Файл: Занятие 2 Обучающийся Пряшина Оксана Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Родная литература

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Пряшина Оксана Александровна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


  1. Практическое занятие №2

Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения.

 

Задание 1

Максимальное количество баллов – 4.

 

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

а) Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена;

б) Житие Сергия Радонежского;

в) Житие Александра Невского.

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.
Ответ:

Для анализа по предложенным критериям я выбрала произведение «Повесть о житии Александра Невского».

Изучение текста стоит начать с определения его жанра. Мы знаем, что данный текст – это памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором примерно в XIII в. Примечателен тот факт, что автор был не только современником Александра Невского, но, как он сам уверяет, лично знал князя и был свидетелем его деяний.

Очевидно, что текст был написан на старославянском – этот язык использовался исключительно для того, чтобы писать на нем религиозные тексты (в то время только их и записывали). Однако позже они записывались и на том языке, которым восточные славяне пользовались в устной речи – на древнерусском.

Жития пишутся по определённым литературным канонам. Канон – это та рамка, в которую заключается сюжет произведения. Это такие общие места, которые обязательно должны быть указаны, чтобы жанр текста и, соответственно, его основная задача были обнаружены читателем. Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, скитальчество, чудеса при жизни и после смерти, покровительство Бога и пр. События жизни святого излагаются кратко, абстрагировано, сам святой сравнивается с другими известными святыми или пророками. Также в тексте используются религиозные отсылки.


Житие может показаться похожим на биографию, но это не так – это не столько описание жизни, сколько обобщенно-типичное описание жизни, заключающее в себе путь к спасению данного святого. По факту – это жизнь некого идеального человека, образец для подражания. Конечно, по мнению человека Древней Руси, имеющего отличную от современной картину мира.

1. В тексте присутствуют стандартные мотивы:

1) Рождение от благочестивых родителей («Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии»);

2) Упоминание небесного покровительства («не без Божьего повеления было княжение его», «на таковые Бог призирает» и пр.).

3) Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то «Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита».

2. Краткое изложение основных эпизодов жизни князя;

3. Абстрагированность. В житии нет ни одной годовой даты, автор почти не называет исторических имен, особенно это касается противников («король страны Римской из Полуночной земли» — шведский король; «сильный царь Восточной страны» — хан Батый; «римляне» — шведы; «жены моавитские» — жены татарские и др.); он не всегда точен в изложении событий.

4. Повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями («Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»» и мн. др.).

5. Князь сравнивается с библейскими святыми и пророками («лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую»), что придает его деяниям особую величественность.

Также в тексте можно обнаружить следующие типичные изречения, используемые в текстах религиозного содержания:

1. Вступительная, близкая к текстам молитв: «Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия», а также оканчивающая «И так прославил Бог угодника своего».

2. Самоуничижительные фразы автора: «Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать…», «хотя и прост я умом».



Указание на то, что автор лично знал князя («сам был свидетелем зрелого возраста его», «все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве») не столько типично, сколько характерно для этого текста. Интересно то, что автор прибегает к достаточно красочному, преувеличенному описанию, и потому нетипичному: «и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». К слову, нельзя сказать, что описание боя само по себе типично для жития.

Что характерно для воинской повести? Центральный герой — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений, описываются реальные исторические факты.

Изображение князя как воина («была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество»), доблестного полководца («Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде…») и политика через центральные эпизоды текста.

Описание знаменитых побед Александра Невского в битве на Неве и на льду Чудского озера («И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов»), его дипломатических отношений с Ордой и папой римским.

Реальные исторические факты сражений и побед под предводительством князя Невского сакрализируются, сами по себе становятся святыми, священными. Эти подвиги считаются не столько личным достижением князя, сколько его божественным благословением, покровительством Бога не только над ним, но и над всем русским народом, а значит и русской землёй. Очень характерна в подтверждение этому следующая цитата из текста: «…и видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей…».

Именно так в сознании человека Древней Руси формировалась особая идея о священности княжеской власти, о непреложности действия правителя, благословлённого Богом. Вот почему вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Задание 2

Максимальное количество баллов – 4.

 


Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

2. Опишите цель создания эпиграммы.

3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

-     О книге, самостоятельно мной прочитанной.

-     О новом фильме.

-     О взаимоотношениях наших одноклассников.

-     Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

 

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану:

-     В. К. Тредиаковский «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы»;

-     П. Сумароков «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»;

-     И. Ф. Богданович «Вкус возраста»;

-     В. В. Капнист «Ты под ручной заклад...»;

-     И. И. Дмитриев «Он врал — теперь не врет».
Ответ:

Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану.

Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек.

Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает, и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве.
Эпиграмма о новом фильме:


В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь.

Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой.

Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах».

Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама».

Задание 3

Максимальное количество баллов – 3.

 

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

 

1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

6. Охарактеризуйте образ главного героя.

7. Место произведения в истории русской литературы.

8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

 

Перечень произведений для анализа:

-     Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»;

-     М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»;

-     И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии».
Ответ:

Я выбрала произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии» под авторством Лажечникова, первую главу. Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий.

Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I.

В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине, и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться, несмотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное.