Файл: Российская экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33. Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.
В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.
В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.
Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.
(Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)
34. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните,
почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни,
приведите два объяснения.
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово.
Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты —
защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения,
борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(адаптировано по ст. В. Б. Славина)
35. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно,
нет.
Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.
В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...
Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...
(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)
14/17
Вариант № 4647202
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание


36. Автор полагает, что «глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) эту взаимосвязь.
Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек — общество — природа» и поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации.
Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой — возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.
Кроме того, развитие современной цивилизации идёт под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьёзной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе.
Бесконтрольное и всё более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.
Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе «человек — общество — природа», которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе.
Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставил проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.
Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.
(по материалам интернет-энциклопедии)
37. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента),
подтверждающие это мнение.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности:
созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей,
общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
<…>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
15/17
Вариант № 4647202
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание


1   2   3   4

38. Продавец супермаркета С. узнала о том, что её коллега Р. регулярно обсчитывает покупателей. Увидев, что после её
предупреждения поведение коллеги не изменилось, С. обратилась к администрации, и Р. была уволена. Часть сотрудников одобрили поступок С., часть — осудили.
Найдите в тексте объяснение поступка С., и поведения других сотрудников. Какие положительные качества личности С.
проявились в этой ситуации (укажите любые два качества)?
Мораль — это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости,
осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.
Мораль не имеет чётко очерченных границ; она присутствует в любом общественном явлении, регулирует общественные отношения во всех сферах человеческой деятельности (экономической, социальной, политической,
духовной). Там, где возникают отношения между людьми, всегда есть место моральной оценке.
Моральные нормы возникают стихийно как отражение насущных общественных потребностей, они формируются непосредственно в гуще общественной жизни. Их не создают конкретные лица или организации. Мы не можем назвать точное время возникновения той или иной моральной нормы. Эти нормы не отменяются и не прекращают своего действия в точно определённое время, как правовые нормы, а постепенно отмирают. Они, как правило, не писаны, а живут в сознании людей.
В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека. Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания...
Мораль очень гибкий регулятор, позволяющий оценивать поведение человека в каждой конкретной ситуации; она не формализована. Если в праве и особенно в политике главным и определяющим в оценке поведения считается его результат,
то для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения. Это не, значит, что мораль не интересует результат поведения человека; она рассматривает его в неразрывном единстве с теми движущими силами, которые привели человека к совершению тех или иных поступков.
(Адаптировано по А.В. Опалеву)
39. Приведите два собственных аргумента в поддержку того, что любому обществу необходим социальный контроль.
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему,
которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации,
профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе,
даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
(по П. Бергеру)
16/17
Вариант № 4647202
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание


40. Автор считает, что «при правильном функционировании института дисциплинарной ответственности будет меньше условий для коррупционных проявлений, злоупотребления полномочиями, нарушения прав и свобод граждан». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) точку зрения автора.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Дисциплинарная ответственность работников является видом юридической ответственности, предусмотренной законодательством за неправомерное поведение. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок. В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится определение понятия
«дисциплинарный проступок», под которым понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей», влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
В содержании дисциплинарного проступка должно быть наличие совокупности юридических признаков таких как:
субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Другими словами, формальноправовым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности будет наличие в деянии нарушителя юридического состава признаков дисциплинарного проступка.
Субъект дисциплинарного проступка – это лицо (работник), которое нарушило трудовую дисциплину и непосредственно состоит в трудовом правоотношении с конкретным работодателем.
Объектом дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности (внутренний трудовой распорядок), регулируемые нормами трудового права. Объективная сторона дисциплинарного проступка состоит из противоправного деяния, причинения вреда работодателю и наличия причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка обусловлена виновностью нарушителя. Выделяют две формы вины:
умысел и неосторожность. Умысел – волевое действие, направленное на сознательное нарушение установленных правил трудового распорядка. Неосторожность как форма вины имеет место в тех случаях, когда работник не предвидел последствий своего проступка, хотя должен был предвидеть, либо он предвидел такие последствия, но легкомысленно надеялся их предотвратить.
Дисциплинарная ответственность укрепляет уровень дисциплины в рядах работников и государственных служащих, что служит основополагающим элементом для развития и правильного функционирования отношений в сфере труда и государственной власти. Данный вид ответственности является своеобразным барьером для предотвращения и наказания за неисполнение и ненадлежащие исполнение работником или государственным служащим законов. Из всего выше сказанного следует понимать, что при правильном функционировании института дисциплинарной ответственности будет меньше условий для коррупционных проявлений, злоупотребления полномочиями, нарушения прав и свобод граждан.
(по М. Д. Хагба)
17/17
Вариант № 4647202
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание