Файл: 1. Виды контроля условий труда текущий контроль, целевые и комплексные проверки, аттестация рабочих мест. Контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях: потери ориентира;

  • лишения транспортного средства;

  • потери человека, знающего местность;

  • стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

  • стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

  • аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

  • неумение ориентироваться на местности;

  • невнимательность;

  • излишняя самоуверенность.

Экстремальная ситуация– это такая ситуация, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью человека и требует принятия неотложных мер к спасению. Например: экстремальная ситуация проявляется при аварии транспортного средства в ненаселенной или труднодоступной местности. Или в результате кораблекрушения, когда человек или группа людей могут оказаться в неблагоприятных условиях; при попадании в зону стихийного бедствия, вызванного землетрясением, извержением вулкана, песчаной бурей в пустыне, лесным пожаром, снежной лавиной или селевым потоком, наводнением, а также при попадании в зону локальных военных конфликтов.

  • Можно выделить общие признаки экстремальной ситуации:

  • 1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей;

  • 2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки;

  • 3. Существенное изменение обычной, а иногда даже опасной ситуации, параметров деятельности или поведения, т.е. выход за рамки «обычного».

Таким образом, одним из основных признаков экстремальной ситуации являются непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать, как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия.

В экстремальной ситуации человеку противостоит среда, и поэтому ее следует рассматривать в соответствии с обстановкой, для которой характерно нарушение соответствия между требованиями жизнедеятельности и профессиональными возможностями человека.

Экстремальные ситуации связаны с резко изменяющимися условиями, в которых протекает деятельность человека. Возникает опасность неисполнения задачи или угроза для сохранности техники, оборудования и жизни человека. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление чрезвычайных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.


Для характеристики условий автономного существования в условиях природной среды необходимо определить существующие природные экстремальные зоны, которые имеют значительную протяженность, мало или совсем незаселённые и являются достаточно агрессивными по отношению к человеку, впервые попавшему в них. Такими природными экстремальными зонами являются:

  • ·тундра и особенно морское побережье всей Европы, Азии, Северной Америки, включая острова Северного Ледовитого океана, острова, прилегающие к Антарктиде и Огненной Земле;

  • ·тайга на всей территории Западной и Восточной Сибири, Канады и севера США;

  • ·пустыни и полупустыни на территории Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии;

  • горные районы Алтая, Кольского полуострова, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также горные массивы Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Каракорума, Гималаев в Азии, Кордильер и Анд в Северной и Южной Америках;

  • ·экваториальные леса (джунгли) – представляют не меньшую опасность для человека, особенно европейца, привыкшего к определенному климату, растительности и животному миру средней полосы;

  • ·океан и необитаемые острова– экстремальные зоны повышенного риска, где люди, попав в кораблекрушение или в результате катастрофы самолета оказавшись на необитаемом острове, попадают в агрессивную и особо опасную природную среду.

Продолжительность автономного существования зависит от целого ряда причин, как объективных, так и субъективных, которые могут или препятствовать, или, наоборот, благоприятствовать попавшему человеку в экстремальную ситуацию.

Перечислим основные навыки и умения, которыми должен обладать человек, оказавшийся в ситуации автономного выживания в природе:

  1. умение рассчитывать необходимый минимальный объем пищи и воды;

  2. владение способами добычи и очистки питьевой воды в природе;

  3. умение ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, GPS–навигаторов, других приборов и без них;

  4. навыки оказания первой медицинской помощи;

  5. навыки охоты на дикого зверя, рыболовства, отслеживания добычи;

  6. умение разводить костер при помощи подручных средств;

  7. знания технологии постройки временных укрытий;

  8. умение сигнализировать о своем местонахождении при помощи переговорных радиостанций, таблиц, визуальных и жестовых кодовых сигналов.


Таким образом благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основой выживания человека является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.
Список литературы


  1. В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

  1. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций / А.И. Лобачев. – М.: Юрайт, 2006.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Терминология. Словарь-путеводитель. 4.1: Термины и определения ССБТ (по состоянию на 1 января 2005 г.). Вып. 1. А-Г, Выпи. 2. Д-И /B.C. Ванаев, А.Ф. Козьяков; Под ред. СВ. Белова. – М.: Новые технологии, 2006.

  3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.– М.: Высшая школа, 1999.– 448 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов/ В.М.Стрелец. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192 с.

  5. . Безопасность жизнедеятельности. / И.Н. Кузнецов. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы; Мн.: Амалфея, 2002. – 464 с.

  6. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова. – М.: Высшая школа, НМК СПО, 2000. – 343 с.

  7. . Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. – М.: Высшая школа, 1999. –318 с.

  8. Способы автономного выживания человека в природе/Под редакцией Л. А. Михайлова/ Издательство: Питер, 2008 г., 272 стр.

  9. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.— 317 с.: ил.

  10. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

  11. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

  12. Раско, С.Л.,Овчаренко А. Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие к практическим работам по курсу "Безопасность жизнедеятельности" /Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 72с.


Размещено на .ru