Файл: Учебное пособие для вузов 2е издание Рекомендовано Учебнометодическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
и светскую власти, отношения между ними, возникновение власти в обществе, долг правителя и подданных, положение о божественном установлении строя, божественное создание правителя и его избрание людьми. В любом случае предпола‑
галось божественное покровительство и попечительство.
Рационализация политико‑правовых представлений нача‑
лась в первом тысячелетии до новой эры и означала некоторый отход от мифологической идеологии. Эта тенденция представ‑
лена в различных учениях: Конфуция в Китае, Будды в Индии,
Заратустры
в Персии, проповедями еврейских пророков Ие-
ремии
, Исайи и других в Палестине, философов в Греции, юри‑
стов в Риме.
В Древнем Китае интересы правящего сословия защищал виднейший мыслитель Конфуций, точнее Кун‑цю, или Кун‑
фуцзы. «Кун» — означает мудрец, учитель (551—479 гг. до н. э.).
Мысли философа изложены в сборнике «Лунь юй» — «Суж‑
дения и беседы», составленном его учениками в V в. до н. э.
Главной заслугой Конфуция в области политической мысли является разработка патерналистской концепции государства.
Он отождествляет государство с большой семьей. Власть им‑
ператора, который, по Конфуцию, является «сыном неба», по‑
добна власти отца в семье. По этой аналогии простолюдины зависят от «старших», занимающих господствующее положе‑
ние в обществе, и должны им подчиняться. Обосновывается справедливость социального неравенства, необходимость ари‑
стократических форм власти как наиболее приемлемых и раз‑
умных. На Востоке конфуцианство оказалось удивительно жизнестойким, особенно в Китае, где оно оставалось господ‑
ствующей религией вплоть до образования КНР (1949).
1.2. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима
Особенностями политических учений Древней Греции и Древнего Рима явились:
• постепенное освобождение политических взглядов от ми‑
фологической формы, обособление их как относительно само‑
стоятельной части философии;
• анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.
12
Ведущими мыслителями этого времени были Гомер, Пифа-
гор
, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристо-
тель
, Лукреций, Цицерон.
Остановимся на важнейших достижениях греческой поли‑
тической мысли — политической философии Платона и поли‑
тической науке Аристотеля.
Европейская традиция связывает первые представления о политике, государстве и праве с Древней Грецией, где по‑
литические учения проходят эволюцию от мифологических представлений (Гомер и Гесиод), через формирующийся фило‑
софский подход (Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационали‑
стическую, логико‑понятийную структуру анализа (софисты,
Сократ, Платон) к зачаткам эмпирического и историко‑поли‑
тического (Аристотель, Полибий) исследования государства и политической жизни в целом.
Основные политические идеи Платона изложены в работах
«Государство» («Республика»), «Критий», «Политик», «Законы».
Первый труд политической науки — «Республика». Основ‑
ные политические идеи его сводились к тому, что «правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя; теория политики должна быть основана на изучении человека». Вводится понятие «обще‑
ственное». «Первичное общество» («общество скотов») стре‑
мится лишь к удовлетворению материальных нужд. Для равно‑
весия общества, считал Платон, нужен высший класс — класс правителей, носителей разума и способности управлять, а это присуще лишь малочисленному классу и может передаваться потомству путем селекции.
В «Государстве» Платон разрабатывает концепцию идеаль‑
ного государственного устройства. По его мнению, идеальное государство — аристократия (правление лучших и благород‑
ных). Если среди правителей выделяется один — это будет мо-
нархия
, если несколько правителей — аристократия. Этому го‑
сударственному устройству Платон противопоставлял другие:
• тимократию — государство, где господствуют честолю‑
бие и сила (милитаризм);
• олигархию, или плутократию, основанную на имуще‑
ственном цензе, власти алчности и богатства, где бедняки не участвуют в правлении;
• демократию — власть народа, «строй приятный и разно‑
образный, но не имеющий должного управления».
13
Каждая форма государства гибнет из‑за внутренних про‑
тиворечий. Так, по Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, ведет к раздорам, если люди забывают, что у них есть не только права, но и обязанности. Если избира‑
тели по доброй воле отдают власть дуракам и плутам, то дема‑
гоги и диктаторы быстро покончат с демократией. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания (деспотизм) — наи‑
худший вид государственного устройства, где царит беззако‑
ние, это господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.
С именем Аристотеля связано зарождение политической на‑
уки как отдельной дисциплины. Политическая тематика осве‑
щается в работах «Политика», «Этика», «Риторика». Аристотель считал, что существует тесная связь политики с этикой. Науч‑
ное понимание политики предполагает развитые представле‑
ния о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).
Политика — наука о высшем благе человека и государства.
Политическая справедливость, по его мнению, выступает как принцип политической формы властвования (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми) и возмож‑
на лишь между свободными и равными людьми. Отношения господина и раба, семейные отношения не являются полити‑
ческими, а гражданин — это тот, кто может участвовать в за‑
коносовещательной и судебной власти данного государства.
