Файл: Самостоятельная работа обучающегося по практике фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации перечень основной и дополнительной литературы перечень ресурсов информационнотелекоммуникационной сети интернет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВИД ПРАКТИКИ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
4. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.ТРУДОЕМКОСТЬ ПРАКТИКИ И ВИДЫ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ
6.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
6.1 Разделы практики и компетенции, которые должны быть освоены
6.2. Самостоятельная работа обучающегося по практике
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
12. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Рабочая программа учебной дисциплины «Учебно-ознакомительная практика» разработана на основании учебного плана по специальности 37.05.01 Клиническая психология, утвержденного Ученым Советом
Университетапротоколот
«24» февраля
2021 г., № 2; в соответствии с ФГОС ВО по специальности 37.05.01 Клиническая психология, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации
(Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) «26» мая 2020г.
№683.
1. ВИД ПРАКТИКИ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Практика «Учебно-ознакомительная» относится к учебным видам практики.
Цель: профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций в области клинической психологии.
Задачи:
приобретение студентами знаний в области практической психологии;
формирование адекватного представления о будущей профессиональной деятельности;
получение информации о различных по содержанию видах деятельности психолога в лечебном учреждении
(просветительской, научно-исследовательской, диагностической, консультативной, коррекционной и др.) в зависимости от заказа, ситуации, проблемы;
ознакомление с правами и обязанностями работника психологической службы в организациях различных социальных направлений;
формирование умение видеть психологические реалии, ориентироваться в многообразии психологических моделей психологических служб и делать их аргументированный выбор, адекватный конкретной психологической действительности;
приобщение студентов к непосредственной практической деятельности;
ознакомление с основными психологическими проблемами в конкретной сфере практической психологии;
формирование профессиональных качеств будущего клинического психолога, развитие способностей анализировать и выделять актуальные проблемы; устанавливать контакты с администрацией, медицинским персоналом и пациентами лечебного учреждения;
ознакомление с основной психологической документацией баз практики;
ознакомление студентов с принципами организации и работы лечебно- профилактических учреждений различного типа;
формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
формирование у студента навыков общения в коллективе.
2. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
2.1. Способы проведения практики
Определяется отделом организации учебной и производственной практики.
Студенты работают в лечебно-профилактических учреждениях поликлинического типа, стационарных отделениях больниц, в учреждениях социальной защиты населения, в детских садах и школах. В указанных подразделениях студенты 2 курса специальности
«Клиническая психология» работают в качестве помощника психолога под непосредственным контролем психологов, заведующих отделений, ассистента – руководителя практикой.
2.2. Формы проведения практики (непрерывная/рассредоточенная)
1.
Практика является непрерывной и проводится в конце 2 семестра, июль.
2.
Продолжительность практики – 18 рабочих дней.
3.
Продолжительность рабочего дня – 6 часов (с 9.00 до 15.00).
4.
Студент работает в качестве помощника психолога. Руководитель практики корректирует и контролирует деятельность студента.
5.
Работа с больными и их психодиагностическое тестирование студент осуществляет в присутствии и под контролем психолога учреждения или сотрудника, курирующего его работу.
6.
Студент ежедневно оформляет дневник работы, являющимся основной формой отчетности по практике. Дневник заверяется подписью куратора от учреждения и печатью учреждения, в котором студент проходил практику.
7.
Каждый студент в период прохождения практики должен провести 2 лекции – беседы для больных на актуальные санитарно-просветительные темы.
8.
В конце практики при предоставлении дневника и характеристики проводится аттестация в виде зачета с оценкой.
3.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ
ПРИ
ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Формируемые в процессе практики компетенции
Наименование категории
(группы) компетенций
Код и наименование компетенции (или ее
части)
1 2
Психологическая оценка, диагностика и экспертиза
ОПК-4
Способен вести протокол и составлять заключение по результатам психологической диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по запросу заказчика.
ИОПК- 4.1. Знает основные методологические принципы проведения, обработки и представления данных психодиагностического исследования, в том числе принцип комплексности, предполагающий использование в одном исследовании методов с различным психометрическим статусом (измерительных и качественных) и их взаимодополнение при анализе результатов.
