Файл: Контрольная работа по дисциплине Психология профессиональной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
(Приволжский филиал)
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
(магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология профессиональной деятельности»
Тема: «Психологический отбор кандидатов на должность судей»
Выполнил:
Студент 1 курса
Группы 22/з-110м
заочной формы обучения
Голубев С.С.
Преподаватель:
Иванова Лидия Николаевна
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин.
г. Нижний Новгород
2022 г.
Правосудие - одно из направлений государственной деятельности, являющееся исключительной функцией, составляющей содержание судебной власти, а его осуществление, то есть осуществление правосудия – основная задача судьи как носителя судебной власти.1
Философская природа правосудия менялась под воздействием различных концепций права и справедливости. В древние времена судья фактически отождествлялся с правителем, позднее, с осознанием потребности в независимости судебной власти. Судья стал восприниматься как гарант прав и свобод каждого члена гражданского общества, а его власть постепенно стала распространяться и на правителей. Сегодня же, судья должностное лицо суда – представитель государственной власти, наделенный полномочиями по осуществлению правосудия, базирующегося на принципах самостоятельности, независимости, приоритета прав и свобод человека и гражданина.2
Исполнение возложенной государством обязанности по осуществлению правосудия, требует от каждого должностного лица, занимающего столь общественно-значимый пост, наличие у него ряда морально-деловых качеств личности, способствующих исполнению его функций.
Как отмечалось ранее, во все времена, ученые задавались вопросами о морально-деловых качествах судьи. Также, во все времена, вопрос о морально-деловых качествах судьи являлся следствием понятия правосудия. Думается, такое положение вещей весьма оправданно самой природой человеческого сознания, и историей развития человечества. На определенном этапе истории, человечество, или если говорить точнее, часть человечества (конкретно взятая цивилизация) находилась на определенном уровне развития и имела определенный взгляд на государство и право, закон, осуществление правосудия, судью в широком смысле этого слова, и как следствие, на то, какими морально-деловыми качествами должен обладать судья.
Во времена античности, в древней Греции, к личностным качествам судьи было приято относить честность и самостоятельность. Указанное положение мировоззрения на личность судьи было обусловлено демократическим строем «Древнегреческого государства». 3
Фома Аквинский в своих трудах прямо не затрагивал вопросы о деловых качествах личности судьи, но, как основоположник теологической теории происхождения государства и права, не мог не затрагивать вопросов, связанных с осуществлением правосудия, и как следствие, личности судьи. В своем труде «Сумма теологии» он раскрывал вопросы связанные с осуществлением правосудия, и говоря о судье, указывал на необходимость у него таких качеств как любовь и стремление к добродетели, как основные.4
Вопросы, касающиеся правосудия и, выступающие их продолжением, вопросы о личности судьи не обошли стороной и философы эпохи просвещения. И. Кант, относительно данной проблематики, в своей работе «Метафизика нравов» высказывал мнение: «Если исчезнет справедливость, жизнь на земле уже не будет иметь никакой цены». При этом, под справедливостью, И. Кант подразумевал свободу каждого индивида, рассматривая ее как основную предпосылку справедливости в отношениях между людьми. Исходя из такого взгляда на справедливость в понятии И. Канта строилось и понимание личности судьи, обладающего такими личностными характеристиками как честность, нетерпимость к нарушению прав и свобод.5
С развитием государства и права, общества в целом, и отдельных его институтов, развивался и взгляд общества на правосудие, а также взгляд на личность судьи. В частности, нормативно-правовая база современной России уже имеет конкретное выражение позиции государства относительно личностных характеристик судьи в конкретных актах.
Деятельность судей Российской Федерации основана на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе
и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Для развития положений российского законодательства касаемо вопросов, связанных с требованиями к личности судей, в 2012 году VIII съездом судей был утвержден Кодекс судейской этики. Этот документ конкретизирует требования к личности судей в целях обеспечения права каждого гражданина на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая свою ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия.
6 Согласно положениям указанного кодекса судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи, добросовестно пользоваться своими гражданскими правами и исполнять гражданские обязанности. Кроме того, судья не должен совершать каких-либо действий либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.
