Файл: Возможности использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях реализации фгос.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможности использования информационных технологий

на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Актуальность использования ИКТ

1.Традиционные методы обучения, в большинстве своём репродуктивны, рассчитаны на запоминание и воспроизведение знаний. Они не способствуют глубокому усвоению учебных дисциплин, не эффективны в развитии мотивации обучения.

2.Необходимы новые педагогические технологии, опирающиеся на элементарную среду обучающихся, развивающие познавательный интерес и формирующие интуитивный уровень понимания необходимости знания, его объективной ценности и личностной значимости.

3.Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.

4.Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

II. Компьютер как средство использования ИКТ на уроках

Использование ИКТ на уроках дает учителю возможность использовать компьютер как:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя или книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, презентаций, аудио-видео файлов и их хранения;

  • текстовый редактор;

  • средство моделирования.

При подготовке к уроку учитель может:

  • Быстро найти необходимый материал

  • Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)

  • Подготовить звуковой материал

  • Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)


При использовании компьютера и проктора на уроках учитель получает:

  • Возможность подачи материала в форме презентаций;

  • Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала;

  • Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1-2 учащихся работают за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой);

  • Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (например, при работе со словарями в интернете сравнивать толкование одних и тех же слов в разных словарях, что при работе с бумажными словарями занимает гораздо больше времени и не всегда возможно из-за отсутствия разных видов словарей в классе)

Использование электронных цифровых образовательных ресурсов по русскому языку и литературе

Одним из наиболее удачных и применимых на уроках продуктов является CD «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», обучающая программа –тренажёр «Фраза», «Семейный наставник» и другие.

Использование интернет-ресурсов для работы на уроках и при подготовке к итоговой аттестации в 9,11 классах:

Интернет-ресурсы, используемые на уроках русского языка и литературы, представляют собой альтернативу традиционным учебным пособиям. Такие программы состоят из теоретических и практических частей и системы контроля. Появляется возможность самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме. Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются). В помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям.

Энциклопеди, словари, справочники

 расширяют наши возможности в поиске нужной информации. Преимуществом работы с ними является быстрота и полнота получаемого материала, уникальная возможность через гиперссылки выйти на дополнительные документы. Иллюстрации, возможность классификации материла по алфавиту, хронологии и тематике, видео документы и аудио комментарии – все это вместе взятое делает электронные энциклопедии, справочники, словари незаменимым подспорьем в работе современного учителя. Примером может служить энциклопедия «Кирилла и Мефодия». Работа со словарями расширяет кругозор учащихся, их лексикон, что влияет на формирование грамотной речи. Онлайн-словари заменяют бумажные аналоги. Не во всех школьных библиотеках есть «Поэтический словарь», «Словарь эпитетов», «Словарь молодежного сленга» и др., которые бывают нужны при работе учителя-словесника, в интернете мы можем найти практически любую интересующую нас информацию.

На этапе закрепления  и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями.

При всем облили образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего:

Порталы «Грамотау». Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы, очень удобно работать при изучении раздела «Лексика» и «Орфография», потому что большая база различных словарей, можно задать проблемный вопрос и получить на него ответ.

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

сайт «Образовательные тесты», где собрана коллекция из более чем 6 тысяч тестов по всем предметам школьного курса, в том числе по русскому языку и литературе с 1 до 11 класса по всем темам изучаемого в школе материала. Здесь можно найти тесты как по определенным текущим темам, так и для обобщающего контроля после изучения определенного раздела или темы. Работу организую следующим образом: я приглашаю для решения теста или выполнения задания по очереди нескольких учащихся. Преимущества такой работы в том, что,


-во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися,

- во-вторых,  сэкономить время,

-в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания ,

- в-четвертых, способствовать развитию информационной компетентности учащихся.

Результаты тестов даются в процентном соотношении выполненных-невыполненных заданий, показаны неправильно выполненные задания. Для того, чтобы ученик смог самостоятельно поставить себе оценку за сделанную работу, перед компьютерами лежат нормы оценок для данного вида тестов, поэтому дети видят свой результат, часто выбирают другой вариант или повторно проходят тот же тест, чтобы исправить или повысить свою оценку.

Оnline test pad. Сайт предназначен для работы в интерактивном режиме учащихся по всем предметам общеобразовательной школы. Здесь большой учебный материал с тестами, также есть разделы с логическими играми, тематическими онлайн-кроссвордами по школьным предметам, в том числе и по русскому языку и литературе, ребусами. Одним словом, это хороший «помощник» как для работы на уроках, так и

Сайт «Незнайка», который хорошо использовать для подготовки к ЕГЭ или ОГЭ. Здесь предлагаются онлайн-тесты, достаточное количество вариантов для самостоятельной подготовки учащихся с показом результата и ошибок, которые допущены в процессе тестирования.

Также здесь есть подборка материалов для работы с разными классами по всем предметам. По русскому языку и литературе база предлагаемых тестов небольшая, но есть интерактивные задания, диктанты, логические игры.

Аналогично работают сайты «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Русский на 5», где дается большое количество онлайн-тестов из открытого банка ФИПИ, также варианты тестов по отдельным заданиям и частям экзамена с возможностью прослушать и 1.

Заключение.

В заключении - результаты обсуждения темы "ИКТ на уроках”, которое проводилось на сайте "Общественная экспертиза и оценка учебников». Данные я взяла из работы Инессы Николаевны Перовой «ИКТ на уроках русского языка и литературы» ( https://perova3.jimdo.com/икт-на-уроках/)


И вот к каким выводам пришли участники этого обсуждения:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;
- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;
- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;
- ИКТ, как средство доступа к учебной информации, обеспечивает возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;
- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.
Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения
- использовать компьютерные презентации;
-использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;
- использовать дистанционное обучение;
- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
- использовать интерактивную доску;
- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
- организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и др.
Используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях.

Список использованной литературы: интернет-ресурсы образовательного назначения

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://gramota.ru/slovari/online/-сайт «Грамота. ру»

http://testedu.ru –Образовательные тесты

http://onlinetestpad.com/ru/tests- сайт Online Test Pad

http://easyen.ru/index/tests/010?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7- «Современный учительский портал»

https://neznaika.pro/oge/rus_oge/-