Файл: Содержание 2 Вопрос Государственный метрологический контроль и надзор 3 Вопрос Международные организации по стандартизации (исо, мэк) 5 Вопрос Унификация 11 Задачи 13 Список использованных источников 16.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 2
Вопрос 1. Государственный метрологический контроль и надзор 3
Вопрос 2. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК) 5
Вопрос 3. Унификация 11
Задачи 13
Список использованных источников 16
Вопрос 1. Государственный метрологический контроль и надзор
Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) обеспечивается Государственной метрологической службой для проверки соответствия нормам законодательной метрологии, утвержденным Федеральным законом от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) «Об обеспечении единства измерений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.), государственными стандартами и другими нормативными документами.
Государственный метрологический контроль и надзор распространяется на:
-
средства измерений; -
эталоны величин; -
методы проведения измерений; -
качество товаров и другие объекты, утвержденные законодательной метрологией.
Область применения Государственного метрологического контроля и надзора распространяется на:
-
здравоохранение; -
ветеринарную практику; -
охрану окружающей среды; -
торговлю; -
расчеты между экономическими агентами; -
учетные операции, осуществляемые государством; -
обороноспособность государства; -
геодезические работы; -
гидрометеорологические работы; -
банковские операции; -
налоговые операции; -
таможенные операции; -
почтовые операции; -
продукцию, поставки которой осуществляются по государственным контрактам; -
проверку и контроль качества продукции на выполнение обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации; -
измерения, которые осуществляются по запросам судебных органов, прокуратуры и других государственных органов; -
регистрацию спортивных рекордов государственного и международного масштабов.
Необходимо отметить, что неточность и недостоверность измерений в непроизводственных сферах, таких как здравоохранение, могут повлечь за собой серьезные последствия и угрозу безопасности. Неточность и недостоверность измерений в сфере торговых и банковских операций, например, могут вызвать огромные финансовые потери как отдельных граждан, так и государства.
Объектами Государственного метрологического контроля и надзора могут являться, например, следующие средства измерений:
-
приборы для измерения кровяного давления; -
медицинские термометры; -
приборы для определения уровня радиации; -
устройства для определения концентрации окиси углерода в выхлопных газах автомобилей; -
средства измерений, предназначенные для контроля качества товара.
В Федеральном законе от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) «Об обеспечении единства измерений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.) установлено три вида государственного метрологического контроля и три вида государственного метрологического надзора.
Виды государственного метрологического контроля:
-
определение типа средств измерений; -
поверка средств измерений; -
лицензирование юридических и физических лиц, занимающихся производством и ремонтом средств измерений.
Виды государственного метрологического надзора:
-
за изготовлением, состоянием и эксплуатацией средств измерений, аттестованными методами выполнения измерений, эталонами единиц физических величин, выполнением метрологических правил и норм; -
за количеством товаров, которые отчуждаются в процессе торговых операций; -
за количеством товаров, расфасованных в упаковки любого вида, в процессе их фасовки и продажи.
Вопрос 2. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК)
Международная организация по стандартизации ИСО.
Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 г. на заседании Комитета ООН по координации стандартов ООН. В том же году на заседании Генеральной ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы.
Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
В ИСО установлены два вида членства - комитеты-члены и члены-корреспонденты.
Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.
Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.
К руководящим органам ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, Техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат.
Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.
Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.
В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, во главе которого стоит президент. Совет состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.
Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов.
Другими органами Совета являются Техническое бюро, состоящее из председателя и девяти лиц, назначенных Советом, Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).
Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т. д.
С 1970 г. ИСО перешла на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО.
Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета-члена ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.
КАСКО ведет работу по следующим направлениям:
-
изучение способов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям; -
подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации и систем обеспечения качества; -
содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.
КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.
Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации в случае необходимости международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.
Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:
-
пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации; -
выработка рекомендаций (с точки зрения стандартизации), направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации; -
обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей; -
поддержание связи с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.
В целях координации деятельности различных международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации потребительских товаров, при Совете ИСО создан Координационный комитет по международным стандартам на потребительские товары, в работе которого принимают участие представители Международной электротехнической комиссии, Международного центра по обеспечению качества и другие организации.
Международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна применяет их целиком или отдельными разделами или вообще не применяет. Однако изготовители продукции, стремящиеся поддержать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций.
Разработка стандартов включается в программу технических органов только в том случае, если эти стандарты необходимы для расширения торговли между странами, если они направлены на обеспечение требуемого уровня безопасности людей и охраны здоровья, зашиты окружающей среды.
В практике международной стандартизации основной акцент при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции.
Помимо установления указанных требований в международных стандартах определяются требования к продукции в части ее безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.