Деятельность судьи предъявляет высокие требования не только к профессиональным умениям и знаниям специалиста, но и к личности работника. Во-первых, это связано с тем, что профессиональная деятельность судьи связана с осуществлением от имени государства правоприменительных функций (Закон РФ «О статусе судей в Российской федерации», 1992).7
Во-вторых, судьи обеспечивают защиту социальных гарантий и прав граждан, общества в целом.8
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации утверждены методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи. В приложении № 6 к данным методическим рекомендациям содержится перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи:
| | |
Исследуемое качество | Характеристика качества | Основные методы |
Память | Оперативная память Ассоциативная память Смысловая память | Память на числа Слова-ассоциации Воспроизведение текста, устной речи |
Внимание | Устойчивость и концентрация внимания | Корректурная проба Тест на избирательность внимания Мюнстерберга |
Эмоциональная устойчивость | Продуктивность в состоянии эмоционального стресса | Повторные тесты на внимание при отсчете времени |
Познавательные процессы | Интеллектуальная продуктивность, особенности мышления | Тест структуры интеллекта Амтхауэра Классификация предметов Исключение предметов Объяснение пословиц и метафор |
Индивидуально- личностные особенности | Личностные характеристики, особенности психической адаптации | Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), Калифорнийский личностный опросник (CPI, CPI-R*), Восьмицветовой тест Люшера или ЦТО, Рисунок несуществующего животного |
Применение этих методик и способов может полностью раскрыть каждое из важнейших качеств кандидата на должность судьи, а также выявить среди кандидатов лиц с нервно - психической неустойчивостью и находящихся
в состоянии дезадаптации (нарушения приспособления организма человека к изменениям окружающей среды, проявляющихся в неадекватных психических, физиологических реакциях); оценить психологическую пригодность, выявить лиц с асоциальными установками, корыстно - утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества (вещества, вызывающие привыкание и зависимость при их систематическом приеме, - алкоголь, наркотические вещества, лекарственные препараты и другие).
Следует отметить, что судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания реализации правосудия. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы. Также судебная деятельность не может проходить вне эмоций. Нельзя требовать, чтобы судья был бесстрастным. Он ищет истину, а, как указывал В. И. Ленин, «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Эмоции направляют процесс установления истины, помогают поискам правильного решения. Но надо иметь в виду, что эмоции судьи при восприятии тех или иных фактов всегда находятся в центре внимания всех присутствующих в зале, которые могут сделать самые различные выводы в результате внешнего проявления судьей своего внутреннего эмоционального состояния. Необходимо, чтобы судья, будучи внутренне эмоциональным при восприятии фактов, при общении, в своем внешнем поведении оставался всегда беспристрастным. Только такое поведение судьи обеспечит и процесс познания истины, и воспитательное воздействие судебного процесса.
Важность нравственных качеств судьи как предпосылки справедливого и беспристрастного правосудия является бесспорной. Для адекватной оценки чужих поступков судья и сам должен быть человеком высоких моральных принципов. Высокие моральные (нравственные) качества, необходимые судье, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями.
Большинство личностных качеств в данной профессии являются приобретенными и формируются условиями жизни, воспитания, обучения. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами.
Список используемой литературы
1. Коваленко Т.С. Профессиональные права судьи: понятие, виды и содержание // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 1А. С. 139-147.
2. Коваленко Т.С. Правосудие, его сущность сквозь призму философского познания // Вестник КГУ. 2017 № 1. С. 258
3. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // StudFiles: [сайт] – 2022. – URL: https://studfile.net/preview/6266897/page:11/ (дата обращения: 20.11.2022)
4. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.
5. Кирсанова О.В. Справедливость и право в этических взглядах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля // Вестник Чувашского университета 2011. №4. С. 138
6. "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016)
7. 3акон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. От 22.08.2004) «О статусе судей в Российской Федерации». «Российская юстиция». – 1995. - №11.
8. Клеандров М.И. Статус судьи. — Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2008. - 96 с.
1 Коваленко Т.С. Профессиональные права судьи: понятие, виды и содержание // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 1А. С. 139-147.
2 Коваленко Т.С. Правосудие, его сущность сквозь призму философского познания // Вестник КГУ. 2017 № 1. С. 258
3 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // StudFiles : [сайт] – 2022. – URL: https://studfile.net/preview/6266897/page:11/ (дата обращения: 20.11.2022)
4 Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.
5 Кирсанова О.В. Справедливость и право в этических взглядах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля // Вестник Чувашского университета 2011. №4. С. 138
6 "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016)