ИОПК- 4.2. Умеет квалифицированно сочетать неформализованные экспертные и психометрические методы с учетом методологического принципа комплексности психологической диагностики, а также интерпретировать результаты с опорой на адаптационную (личностно ориентированную) и биопсихосоциальную модели здоровья и болезни человека.
ИОПК- 4.3. Владеет навыками формального и содержательного анализа, а также обобщения результатов исследования в виде психодиагностического заключения, релевантного запросам пользователя, а также навыками предоставления обратную связи с соблюдением деонтологических норм.
Психолого-просветительская деятельность
ПК-11 способность осуществлять просветительскую работу с целью ознакомления с современными исследованиями в области психологии
ПК-12 способность к проведению психологической профилактики, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья различных групп населения с учетом закономерностей и возрастных норм психического, анатомо-физиологического, личностного и индивидуального развития
ИПК-62 знать научно обоснованные методы оценки психического состояния; знать способы саморегуляции эмоциональных состояний;
ИПК-63 уметь оценивать психологические и психоэмоциональные состояния пациентов.
ИПК-64 владеть навыками социально-психологического тренинга.
ИПК-65 знать основные современные исследования в области психологии;
ИПК-66 уметь разрабатывать научный аппарат психологического исследования;
ИПК-67 владеть навыками проведения научного исследования в сфере профессиональной деятельности.
ИПК-68 знать закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах.
ИПК-69 уметь разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития на каждом возрастном этапе
ИПК-70 владеть разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития.
ИПК-71 знать задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы
ИПК-72 уметь использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы
ИПК-73 владеть разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
ИПК-74 знать методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
ИПК-75 уметь подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и
психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
ИПК-76 владеть навыками организации взаимодействия между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы.
4. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика «Учебно-ознакомительная» относится к блоку базовых дисциплин учебных практик Б2. У.1
Практика в подготовке студентов по направлению Клиническая психология необходима для практического освоения необходимых навыков и развития компетенций, связанных с профессиональной деятельностью психолога. Материал практики опирается на ранее приобретенные студентами знания по дисциплинам: общая психология, психология развития, возрастная психология, социальная психология, общепсихологический практикум, введение в клиническую психологию.
5.ТРУДОЕМКОСТЬ ПРАКТИКИ И ВИДЫ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ
Вид работы
Всего часов
Формы отчетности и
контроля
Форма
отчетност
и
Форма
контроля
1 2
3
Контактная работа (всего), в том числе:
Аудиторная работа
Практика в отделении
36 дневник собеседовани е
Симуляционный курс
18 дневник собеседовани е
Материалы по сбору, обработке и систематизации фактического материала
(для написания реферата, статьи, клинического наблюдения)
18 дневник собеседовани е
Внеаудиторная работа
Материалы по сбору, обработке и систематизации литературного материала
(для написания реферата, статьи)
36 дневник статья/рефера т
Ведение дневника практики
Самостоятельная работа обучающегося
(СРО)
Вид промежуточной
аттестации
зачет с оценкой (З)
З
З экзамен (Э)
ИТОГО: Общая
трудоемкость
час.
108 108
ЗЕТ
3 3
ИПК-76 владеть навыками организации взаимодействия между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы.
4. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика «Учебно-ознакомительная» относится к блоку базовых дисциплин учебных практик Б2. У.1
Практика в подготовке студентов по направлению Клиническая психология необходима для практического освоения необходимых навыков и развития компетенций, связанных с профессиональной деятельностью психолога. Материал практики опирается на ранее приобретенные студентами знания по дисциплинам: общая психология, психология развития, возрастная психология, социальная психология, общепсихологический практикум, введение в клиническую психологию.
