Файл: Задача 3 13 Задача 16 17 Список литературы 18 16. Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде.docx
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
16. Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде 2
45. Налоговая система. Виды и функции налогов. Принципы построения налоговой системы 7
Задача 3 13
Задача 16 17
Список литературы 18
16. Издержки производства фирмы в долгосрочном периоде
Долгосрочным считается период времени, довольно продолжительный и достаточный для того, чтобы фирма могла изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. В этом периоде фирма решает вопрос о том, какие новые производственные мощности и технологические процессы выбрать с учетом достигнутого уровня науки и технологии. Этот период достаточен и для того, чтобы фирмы могли расформировать и покинуть отрасль, а новые фирмы – возникнуть и вступить в нее.
В долгосрочном периоде все ресурсы и, следовательно, все издержки становятся переменными.Объем производственных мощностей выбирается так, чтобы максимизировать прибыль, а это требует при каждом заданном объеме выпуска минимизации общих и средних издержек. Поэтому график функции долгосрочных средних издержек (АТС) показывает наименьшие средние издержки производства, при которых может быть обеспечен любой заданный объем производства фирмы.
На рис. 1 жирной линией показан график долгосрочных средних издержек, состоящих из «склеенных» участков графиков краткосрочных средних издержек: АТС-1, АТС-2 … АТС-5, АТС-1 показывает динамику средних издержек для самого маленького предприятия в краткосрочном периоде. АТС-2 отражает динамику этих издержек для большего предприятия, располагающего большими производственными мощностями. АТС-5 иллюстрирует динамику АТС для самого большого предприятия с самыми большими производственными мощностями.
Рисунок 1 - Кривая долгосрочных средних издержек фирмы
Точки пересечения кривых краткосрочных издержек (1–4) являются критическими точками, которые показывают, что за пределами этих точек фирма должна расширять свои производственные мощности и, соответственно, свои размеры (изменять постоянные в краткосрочном периоде факторы), что более эффективно, чем наращивать переменные факторы производства. Анализ кривых
АТС в краткосрочных периодах позволяет получить кривую АТС в долгосрочном периоде. Она будет огибать семейство кривых АТС в краткосрочном периоде и иметь вид кривой, показанной на рис. 4.3 жирной линией. Если количество возможных размеров предприятия велико, то кривая долгосрочных АТС оказывается практически плавной линией (рис. 2).
Рисунок 2 - Кривая долгосрочных средних издержек фирмы
Кривая долгосрочных средних издержек производства фирмы имеет вид вогнутой линии, что означает уменьшение этих издержек до определенного уровня (точка А на рис. 2), а затем их рост.
Такое поведение кривой долгосрочных средних издержек объясняется проявлением эффекта масштаба производства, который может быть положительным и отрицательным. Слева (до точки А) проявляется положительный эффект или возрастающая отдача от масштабов производства, которая означает, что выпуск продукции растет быстрее, чем затраты факторов производства. Это и приводит к снижению средних издержек фирмы в долгосрочном периоде по мере увеличения объема производства фирмы.
Возрастающая отдача от масштабов производства, которую также называют эффектом массового производства или экономией на масштабах производства, вызвана действием ряда факторов:
-
по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; -
на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование; -
больше возможностей для диверсификации производственной деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
Через рост издержек производства (справа от точки А) (см. рис. 3) проявляется отрицательный эффект масштаба производства и, соответственно, убывающая отдача от масштабов производства. Отрицательный эффект масштаба производства возникает в связи c нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:
-
снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится «неповоротливой», теряет «гибкость»; -
затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы; -
в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом; -
с ростом размеров увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решения и т. п.
Эффект масштаба производства проявляется в отдельных отраслях по-разному, поэтому и кривые долгосрочных средних издержек имеют различное расположение. И если исходить из единственного критерия деятельности фирмы – минимизации издержек, то и оптимальные размеры предприятий будут различны в отдельных отраслях.
Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при значительном объеме производства (рис. 4.5,а). Это прежде всего металлургическая, химическая, алюминиевая, автомобилестроительная промышленность. Поэтому в них формируются крупные фирмы, способные реализовать положительный эффект масштаба производства.
В некоторых отраслях (рис. 4.5,б) кривые средних долгосрочных издержек быстро снижаются, затем довольно долго остаются неизменными, что характеризует постоянную отдачу от роста масштабов производства. Поэтому в этих отраслях могут эффективно функционировать как мелкие, так и средние, а также крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви и магазины.
а б в
Рисунок 3 - Различные виды кривых долгосрочных средних издержек
Есть отрасли (рис. 3 а б в), которые характеризуются быстрым проявлением отрицательного эффекта масштаба производства, поэтому здесь более эффективными будут небольшие фирмы. Это относится ко многим видам розничной торговли.
45. Налоговая система. Виды и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления и отмены.
Согласно ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Фактически это означает следующее:
-
система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяется законодательством Российской Федерации; -
органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать налоги и сборы только в соответствии с Конституцией РФ и законодательством Российской Федерации; -
федеральные законы регулируют региональные налоги только в общих чертах. Конкретизация налогового законодательства по региональным налогам осуществляется законодательством субъектов РФ; -
порядок зачисления налогов в бюджеты различных уровней определяется налоговым законодательством и Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Функции налогов
-
С оциально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три важнейшие функции: -
фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов; -
регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовыхпотоков; -
социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид налогов — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.
Налоги — это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.