Каждой форме государства соответствует свое понятие «граж‑
данин». Из всех форм демократии Аристотель отдавал предпо‑
чтение умеренной цензовой демократии, основанной на при‑
мирении богатых и бедных и господстве закона.
1.3. Специфика политических учений Средневековья
Основные особенности этого этапа:
• социально‑политическая мысль развивалась в основном усилиями религиозных деятелей;
• получили обоснование теологические теории политиче‑
ской власти;
• усилилась роль религии и государства в политике.
Ведущие мыслители Средневековья: Аврелий Августин, Фо-
ма Аквинский
, Ян Гус, Дж. Уинклиф, Мартин Лютер, Марси-
лий Падуанский
14
Христианство в эпоху Средневековья по мере институали‑
зации веры приспосабливалось к государству, руководствуясь принципом «Нет власти еще не от Бога». Оно прочно утвер‑
дилось в качестве официальной веры, основы мировоззрения и политического строя и служило идеологическим оправдани‑
ем феодализма. Среди ученых‑теологов Средневековья особую известность приобрели Аврелий Августин, епископ из Север‑
ной Африки, изложивший свои политические взгляды в книге
«О граде Божием», и Фома Аквинский (Аквинат) — доминикан‑
ский монах, крупнейший ученый богословия, основоположник католической теологии, основными работами которого яви‑
лись «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.
В учениях Аврелия Августина нашел обоснование тезис о верховенстве Церкви над светской властью. Господство госу‑
дарства, считал он, может быть обновлено на основе уважения к Богу и человеку, государство не может чинить препятствий духовенству.
В первом десятилетии XVI в. широкое распространение по‑
лучило общественное и религиозное движение, получившее название «Реформация». С этим событием тесно связаны по‑
литические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени.
К числу наиболее видных мыслителей этого времени отно‑
сится Мартин Лютер — ученый‑богослов, августинский монах, основатель лютеранского (протестантского) вероисповедания.
В его политическом учении ясно обозначился переход к поли‑
тическому мышлению нового времени, которое характеризует‑
ся юридическим мировоззрением.
Своеобразие позиции М. Лютера состояло в том, что, высту‑
пая против духовной диктатуры католической церкви, он про‑
должал оперировать теологическими доводами. Основопола‑
гающим для политического учения Лютера был тезис о двух мирах: христиане одновременно живут в земном и духовном мирах. Задача власти, считал он, господствующей в земном мире, состоит в недопущении свершения грехов. Если бы лю‑
ди были добродетельны, то не было бы необходимости в суще‑
ствовании власти и государства.
Весьма серьезное воздействие на умы человечества оказали политико‑правовые воззрения социалистов‑утопистов. Они бы‑
ли представлены в учениях Т. Мора и Т. Кампанеллы.
В работе Томаса Мора «Утопия» подвергается резкой крити‑
ке существовавший в Англии общественный и политический
15
строй. В качестве идеала он предлагал такую форму государ‑
ственного устройства, где отсутствует частная собственность, царит равенство, свобода и истинная демократия.
Его идеи нашли свое дальнейшее развитие в работах Т. Кам‑
панеллы. Автор «Города солнца», вслед за Мором приходит к выводу, что виной всех бед является частная собственность.
В дальнейшем идеи, основанные на мечтах народа о луч‑
шем будущем, были подхвачены представителями нового по‑
коления социалистов‑утопистов: Анри де Сен‑Симоном, Шар‑
лем Фурье и Робертом Оуэном. В произведениях этих авторов сравнительно мало внимания уделялось политике, государству и праву, их отличала недооценка государственных и правовых институтов. Однако их непреходящей заслугой явилась попыт‑
ка представить такое общество, которое могло бы сочетать ин‑
тересы отдельной личности и коллектива.
Таким образом, вместе с рождением и ростом националь‑
ных государств, завоеванием государственного суверенитета разрушалось религиозное мировоззрение, провозглашалась свобода совести и мысли. Происходило зарождение политиче‑
ских учений, явившихся идеологическим обоснованием новой буржуазной государственности.
1.4. Новое время в истории политических учений
В Новое время происходит освобождение индивидуального и общественного сознания от религии, вдохнувшее веру в пре‑
образующие возможности человека. Преобладание рациональ‑
ного начала над религиозным существенно изменило подходы к политике. На смену божественной интерпретации государ‑
ства и власти приходит рационально‑критическое понимание политики. Именно в Новое время произошло становление предмета, метода политической науки, вычленение закономер‑
ностей политической жизни и, следовательно, она сформиро‑
валась как самостоятельная область научного знания.
Рационально‑критическое восприятие окружающего ми‑
ра, сменившее религиозное, утверждалось появлением иде‑
ологии. С этого времени политическая мысль развивалась в рамках идеологий. Либеральная, консервативная и социа‑
листическая мысль в условиях возросших возможностей че‑
ловека пытается найти более совершенные формы организа‑