5.ТРУДОЕМКОСТЬ ПРАКТИКИ И ВИДЫ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ
Вид работы
Всего часов
Формы отчетности и
контроля
Форма
отчетност
и
Форма
контроля
1 2
3
Контактная работа (всего), в том числе:
Аудиторная работа
Практика в отделении
36 дневник собеседовани е
Симуляционный курс
18 дневник собеседовани е
Материалы по сбору, обработке и систематизации фактического материала
(для написания реферата, статьи, клинического наблюдения)
18 дневник собеседовани е
Внеаудиторная работа
Материалы по сбору, обработке и систематизации литературного материала
(для написания реферата, статьи)
36 дневник статья/рефера т
Ведение дневника практики
Самостоятельная работа обучающегося
(СРО)
Вид промежуточной
аттестации
зачет с оценкой (З)
З
З экзамен (Э)
ИТОГО: Общая
трудоемкость
час.
108 108
ЗЕТ
3 3
6.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
6.1 Разделы практики и компетенции, которые должны быть освоены
№
п/
п
Индекс
компетенц
ии
Наименование раздела
практики
Содержание раздела
1 2
3 4
1
Участие в установочной конференции.
Разработка индивидуальной программы практики (в зависимости от специфики базы практики).
Ознакомление студентов с темой, целью, задачами, сроками и продолжительностью практики, разъяснение заданий на практику и методических указаний для ее успешного выполнения.
2
Ознакомление с базой практики.
Изучение системы работы медицинской организации, ее режима; ознакомление с рабочим местом психолога-консультанта.
3
Участие в практической деятельности психолога в роли помощника.
Ознакомление со спецификой работы в выбранной области, определение с направлением поиска.
4
Написание отчета по итогам практики.
Тщательный сбор информации о деятельности психолога в учреждении, анализ этой информации, выводы о проделанной работе, с указанием трудностей.
С которыми столкнулся студент в процессе практики.
6.2. Самостоятельная работа обучающегося по практике
№
п/п
Наименование раздела
Виды СРО
Всего
часов
1 2
3 4
1
Проведение диагностического социально- психологического исследования в учреждении.
1.Постановка проблемы социально- психологического исследования.
Приводится обоснование актуальности и практической значимости исследования.
2.Формулировка цели исследования.
Формулируется с указанием на желаемые результаты исследования.
3.Отбор социально-психологических методик в соответствии с целью исследования. Проводится изучение и анализ методической литературы с целью выбора методики, адекватной цели исследования. Отбор методики проводится по критериям валидности, надёжности, наличия соответствующих половозрастных норм и другим психометрическим показателям.
4.Планирование процедуры социально- психологического исследования.
При планировании процедуры обследования должны учитываться факторы, влияющие на объективность и достоверность получаемых результатов величина группы, условия обследования (помещение, освещённость, рассадка группы и т.д.), подготовка бланков ответов и др. материалов, фиксация времени выполнения заданий), последовательность выполнения заданий, приёмы установления контакта с респондентами, особенности инструктирования респондентов, контроль за правильностью выполнения инструкции респондентами, форма сообщения результатов исследования респондентам и т.д.
5.Формирование выборки респондентов.
Формирование выборки респондентов проводится с учётом принципов, обеспечивающих репрезентативность выборки по полу, возрасту, роду занятий, социальному статусу, особенностям поведения, количественному составу и т.д.
6.Подготовка психодиагностических методик к обследованию.
Определяется необходимое количество наборов стимульного материала, бланков для ответов и другого оборудования.
7.Проведение социально-психологического исследования. При проведении обследования
фиксируются все отклонения от запланированных параметров, а также незапланированные факторы, способные повлиять на результаты исследования.
Важнейшими параметрами при проведении обследования является характер контакта исследователя с респондентами, отношение респондентов к исследованию и личности студента-психолога.
8.Обработка и интерпретация данных обследования. Обработка данных обследования проводится согласно правилам, установленным разработчиками методик. Интерпретация данных осуществляется согласно теоретическим положениям и целям, заложенным в основу методик их разработчиками.
9.Формулировка психодиагностического заключения и разработка рекомендаций.
Заключение формируется студентов исходя из цели исследования. При подготовке заключения должны учитываться: уровень компетентности заказчика, правила неразглашения конфиденциальной информации и защиты прав респондентов. Рекомендации должны содержать предложения конкретных действий, направленных на разрешение ситуаций, заявленных в проблематике исследования.
