Файл: Реферат Контроль и самоконтроль в занятиях физической культурой и спортом. Профилактика травматизма.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую техническую тактическую теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

Содержание педагогического контроля

Контроль за посещаемостью занятий;

Контроль за тренировочными нагрузками;

Контроль за состоянием занимающихся;

Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;

Контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля

Поэтапный - оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой.

Специалисты различают три типа состояний:

Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма уровня его тренированности).

Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий .

Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений.

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров - преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий;
Врачебный контроль
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Школьники проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.

Врачебный контроль в школе проводится в следующих формах:

- регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;


- врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

- санитарно-гигиенический контроль над местами условиями занятий и соревнований;

- санитарно-просветительская работа пропаганда физической культуры и спорта здорового образа жизни;

- профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

- проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное повторное.

Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное - проводится чтобы убедиться на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья а так же для того чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Профилактика травматизма
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причём во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.

Травмы подразделяют на:

- производственные:

  • промышленные,

  • сельскохозяйственные,

  • строительные,

  • на транспорте и др.

- непроизводственные:

  • бытовые,

  • уличные,

  • дорожно-транспортные,

  • спортивные,

  • школьные,

  • детские и пр.

Спортивный травматизм

Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.



Основные причины спортивного травматизма:

нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;

неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;

неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;

недостаточный врачебный контроль;

слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);

нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике:

контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;

технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);

защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);

медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;

воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;

обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.

Заключение
Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают, и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.


Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями помогает лучше, познать себя приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для школьников специальной медицинской группы.

Во избежание получения травм, спортсмены должны заниматься со специалистами.

Список используемых источников
1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа» 1997 г.

2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте» 1998 г.

3. Решетников Н. В. Ю. Л. Кислицин «Физическая литература» 2001 г.

4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики 2003г.

5. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е испр. И доп. (В 2-ч т.). М. «Физкультура и спорт» 1976.

6. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М. «Физкультура и спорт» 1977.

7. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина 1990.

8. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. - М.: Физкультура и спорт 1987.

9. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе Л.А. Бутченко. - М.: Медицина