Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Практическое задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое задание 1
Выполнил:
Обучающийся Туманина Екатерина Николаевна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
Практическое задание 1
Задание по теме 1.1. Задачи и виды труда детей дошкольного возраста
Цель: научиться определять задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах.
Задание 1.
Выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и определите задачи трудового воспитания дошкольников в разных возрастных группах (младшая, средняя, старшая и подготовительная группа).
Определите задачи трудового воспитания детей раннего возраста.
Задание по теме 1.2. Своеобразие и компоненты трудовой деятельности дошкольников
Цель: изучить особенности трудовой деятельности дошкольников и ее специфику в сравнении с трудом взрослых и игровой деятельностью.
Задание 2. Проанализируйте особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста в сравнении с трудом взрослых и заполните таблицу.
Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в сравнении с трудом взрослых
№ п/п | Труд взрослых | Труд детей |
Различия | ||
1 | Присутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества | отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей. |
2 | Объективная оценка результатов труда взрослого проста и может измеряться количественно. | Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. |
3 | Труд взрослого эмоциональна не окрашен и обусловлен необходимостью | Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. |
4 | Труд взрослых носит продуктивный характер. | Труд детей носит воспитывающий характер, то есть труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. |
5 | Труд взрослых, зачастую не имеет значения для физического развития | Труд детей имеет значение и для физического развития, мышечной активности, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка, совершенствуются движения, их координированность, согласованность, производительность. |
7 | Труд взрослых носит обязательный и систематический характер | Труд детей носит необязательный, ситуативный характер |
Сходства | ||
1 | в процессе труда и ребенок и взрослый испытывают истинное трудовое усилие, осознают что трудовое усилие приносит определенный результат | |
2 | И ребенок и взрослый планируют трудовое усилие и заранее прогнозируют результаты (ребенку планировать результат и процесс труда помогает взрослый) |
Задание 3. Проанализируйте особенности труда детей дошкольного возраста во взаимосвязи с игровой деятельностью и заполните таблицу.
Своеобразие труда дошкольников во взаимосвязи с игровой деятельностью
Сходства труда и игры | Отличия труда от игры |
Своеобразные манипулятивные действия осуществляются в процессе игры. Так, за словми « как будто» скрываются воображаемые трудовые операции (помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т.д.) Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, намыливая её губкой, складывает кубики на месте будущей постройки и пр. | труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет. Игра может иметь смысл и без конечного результата |
Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с водой для занятия по изо. Закончив работу, превращает подносик, которым пользовался, в руль, себя - в шофера и «едет» за розетками. Такое сочетание действий не мешает ему выполнить свои обязанности, и порицать дошкольника за это не следует. | процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата. В игре присутствует мнимая ситуация |
Задания по теме 2.1. Формы организации труда дошкольников
Цель: формирование навыков отбора содержания различных форм организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Задание 4. Разработайте содержание различных форм организации трудовой деятельности дошкольников. Для этого выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и возрастную группу (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа) и разработайте содержание возможных поручений (не менее 3) или дежурств (не менее 3).
Хозяйственно-бытовой труд в старшей/подготовительной группе.
Карточка № 1. «Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»
Цель: Учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус.
Карточка № 2. «Чистые подоконники»
Цель: Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 3. «Помогаем младшему воспитателю»
Цель: Приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Задание 5. Прочитайте педагогическую задачу.
Воспитательница, обращаясь к ребенку, говорит:
— У нашей куклы Тани загрязнилось платье, его надо постирать. Ира, кто тебе дома стирает платье?
— Мама, — отвечает Ира.
— А ты нашей кукле Тане платье постирай. Я расскажу тебе, как надо стирать. Сначала платье помочи в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намыль мылом и потри вот так (показывает). Когда оно будет чистое, мы поменяем воду и будем полоскать, а затем повесим сушить. Когда высохнет, погладим и наденем чистое платьице нашей кукле Тане.
Ответьте на вопросы:
1. В чем ценность такого объяснения предстоящего трудового задания? Трудовое задание плотно связано с сюжетно-ролевой игрой «Семья». В
2. Можно ли после такого объяснения трудового процесса предоставить детям полную самостоятельность? Нет любое трудовое поручение необходимо контролировать на всех этапах выполнения
Задание по теме 2.2. Формирование трудовых умений и навыков
Цель: формирование умений анализировать особенности содержания умений и навыков трудовой деятельности дошкольников и отбирать способы их диагностики.
Задание 6. Выберите вид труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе или ручной труд) и возрастную группу (младшая, средняя, старшая или подготовительная группа) и проведите анализ содержания умений и навыков трудовой деятельности дошкольников.
Например:
Вид труда: хозяйственно-бытовой труд
Возрастная группа: подготовительная группа детского сада
Содержание умений и навыков трудовой деятельности дошкольников: здесь нужно определить, какими умениями и навыками хозяйственно-бытового труда должны обладать дети по итогам года обучения в подготовительной группе?
Содержание хозяйственно бытового труда и методы руководства им.
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке. Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей
аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Содержание этого вида труда в подготовительной группе значительно
разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-
шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.
Хозяйственно - бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой ( готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, младшему воспитателю, маме.) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:
В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает
постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в определенное место.
В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что
результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно
ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль комнатных растений, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца.
В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или работают без особой тщательности.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям будет легче приготовиться к работе.