Рекомендации адресуются конкретному субъекту (руководителю сестринской службы, заведующему отделением, руководителю кадровой службы клиники и т.д.) и указывают на возможные формы работы (тренинг, консультация, дополнительные занятия, развивающие занятия, консультация психологов и т.д.). Рекомендации строятся с учётом уровня подготовки студента, его возможностей, сферы личных и профессиональных интересов.
Важнейшими параметрами при проведении обследования является характер контакта исследователя с респондентами, отношение респондентов к исследованию и личности студента-психолога.
8.Обработка и интерпретация данных обследования. Обработка данных обследования проводится согласно правилам, установленным разработчиками методик. Интерпретация данных осуществляется согласно теоретическим положениям и целям, заложенным в основу методик их разработчиками.
9.Формулировка психодиагностического заключения и разработка рекомендаций.
Заключение формируется студентов исходя из цели исследования. При подготовке заключения должны учитываться: уровень компетентности заказчика, правила неразглашения конфиденциальной информации и защиты прав респондентов. Рекомендации должны содержать предложения конкретных действий, направленных на разрешение ситуаций, заявленных в проблематике исследования.
Рекомендации адресуются конкретному субъекту (руководителю сестринской службы, заведующему отделением, руководителю кадровой службы клиники и т.д.) и указывают на возможные формы работы (тренинг, консультация, дополнительные занятия, развивающие занятия, консультация психологов и т.д.). Рекомендации строятся с учётом уровня подготовки студента, его возможностей, сферы личных и профессиональных интересов.
Разносторонний подход к решению заявленной проблематики значительно повышает эффективность рекомендаций.
2
Самоанализ деятельности по ознакомительной практике студента.
Вопросы для самоанализа студентами своей деятельности по ознакомительной практике:
1. С дефицитом знаний в каких областях профессиональной деятельности Вы столкнулись во время прохождения практики? Чему именно Вы хотите теперь научиться в первую очередь?
2.
Какие направления
Вашей профессиональной подготовки надо усилить факультету? Какие действия Вы собираетесь предпринять самостоятельно для улучшения своей профессиональной подготовки?
3. На Ваш взгляд, какие качества личности наиболее востребованы в профессиональной деятельности психолога?
4. Какие Ваши личностные качества были более всего востребованы при выполнении заданий практики? Хотите ли Вы развить в себе какие-либо из названных качеств?
5.
Какие затруднения личностного характера возникли у Вас при выполнении заданий практики? Каковы причины этих затруднений?
Какие свои возможности Вы использовали для преодоления затруднений? Что может стать
Вашими ресурсами для преодоления аналогичных затруднений в будущем? Что Вы можете сделать уже сейчас для обретения этих ресурсов?
6. Какие трудности у Вас возникли в связи с режимом, требованиями и организацией прохождения практики? Ваши предложения и замечания по совершенствованию организации прохождения практики?
ИТОГО
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся в полном объеме представлен в приложении 1.
8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8.1. Основная литература
Печатные источники:
№
Издания
Количество
экземпляров
в библиотеке
1 2
3 1.
Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. –СПб.:
Питер, – 253 с. Шмелева И.А. 2007 2.
Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – М.:
Московский психолого-социальный институт, - 464 с. Под редакцией
И. Б. Гриншпуна 2004 3.
Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов 4-е изд., испр. и доп. - М.: Фонд "Мир"; Акад. проект,. - 352 с Волков Б. С. 2005 4.
Психология. Введение в профессию: учеб. пособие для психол. спец.. - 3-е изд. - М.: Смысл; Академия. - 382 с. Карандашев В.
Н. 2005 5.
Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие СПб.: Питер. Ильин Е. П. 2012 6.
Психология общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия» Горянина В.А.
2010
Электронные источники
№
Издания
1 2
Васильева И.В. Общий психологический практикум. Наблюдение: учебное пособие. -
2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013 - 190с, Электронно-библиотечная система
Издательства Лань
Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика. – М.: Аспект
Пресс, 2013, Электронно-библиотечная система Издательства Лань
8.2. Дополнительная литература
Печатные источники:
№
Издания
Количество