Файл: 1. Перечислите источники земельного права, разделив на международные, федеральные, субъектов федерации и муниципальные. К актам указать предмет регулирования, цели и задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Перечислите источники земельного права, разделив на международные, федеральные, субъектов федерации и муниципальные. К актам указать предмет регулирования, цели и задачи.
Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений. На основании международных договоров Российской Федерации установлена линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Так, в целях уточнения и определения прохождения линии российско-китайской государственной границы на ее Западной части 3 сентября 1994 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Западной части.
В других случаях на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Например, Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о режиме российско-корейской государственной границы от 5 июля 2012 г. Аналогичные вопросы регулирует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках от 10 ноября 1997 г.
25 апреля 1996 г. в Пекине было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка». Статья 1 Соглашения предусматривает, что стороны создают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник делится линией российско-китайской государственной границы на две части: государственный заповедник «Ханкайский» в Приморском крае (территория РФ) и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны могут в соответствии с законами своих государств изменять границы собственной части заповедника. О каждом таком изменении стороны должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные исследования и мониторинг в отношении экосистем заповедника должны проводиться в соответствии с названным Соглашением и действующим законодательством сторон. В этом случае международный договор явился основанием изменения правового режима земель — установления режима земель заповедника.
Международные договоры могут способствовать установлению режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примеров можно назвать Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 г. и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 3 декабря 1982 г.
В Конвенции дается определение водно-болотных угодий: районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает 6 м. Каждое государство — участник Конвенции определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения, и способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов.
Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.
В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:
-
приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; -
приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; -
приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.
Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.
Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:
Гражданский кодекс РФ;
Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;
Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;
Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;
Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;
Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;
Федеральный закон от 10 января 1996 г. 4-ФЗ «О мелиорации земель» и др.
Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:
-
изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; -
разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; -
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ; -
иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.
Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:
-
Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.; -
Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.; -
Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;
Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.
Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:
-
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; -
установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; -
разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель; -
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; -
иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Раскройте порядок переоформления права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с «Законом «О дачной амнистии»
В соответствии со ст. 3 федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Права на землю, не предусмотренные Земельным "кодексом" Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
-
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; -
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; -
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.